Российская Федерация
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 9
623950, Свердловская обл., г. Тавда, ул. Ленина, 53,
телефон (факс): (34360)5-21-85, 5-39-87; e-mail: tavda-shkola9@mail.ru
ОКПО54124170, ОГРН1026601905318, ИНН/КПП6634007470/663401001
Рассмотрено
на заседании Педагогического совета
Протокол № 7от 22.01.2024 г.
Утверждено
Приказ МКОУ СОШ № 9
от 22.01.2024 г. № 6
ПОЛОЖЕНИЕ
об организации инклюзивного образования детей с ограниченными
возможностями здоровья в МКОУ СОШ № 9
1. Общие положения
1.
1.1.
Положение
об
организации
инклюзивного
образования
детей
с
ограниченными возможностями здоровья (далее – дети с ОВЗ) в МКОУ СОШ № 9 (далее –
Положение) разработано на основании Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; в соответствии с СанПиН 2.4.3648-20
"Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи", утвержденные постановлением Главного
государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28; СанПиН 1.2.3685-21
"Санитарно-эпидемиологические требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания", утвержденные постановлением
Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 г. № 2; Приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021 г. № 115 «Об
утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
основным образовательным программам - образовательным программам начального
общего, основного общего и среднего общего образования»; письма Министерства общего
и профессионального образования Свердловской области № 02.01.81/2940 от 06.04.2016г.
1.2. Настоящее Положение об организации инклюзивного образования детей с
ограниченными возможностями здоровья в МКОУ СОШ № 9 определяет порядок
организации обучения и воспитания в совместной образовательной среде детей с
ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) и детей, не имеющих таких
ограничений.
1.3. Инклюзия признается как закономерный этап развития образования детей с
ограниченными возможностями здоровья.
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – физическое лицо, имеющее
недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого –
медико - педагогической комиссией и препятствующие получению образования без
создания специальных условий (п.16 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 г. №273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации»).
Инклюзивное образование – обеспечение равного доступа к образованию для всех
обучающихся
с
учетом
разнообразия
особых
образовательных
потребностей
и
индивидуальных возможностей (п. 27 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 г. №273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации»).
Адаптированная
образовательная
программа
-
образовательная
программа,
адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом
особенностей их писхофизического развития, индивидуальных возможностей и при
необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию
указанных лиц (п.28 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации»).
1.4. Основной целью инклюзивного образования является реализация права обучающихся с
ОВЗ на получение общего образования в соответствии с федеральными государственными
образовательными стандартами, создание условий для коррекции нарушений в их развитии
и социальной адаптации, оказание ранней коррекционной помощи на основе специальных
педагогических подходов.
1.5. Задачи инклюзивного образовании:
создание эффективной системы психолого-педагогического и медико-социального
сопровождения обучающихся с ОВЗ в Школе с целью максимальной коррекции
недостатков их психофизического развития, эмоционально-волевой сферы, активизации
познавательной деятельности, формирования навыков и умений учебной деятельности;
освоение обучающимися с ОВЗ общеобразовательных программ в соответствии с ФГОС;
преодоление
негативных
особенностей
эмоционально-личностной
сферы
через
включение детей в успешную деятельность;
постоянное повышение мотивации ребёнка на основе его личной заинтересованности и
через осознанное отношение к позитивной деятельности;
охрана и укрепление физического, нервно-психического здоровья детей;
оказание
консультативной
помощи
семьям,
воспитывающим
детей
особыми
образовательными потребностями, включение законных представителей в процесс
обучения и воспитания ребёнка, формирование у них адекватного отношения к
особенностям его развития, выработка оптимальных подходов к проблемам семейного
воспитания;
изменение
общественного
сознания
образовательными потребностями;
по
отношению
к
детям
с
особыми
формирование у всех участников образовательных отношений толерантного поведения
к проблемам обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
2. Организация инклюзивного образования
2.1. Образование обучающихся с ОВЗ осуществляет образовательное учреждение,
реализующее общеобразовательные программы.
2.2. Зачисление обучающихся с ОВЗ в МКОУ СОШ № 9 осуществляется в общем порядке,
установленном
Российской
Федерацией
для
приема
граждан
в
образовательное
учреждение.
2.3. Инклюзивное образование детей с ОВЗ школьного возраста может быть организовано в
форме совместного обучения детей с ОВЗ и детей, не имеющих таких ограничений, в одном
классе Школы, реализующей основные образовательные программы, если это не
препятствует успешному освоению образовательных программ всеми обучающимися.
2.4. Выбор образовательной программы обучения ребенка с ОВЗ зависит от рекомендации
ТПМПК .
2.5. Форма получения общего образования по конкретной образовательной программе
определяется
родителями
(законными
представителями)
несовершеннолетнего
обучающегося.
2.6. Необходимыми условиями организации инклюзивного образования в Школе являются:
создание адаптивной среды (инфраструктура, нормативно-правовые, материальные,
информационные, психолого-педагогические ресурсы);
повышение квалификации педагогических работников;
создание психолого-медико-педагогического консилиума для организации психологопедагогического сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
2.7. Критерии организации инклюзивного образования:
особые образовательные потребности ребенка, обусловленные выраженностью первичного
дефекта уровнем развития, индивидуальными интеллектуальными и эмоционально личностными особенностями, препятствующие получению образования без создания
специальных условий;
готовность социальной среды (условия семейного воспитания, возможность оказания
соответствующей
поддержки
инклюзируемого
ребенка,
со
стороны
педагогических
родителей
(законных
работников,
представителей)
родителей
(законных
представителей) и обучающихся, не имеющих нарушений в развитии);
соответствие образовательной среды Школы потребностям инклюзированного ребенка:
созданы необходимые условия для получения без дискриминации качественного
образования лицами с ОВЗ, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации,
оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов
и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в
максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и
определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц (ст. 5
Федерального закона от
29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»).
2.8. В Школе инклюзивное обучение детей с ОВЗ с учетом развития ребенка может быть
организовано по образовательным программам начального общего, основного общего,
среднего
общего
образования;
адаптированным
образовательным
программам
в
соответствии с рекомендациями ПМПК; по индивидуальной образовательной программе.
2.9.
При
реализации
общеобразовательных
программ
используются
различные
образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии.
2.10. Для составления индивидуального учебного плана на текущий учебный год с целью
организации обучения детей с ОВЗ в инклюзивной форме используется учебный план
соответствующих образовательных программ .
2.11. Индивидуальный учебный план для ребенка с особыми образовательными
потребностями разрабатывается и утверждается на основе учебного плана, рекомендаций
ПМПК и индивидуальной программы реабилитации ребенка – инвалида, с обязательным
учетом мнения родителей (законных представителей) ребенка с особыми образовательными
потребностями.
2.12. При разработке индивидуального учебного плана для ребенка с особыми
образовательными потребностями в него включаются:
необходимость полного или частичного присутствия тьютора в образовательной
деятельности;
организация обучения в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся с
особыми
образовательными
потребностями
по
учебникам
для
специальных
(коррекционных) школ или по учебникам общеобразовательных школ;
организация индивидуальных и групповых занятий общеразвивающей и предметной
направленности;
организация обязательных дополнительных внешкольных и внеклассных коррекционноразвивающих занятий с психологом, логопедом, дефектологом и другими специалистами.
2.13. Индивидуальный учебный план для ребенка с особыми образовательными
потребностями может разрабатываться на учебный год. ПМПк школы вправе в любое
время вносить в индивидуальный учебный план изменения по ходатайству педагогов,
родителей (законных представителей), членов ТПМПК.
2.14. Образовательная деятельность по образовательным программам, в том числе
адаптированным образовательным программам, организуется в соответствии с расписанием
учебных занятий, которое определяется Школой.
2.15. Обучение детей с ОВЗ организуется по учебникам, соответствующим программе
обучения.
2.16. Оценка знаний детей с ОВЗ в классах инклюзивного обучения осуществляется в
соответствии с образовательной программой, а также с учетом особенностей их
психофизического развития и индивидуальных возможностей.
3. Организация аттестации обучающихся с ОВЗ
3.1. Освоение образовательной программы, в том числе отдельной части или всего объема
учебного
предмета,
курса,
дисциплины
(модуля)
образовательной
программы,
сопровождается текущим контролем успеваемости и промежуточной аттестации учащихся.
3.2. Освоение обучающимися основных образовательных программ основного общего и
среднего общего образования завершается государственной итоговой аттестацией, которая
является обязательной.
3.3. Решение об итоговой аттестации детей с ОВЗ принимает педагогический совет МКОУ
СОШ № 9.
3.4. Для детей с ОВЗ, освоивших основные общеобразовательные программы основного
общего среднего общего образования, государственная (итоговая) аттестация проводится в
форме Основного государственного
экзамена или, по их желанию, в форме Единого
государственного экзамена.
3.5. Государственный выпускной экзамен для детей с ОВЗ организуется с учетом
особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния
здоровья.
3.6. Дети с ОВЗ, получившие образование в форме инклюзивного образования и успешно
прошедшие ГИА по образовательным программам основного общего и среднего общего
образования, получают аттестат об основном общем или среднем общем образовании,
подтверждающий получение общего образования соответствующего уровня.
4. Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ, обучающегося в форме
инклюзивного образования
4.1.Диагностико - коррекционное и психолого – медико - педагогическое сопровождение
обучающихся детей с ОВЗ в школе сопровождается ПМПк .
4.2. Специалисты ПМПк:
осуществляют психолого-медико-педагогическое обследование детей с ОВЗ;
определяют возможности инклюзии конкретного ребенка, условий и форм инклюзии;
проводят
предварительную
работу
с
обучающимися,
родителями
(законными
представителями), педагогическими работниками Школы, направленную на подготовку в
Школе инклюзивного образования;
разрабатывают совместно с педагогами индивидуальные образовательные маршруты;
отслеживают эффективность обучения детей с ОВЗ по программе, рекомендованной
ПМПК;
организуют систематическое сопровождение образовательной деятельности в условиях
инклюзии;
осуществляют анализ выполненных рекомендаций всеми участниками процесса
инклюзии;
согласуют со специалистами ПМПК оценку результатов обучения.
4.3. Комплексное сопровождение детей с ОВЗ в условиях Школы осуществляют педагогпсихолог, дефектолог, логопед, классный руководитель, учитель.
4.4. Результаты адаптации, продвижения в развитии и личностном росте обучающихся,
формирования
программ,
навыков
показатели
образовательной
функционального
деятельность,
состояния
их
освоение
образовательных
здоровья
фиксируются
в
документации ПМПк.
5. Кадровое обеспечение образовательной деятельности в условиях инклюзивного
обучения
5.1. В классах инклюзивного обучения работают педагоги, специалисты (педагог-психолог,
социальный педагог и др.) и медицинские работники, прошедшие специальную подготовку.
5.2. Общее руководство деятельностью педагогов и специалистов, работающих в классах
инклюзивного обучения, осуществляет директор МКОУ СОШ № 9, непосредственное
руководство – заместители директора по учебно-воспитательной работе.