Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 9
Принято на заседании
педагогического совета,
протокол № 1 от 30 августа 2024 г.
Утверждено
приказом МКОУ СОШ № 9
от 02.09. 2024 г. №111
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
основного общего образования
для обучающихся с ЗПР
на 2024 – 2025 учебный год
Тавда, 2024
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебный план основного общего образования обучающихся с задержкой психического
развития (далее - Учебный план ООО ЗПР) определяет перечень, трудоемкость,
последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, формы
промежуточной аттестации обучающихся при получении основного общего образования. В
2024-2025 учебном году реализуется в 5-9 классах, обучающиеся с задержкой психического
развития обучаются совместно с обучающимися в общеобразовательных классах.
Учебный план ООО ЗПР разработан в соответствии:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской
Федерации"(с изменениями);
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 287 (с изменениями);
- Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1025 “Об утверждении
федеральной адаптированной образовательной программы основного общего образования для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья” (вариант 7).
Учебный план обучающихся с задержкой психического развития основного общего
образования МКОУ СОШ № 9 для 5-9 классов, реализующих основную образовательную
программу основного общего образования, соответствующую ФГОС ООО (приказ
Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»),
фиксирует общий объём нагрузки, максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся,
состав и структуру предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их
освоение по классам и учебным предметам.
Учебный план является частью образовательной программы МКОУ СОШ № 9,
разработанной в соответствии с ФГОС основного общего образования, учетом Федеральной
образовательной программой основного общего образования, и обеспечивает выполнение
санитарно-эпидемиологических требований СП 2.4.3648-20 и гигиенических нормативов и
требований СанПиН 1.2.3685-21.
МКОУ СОШ № 9 работает по 5-й учебной неделе.
Продолжительность учебного года основного общего образования составляет 34 недели.
Количество учебных занятий за 5 лет не может составлять менее 5058 академических часов и
более 5848 академических часов.
Максимальное число часов в неделю в 5, 6 и 7 классах при 5-дневной учебной неделе и
34 учебных неделях составляет 29, 30 и 32 часа соответственно. Максимальное число часов в
неделю в 8 и 9 классах составляет 33 часа.
Продолжительность учебных периодов составляет:
в первом полугодии не более 8 учебных недель;
во втором полугодии – не более 10 учебных недель. Продолжительность каникул
составляет не менее 7 календарных дней.
Продолжительность урока на уровне основного общего образования составляет 40
минут. Для классов, в которых обучаются дети с ОВЗ, – 40 минут. Во время занятий необходим
перерыв для гимнастики не менее 2 минут.
Суммарный объём домашнего задания по всем предметам для каждого класса не
превышает продолжительности выполнения 2 часа – для 5 класса, 2,5 часа – для 6-8 классов, 3,5
часа – для 9 класса.
Обучение ведется на русском языке.
Форма организации образовательной деятельности – классно-урочная. Предполагается
использование вариативных форм организации обучения и воспитания, ориентированных на
формирование не только предметных, но и метапредметных и личностных результатов
обучающихся: аудиторных – урок, лабораторная и практическая работа, консультация,
коллективное творческое дело, олимпиады, конкурсы и другие; внеаудиторных – экскурсии,
проектирование, учебное исследование, кружки, секции, соревнования.
При проведении учебных занятий по предметам «Иностранный язык», «Труд
(технология)», «Информатика» осуществляется деление классов на группы, в соответствии с
локальным актом МКОУ СОШ № 9.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА
На уровне основного образования решаются задачи с учетом возрастных особенностей
обучающихся. Они находят отражение, прежде всего в наборе базовых учебных курсов и
занятий по выбору учащихся.
Учебный план разработан в соответствии с Федеральным государственным
образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным Приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 и включает две части:
1)
обязательная часть;
2)
часть, формируемая участниками образовательных отношений.
Обучение ведётся по рабочим программам, которые составлены на основе требований
федерального государственного образовательного стандарта, федеральных образовательных
программ для общеобразовательных учреждений.
Обязательная часть учебного плана представлена предметными областями «Русский
язык и литература», «Иностранные языки», «Математика и информатика», «Общественнонаучные предметы», «Естественно-научные предметы», «Искусство», «Технология»,
«Физическая культура», «Основы безопасности и защиты Родины» и «Основы духовнонравственной культуры народов России».
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
определяет содержание образования, обеспечивающего реализацию интересов и потребностей
обучающихся и родителей (законных представителей) обучающихся.
Предметная область «Русский язык и литература» представлена учебными предметами
«Русский язык», «Литература».
Предметная область «Математика и информатика» представлена следующими
предметами: «Математика», «Алгебра», «Геометрия», «Вероятность и статистика»,
«Информатика».
Предметная область «Общественно-научные предметы» представлена учебными
предметами: «История», «География», «Обществознание»
Учебный предмет «История» предметной области «Общественно-научные предметы»
включает в себя учебные курсы «История России» и «Всеобщая история», которые изучаются
интегрировано. При реализации модуля «Введение в Новейшую историю России» в курсе
«История России» количество часов на изучение учебного предмета «История» История России
в 9 классе увеличено на 17 учебных часов. Текущее оценивание и промежуточная аттестация
осуществляются по учебному предмету «История».
В качестве иностранного языка изучается английский язык.
Предметная область «Естественно-научные предметы» представлена предметами
«Биология», «Химия», «Физика».
Предметная область «Искусство»
представлена
учебными
предметами:
«Изобразительное искусство» и «Музыка».
Предметная область «Технология» представлена учебным предметом «Труд
(технология)».
Предметная область «Физическая культура» представлена предметом «Физическая
культура».
Предметная область «Основы безопасности и защиты Родины» представлена
предметом «Основы безопасности и защиты Родины»
В соответствии с ФГОС ООО в МКОУ СОШ № 9, где язык образования русский,
изучение родного языка, родной литературы, второго иностранного языка не предусмотрено
(из-за кадрового дефицита и отсутствия заявлений родителей на изучение данных предметов).
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей учащихся. Время, отводимое на
данную часть внутри максимально допустимой недельной нагрузки, может быть использовано:
на увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов
обязательной части; на введение учебных предметов, обеспечивающих различные интересы
учащихся, способствует реализации предпрофильной подготовки учащихся.
Для обеспечения двигательной активности обучающихся 6 - 9 классов вводится курс
«Спортивные игры», который позволит обучающимся понимать ценность здоровья, здорового и
безопасного образа жизни как целевого приоритета при организации собственной
жизнедеятельности, взаимодействии с людьми; рационально организовать физическую и
интеллектуальную деятельность; уметь противостоять негативным факторам, приводящим к
ухудшению здоровья.
В 5 классе для гармоничного когнитивного развития детей школьного возраста
посредством массового их вовлечения в шахматную игру, развития мышления школьника во
всех его проявлениях — от наглядно-образного мышления до комбинаторного, тактического и
творческого, введен курс «Шахматы».
Для формирования функционально грамотной личности, ее готовности и способности
использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для
решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой
деятельности, общения и социальных отношений в 5 классе реализуется курс «Естественнонаучная грамотность»; в 7 классе – «Функциональная грамотность: учимся для жизни».
В рамках предпрофильной подготовки с целью развития технического мышления
обучающихся, усвоения ими основных положений чтения и выполнения чертежей деталей и
сборочных единиц, а также умение применять графические знания при решении задач с
творческим содержанием в 8 классе реализуется курс «Черчение».
Увеличение учебных часов (часть, формируемая участниками образовательных
отношений), отводимых на изучение отдельных обязательных учебных предметов и на
введение учебных курсов, обеспечивающих различные интересы учащихся, реализуется в
пределах максимально допустимой нагрузки учащихся (в соответствии с санитарногигиеническими требованиями).
СОДЕРЖАНИЕ, ПОРЯДОК И ФОРМЫ
ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
Промежуточная аттестация – установление уровня достижения результатов освоения
учебных предметов, курсов, предусмотренных образовательной программой за учебный год.
Структура промежуточной аттестации определяется Положением о формах,
периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
учащихся в МКОУ СОШ № 9 в сроки, установленные календарным учебным графиком школы.
Формами промежуточной аттестации является годовое оценивание обучающихся по
итогам учебного года по каждому учебному предмету.
Промежуточная аттестация обучающихся 5 – 9 классов проводится на основе
четвертных результатов по всем учебным предметам и представляет собой округленное по
законам математики до целого числа среднее арифметическое четвертных отметок, полученных
обучающимся по данному предмету. Фиксация результатов промежуточной аттестации
осуществляется по четырехбалльной системе.
Неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или
нескольким учебным предметам образовательной программы или непрохождение
промежуточной аттестации при отсутствии уважительных причин признаются академической
задолженностью.
Промежуточная аттестация обучающихся 9 класса включает в себя итоговое
собеседование по русскому языку, которое является условием допуска к государственной
итоговой аттестации и проводится для обучающихся во вторую среду февраля по текстам,
темам и заданиям, сформированным по часовым поясам Рособрнадзора. Результатом итогового
собеседования по русскому языку является «зачет» или «незачет». В случае, если обучающийся
получил за итоговое собеседование по русскому языку «незачет», он допускается повторно к
проведению собеседование по русскому языку в дополнительные сроки (во вторую рабочую
среду марта и первый понедельник мая), устанавливаемые органами исполнительной власти
субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере
образования, учредителями.
КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА
Коррекционная работа осуществляется в ходе всего учебно-образовательного процесса,
при изучении предметов учебного плана и на специальных коррекционно-развивающих
занятиях, где осуществляется коррекция дефектов психофизического развития обучающихся с
ЗПР и оказывается помощь в освоении нового учебного материала на уроке и в освоении АООП
ООО в целом.
Коррекция отклонений в развитии, восполнение пробелов в знаниях, обучающихся
реализуется через индивидуальные и групповые коррекционные занятия, которые проводятся
учителем-логопедом,
педагогом-психологом,
учителем-дефектологом
по
отдельным
программам.
При проведении коррекционно-развивающих занятий обучающиеся могут быть
объединены в группы с учетом однородности и выраженности нарушений.
Продолжительность индивидуальных и групповых коррекционных занятий для
обучающегося с ОВЗ составляет 15-20 минут.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Предметная область
Учебный
Количество часов в неделю
предмет/курс
5
6
7
8
Обязательная часть
Русский язык и
Русский язык
5
6
4
3
литература
Литература
3
3
2
2
Иностранные языки
Иностранный язык
3
3
3
3
Математика и
Математика
5
5
0
0
информатика
Алгебра
0
0
3
3
Геометрия
0
0
2
2
Вероятность и
0
0
1
1
статистика
Информатика
0
0
1
1
Общественно-научные История
2
2
2
2
предметы
Обществознание
0
1
1
1
География
1
1
2
2
Естественно-научные
Физика
0
0
2
2
предметы
Химия
0
0
0
2
Биология
1
1
1
2
Искусство
Изобразительное
1
1
1
0
искусство
Музыка
1
1
1
1
Технология
Труд (технология)
2
2
2
1
Физическая культура
Физическая культура
2
2
2
2
Основы безопасности и Основы безопасности и
0
0
0
1
защиты Родины
защиты Родины
Основы духовноОсновы духовно1
1
0
0
нравственной культуры нравственной культуры
народов России
народов России
Итого
27
29
30
31
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Наименование учебного курса
Спортивные игры
0
1
1
1
Шахматы
1
0
0
0
Функциональная грамотность (естественно1
0
0
0
научная)
Черчение
0
0
0
1
Функциональная грамотность: учимся для жизни
0
0
1
0
Итого
2
1
2
2
ИТОГО недельная нагрузка
29
30
32
33
Количество учебных недель
34
34
34
34
Всего часов в год
986
1020
1088
1122
9
3
3
3
0
3
2
1
1
2.5
1
2
3
2
2
0
0
1
2
1
0
32.5
0.5
0
0
0
0
0.5
33
34
1122