Спортивные игры (ФГОС СОО, 10 класс)

ПРИЛОЖЕНИЕ № 21
к ООП СОО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ
(ФГОС СОО, 10 класс)

Тавда, 2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по курсу внеурочной деятельности «Спортивные игры» для
10 класса общеобразовательных организаций представляет собой
методически оформленную концепцию требований ФГОС СОО и раскрывает
их реализацию через конкретное содержание.
При создании программы по спортивным играм учитывались
потребности современного российского общества в физически крепком и
дееспособном подрастающем поколении, способном активно включаться в
разнообразные формы здорового образа жизни, умеющем использовать
ценности физической культуры для укрепления, поддержания здоровья и
сохранения активного творческого долголетия.
В программе по спортивным играм нашли свои отражения объективно
сложившиеся реалии современного социокультурного развития российского
общества, условия деятельности образовательных организаций, возросшие
требования родителей, учителей и методистов к совершенствованию
содержания общего образования, внедрение новых методик и технологий в
учебно-воспитательный процесс.
При формировании основ программы по спортивным играм
использовались прогрессивные идеи и теоретические положения ведущих
педагогических
концепций,
определяющих
современное
развитие
отечественной системы образования:
-концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина
Российской Федерации, ориентирующая учебно-воспитательный процесс на
формирование гуманистических и патриотических качеств личности
учащихся, ответственности за судьбу Родины;
-концепция формирования универсальных учебных действий,
определяющая основы становления российской гражданской идентичности
обучающихся, активное их включение в культурную и общественную жизнь
страны;
-концепция формирования ключевых компетенций, устанавливающая
основу саморазвития и самоопределения личности в процессе непрерывного
образования.
Общей целью общего образования по спортивным играм является
формирование разносторонней, физически развитой личности, способной
активно использовать ценности физической культуры для укрепления и
длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой
деятельности и организации активного отдыха. В программе для 10 класса
данная цель конкретизируется и связывается с формированием потребности
учащихся в здоровом образе жизни, дальнейшем накоплении практического

опыта по использованию современных систем физической культуры в
соответствии с личными интересами и индивидуальными показателями
здоровья, особенностями предстоящей учебной и трудовой деятельности.
Учебный курс «Спортивные игры» выполняет особую роль, так как
обладает мощным развивающим потенциалом. Специфика курса состоит в
том, что он строятся на психологической и дидактической базе, которая
является в среднем школьном возрасте необходимым звеном целостного
процесса духовного, нравственного и физического развития.
Игра возникла на самой ранней стадии развития человеческого общества и
во все времена была своеобразной школой, в которой дети получали
физическую и духовную закладку, познавали окружающий мир, учились
действовать и добиваться успехов. Эмоционально насыщенные, яркие и
разнообразные по содержанию, игры социальны по своей сущности, так как
отражают опыт человеческих отношений, формируют нравственность
ребёнка и укрепляют его здоровье.
В играх познаются различные свойства предметов, разнообразные стороны
жизни. При помощи игры ребята получают информацию. Она поступает к
ним без насилия и нажима. Основными мотивами является интерес,
положительные эмоции, сопровождаемые чувством радости.
Психология ребёнка такова, что он видит и переживает, отражается в его
поступке, действии. Ребёнок постоянно стремится к деятельности, к
общению, не имея возможности удовлетворить эту потребность в другой
форме, кроме как в игре. Это - один из факторов, привлекающих детей к
игре.
Разнообразные действия играющих оказывают благотворное влияние на
сердечно – сосудистую, дыхательную опорно –двигательную, нервную и
другие системы организма. Игры способствуют общему развитию и
укреплению мышц, а также улучшению обмена веществ. Игры с элементами
корригирующей гимнастики улучшают осанку. Наличие в играх движений
способствует максимальной разгрузке центров головного мозга.
Удовольствие, доставленное игрой, не только даёт отдых уставшему
организму, нервной системе, но и активизирует жизнедеятельность,
увеличивает работоспособность.
Учебный курс «спортивные игры» направлен на решение следующих
задач:
-закрепление и повторение пройденного программного материала на
уроках физической культуры, в изменённых условиях и ситуациях;
-повышение эмоционального тонуса детей;

-развитие умений взаимодействовать друг с другом;
-формирование навыков общения в коллективе сверстников;
-воспитание у детей уважения друг к другу в процессе игры.
Общее число часов, рекомендованных для изучения курса «Спортивные
игры» ,- 34 часа: в 10 классе-34 часа (1 час в неделю).

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
10 КЛАСС
Основы знаний о физической культуре и спорте.
Естественные основы. Основные формы движения, напряжение и
расслабление мышц при выполнении упражнений. Выявление работающих
групп мышц. Изменение роста, веса и силы мышц.
Спортивные игры
Волейбол. Значение технической подготовки в волейболе. Стойки
игрока. Приёмы и передачи мяча (двумя руками снизу, двумя руками сверху).
Подачи в волейболе. Сущность игры и история развития в мире, России.
Техника снизу. Прямые нападающие удары. Защитные действия (блоки,
страховки). игры в волейбол. Значение тактической подготовки в волейболе.
Тактика подач. Тактика передач. Тактика игры. Совершенствование
тактических действий в нападении и в защите. Учебная игра.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения курса «Спортивные игры» на уровне среднего
общего образования у обучающегося будут сформированы следующие
личностные результаты:
1) гражданского воспитания:
сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и
ответственного члена российского общества;
осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение
закона и правопорядка;
принятие
традиционных
национальных,
общечеловеческих
гуманистических и демократических ценностей;
готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма,
ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым,
национальным признакам;
готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского
общества, участвовать в самоуправлении в образовательной организации;

умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с
их функциями и назначением;
готовность к гуманитарной и волонтёрской деятельности;
2) патриотического воспитания:
сформированность
российской
гражданской
идентичности,
патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед
Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой язык и культуру,
прошлое и настоящее многонационального народа России;
ценностное отношение к государственным символам, историческому и
природному наследию, памятникам, традициям народов России,
достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях, труде;
идейную убеждённость, готовность к служению и защите Отечества,
ответственность за его судьбу;
3) духовно-нравственного воспитания:
осознание духовных ценностей российского народа;
сформированность нравственного сознания, этического поведения;
способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения,
ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности;
осознание личного вклада в построение устойчивого будущего;
ответственное отношение к своим родителям, созданию семьи на основе
осознанного принятия ценностей семейной жизни в соответствии с
традициями народов России;
4) эстетического воспитания:
эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и
технического творчества, спорта, труда, общественных отношений;
способность воспринимать различные виды искусства, традиции и
творчество своего и других народов, ощущать эмоциональное воздействие
искусства;
убеждённость в значимости для личности и общества отечественного и
мирового искусства, этнических культурных традиций и народного
творчества;
готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление
проявлять качества творческой личности;
5) физического воспитания:
сформированность здорового и безопасного образа жизни,
ответственного отношения к своему здоровью;
потребность в физическом совершенствовании, занятиях
спортивно-оздоровительной деятельностью;

активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда
физическому и психическому здоровью;
6) трудового воспитания:
готовность к труду, осознание приобретённых умений и навыков,
трудолюбие;
готовность к активной деятельности технологической и социальной
направленности; способность инициировать, планировать и самостоятельно
выполнять такую деятельность;
интерес к различным сферам профессиональной деятельности, умение
совершать осознанный выбор будущей профессии и реализовывать
собственные жизненные планы;
готовность и способность к образованию и самообразованию на
протяжении всей жизни;
7) экологического воспитания:
сформированность экологической культуры, понимание влияния
социально-экономических процессов на состояние природной и социальной
среды, осознание глобального характера экологических проблем;
планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе
знания целей устойчивого развития человечества;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия
предпринимаемых действий, предотвращать их;
расширение опыта деятельности экологической направленности.
8) ценности научного познания:
сформированность мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге
культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире;
совершенствование языковой и читательской культуры как средства
взаимодействия между людьми и познанием мира;
осознание ценности научной деятельности; готовность осуществлять
проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения курса «Спортивные игры» на уровне среднего
общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные
универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные
действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная
деятельность.
Познавательные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические
действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
самостоятельно формулировать и актуализировать проблему,
рассматривать её всесторонне;
устанавливать существенный признак или основания для сравнения,
классификации и обобщения;
определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их
достижения;
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях;
разрабатывать план решения проблемы с учётом анализа имеющихся
материальных и нематериальных ресурсов;
вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов
целям, оценивать риски последствий деятельности;
координировать и выполнять работу в условиях реального,
виртуального и комбинированного взаимодействия;
развивать креативное мышление при решении жизненных проблем.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые
исследовательские действия как часть познавательных универсальных
учебных действий:
владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности,
навыками разрешения проблем; способностью и готовностью к
самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению
различных методов познания;
овладение видами деятельности по получению нового знания, его
интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных
ситуациях (в том числе при создании учебных и социальных проектов);
формирование научного типа мышления, владение научной
терминологией, ключевыми понятиями и методами;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной
деятельности и жизненных ситуациях;
выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу,
выдвигать гипотезу её решения, находить аргументы для доказательства
своих утверждений, задавать параметры и критерии решения;
анализировать полученные в ходе решения задачи результаты,
критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых
условиях;
давать оценку новым ситуациям, оценивать приобретённый опыт;
осуществлять целенаправленный поиск переноса средств и способов
действия в профессиональную среду;

уметь переносить знания в познавательную и практическую области
жизнедеятельности;
уметь интегрировать знания из разных предметных областей;
выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения;
ставить проблемы и задачи, допускающие альтернативные решения.
У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с
информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:
владеть навыками получения информации из источников разных типов,
самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и
интерпретацию информации различных видов и форм представления;
создавать тексты в различных форматах с учётом назначения
информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму
представления и визуализации;
оценивать достоверность, легитимность информации, её соответствие
правовым и морально-этическим нормам;
использовать средства информационных и коммуникационных
технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных
задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности,
гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм
информационной безопасности;
владеть
навыками
распознавания
и
защиты
информации,
информационной безопасности личности.
Коммуникативные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как
часть коммуникативных универсальных учебных действий:
осуществлять коммуникации во всех сферах жизни;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение
социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и
смягчать конфликты;
владеть различными способами общения и взаимодействия;
аргументированно вести диалог, уметь смягчать конфликтные ситуации;
развёрнуто и логично излагать свою точку зрения с использованием
языковых средств.
Регулятивные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы следующие умения
самоорганизации как часть регулятивных универсальных учебных действий:
самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять
проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной
деятельности и жизненных ситуациях;

самостоятельно составлять план решения проблемы с учётом
имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений;
давать оценку новым ситуациям;
расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений;
делать осознанный выбор, аргументировать его, брать ответственность
за решение;
оценивать приобретённый опыт;
способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в
разных областях знаний;
постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень;
У обучающегося будут сформированы следующие умения
самоконтроля, принятия себя и других как часть регулятивных
универсальных учебных действий:
давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность,
оценивать соответствие результатов целям;
владеть навыками познавательной рефлексии как осознанием
совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и
оснований;
использовать приёмы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного
решения;
уметь оценивать риски и своевременно принимать решения по их
снижению;
принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов
деятельности;
принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;
принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов
деятельности;
признавать своё право и право других на ошибки;
развивать способность понимать мир с позиции другого человека.
У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной
деятельности как часть коммуникативных универсальных учебных
действий:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной
работы;
выбирать тематику и методы совместных действий с учётом общих
интересов, и возможностей каждого члена коллектива;
принимать цели совместной деятельности, организовывать и
координировать действия по её достижению: составлять план действий,

распределять роли с учётом мнений участников, обсуждать результаты
совместной работы;
оценивать качество вклада своего и каждого участника команды в
общий результат по разработанным критериям;
предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны,
оригинальности, практической значимости;
осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных
ситуациях; проявлять творчество и воображение, быть инициативным.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения в 10 классе обучающийся получит следующие
предметные результаты по отдельным темам программы по «Спортивным
играм»:
- особенности воздействия двигательной активности на организм человека;
- правила оказания первой помощи;
- способы сохранения и укрепление здоровья;
- свои права и права других людей;
- влияние здоровья на успешную учебную деятельность;
- значение физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья;
должны уметь:
- выполнять физические упражнения для развития физических навыков;
- заботиться о своем здоровье;
- применять коммуникативные и презентационные навыки;
- находить выход из стрессовых ситуаций;
- принимать разумные решения по поводу личного здоровья, а также
сохранения и улучшения безопасной и здоровой среды обитания;
- адекватно оценивать своё поведение в жизненных ситуациях;
- отвечать за свои поступки;
- отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Наименование разделов и тем программы

Всего

Контрольн
ые работы

Практические
работы

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

Раздел 1. Основы знаний о физической культуре и спорте.
1.1

Основы знаний о физической культуре
и спорте.

Итого по разделу

8

https://resh.edu.ru/subject/9/10/

8

Раздел 2. Спортивные игры
2.1

Волейбол

26

Итого по разделу

26

Итого

34

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

https://resh.edu.ru/subject/9/10/

0

0

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 КЛАСС
№ п/п

Тема урока

Количество часов
Всего
1

5

Основы знаний о физической культуре и спорте.
Естественные основы.
Основные формы движения, напряжение и расслабление мышц при выполнении
упражнений.
Основные формы движения, напряжение и расслабление мышц при выполнении
упражнений.
Выявление работающих групп мышц.

6

Изменение роста, веса и силы мышц.

1

7

Волейбол. Сущность игры и история развития в мире, России.
Волейбол. Значение технической подготовки в волейболе.
Стойки игрока в волейболе.
Стойки игрока в волейболе.
Приёмы и передачи мяча (двумя руками снизу)
Приёмы и передачи мяча (двумя руками снизу)

1
2
3
4

8
9
10
11
12
13
14
15
16

Приёмы и передачи мяча (двумя руками сверху)
Приёмы и передачи мяча (двумя руками сверху)
Подачи в волейболе.
Подачи в волейболе.

1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1

Контрольн
ые работы

17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Подачи в волейболе.
Волейбол. Техника снизу.

1

Волейбол. Техника снизу.
Прямые нападающие удары.
Прямые нападающие удары.
Защитные действия (блоки, страховки) игры в волейбол.

1

Защитные действия (блоки, страховки) игры в волейбол.
Защитные действия (блоки, страховки) игры в волейбол.
Значение тактической подготовки в волейболе.
Волейбол. Тактика подач.
Волейбол. Тактика передач.
Волейбол. Тактика передач.
Волейбол. Тактика игры.
Волейбол. Тактика игры.

1

Совершенствование тактических действий в нападении и в защите.
Совершенствование тактических действий в нападении и в защите.
Совершенствование тактических действий в нападении и в защите.
Волейбол. Учебная игра.

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

1

1
1
1

1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
34

0

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Внеурочная деятельность учащихся. Волейбол: пособие для учителей и
методистов/Г.А.Колодиницкий,

В.С.

Кузнецов,

М.В.

Маслов.-

М.:

Просвещение, 2011.-77с.: ил.- (Работаем по новым стандартам).

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
Российская электронная школа. https://resh.edu.ru/

ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ
Спортивно-оздоровительное направление
создает условия для
полноценного физического и психического здоровья ребенка, помогает ему
освоить гигиеническую культуру, приобщить к здоровому образу жизни,
формировать привычку к закаливанию и физической культуре.
Формы внеурочной деятельности:




Игра
Соревнование
Практика

Приложение к рабочей программе
«Формы учета рабочей программы воспитания»
1.Привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках
предметов, явлений, событий через:
— обращение внимания на нравственные аспекты научных открытий, которые
изучаются в данный момент на уроке; на ярких деятелей культуры, ученых, политиков,
связанных с изучаемыми в данный момент темами, на тот вклад, который они внесли в
развитие нашей страны и мира, на достойные подражания примеры их жизни, на мотивы
их поступков;
— использование на уроках информации, затрагивающей важные социальные,
нравственные, этические вопросы.
2.Использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета для
формирования у обучающихся российских традиционных духовно-нравственных и
социокультурных ценностей через подбор соответствующих текстов для чтения,
проблемных ситуаций для обсуждения в классе, объектов для выполнения.
3.Инициирование обсуждений, высказываний своего мнения, выработки своего
личностного отношения к изучаемым событиям, явлениям, лицам, произведениям
искусства.
4.Включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию
обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных
отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время
урока.
5.Применение на уроке интерактивных форм работы, стимулирующих познавательную
мотивацию обучающихся.
6.Применение групповой работы или работы в парах, которые способствуют развитию
навыков командной работы и взаимодействию с другими обучающимися.
7.Выбор и использование на уроках методов, методик, технологий, оказывающих
воспитательное воздействие на личность в соответствии с воспитательным идеалом,
целью и задачами воспитания:
- методы контроля и самоконтроля,
- методы самовоспитания,
- методы поощрения,
- методы формирования сознания,
- методы убеждения.
8.Инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в форме
организации групповых и индивидуальных исследований (мини-исследований),
включение в урок различных исследовательских заданий и задач, что дает возможность
обучающимся приобрести навыки самостоятельного решения теоретической проблемы,
генерирования и оформления собственных гипотез, уважительного отношения к чужим
идеям, публичного выступления, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.
9.Установление уважительных, доверительных, неформальных отношений между
учителем и учениками, создание на уроках эмоционально-комфортной среды.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».