Финансовая грамотность (ФГОС НОО, 2-3 классы)

Приложение № 11
к ООП НОО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Финансовая грамотность»
(ФГОС НОО, 2-3 классы)

Тавда, 2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по учебному предмету «Финансовая грамотность» на
уровне начального общего образования составлена на основе требований к
результатам освоения основной образовательной программы начального
общего образования ФГОС НОО, а также ориентирована на целевые
приоритеты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации
обучающихся, сформулированные в федеральной рабочей программе
воспитания. Программа соответствует программе начального общего
образования и авторской программе «Финансовая грамотность» Ю. Н.
Корлюговой.
«Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим
интересы обучающихся в сфере экономики семьи.
Цель
воспитание

программы: развитие
ответственности

и

экономического
нравственного

образа
поведения

мышления,
в

области

экономических отношений в семье, формирование опыта применения
полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области
экономики семьи.
Задачи программы:


осуществлять поиск и использование информации необходимой для
результативного и эффективного решения задач в финансовой сфере;



определять актуальные и потенциальные источники доходов;



анализировать структуру собственных (семейных) доходов и расходов,
определять уровень жизни семьи на основании бюджета, оценивать
финансовую устойчивость своего домохозяйства, планировать семейный
и личный бюджет, планировать сбережения;



выявлять возможные финансовые риски, оценивать их, разрабатывать
меры по уменьшению рисков;



оценивать

актуальность

при

кредитовании,

оценивать

риски,

возникающие в связи с кредитной нагрузкой на семью, определять
эффективную процентную ставку по кредиту;


оценивать риски при инвестировании, сравнивать доходность различных
инвестиционных продуктов, выбирать типовые методы и способы
выполнения задач по инвестированию средств;



сравнивать возможности - оценивать соотношения уровня расходов и
степени защищенности, обеспечиваемой страховым продуктом;



оценивать

степень

безопасности

различных

предложений

на

финансовом рынке;


оценивать их эффективность и качество, описывать алгоритм действий в
ситуации финансового мошенничества.



учить планировать личный бюджет и постановку целей;



рассмотреть способы достижения финансовых целей (накопления,
депозиты, вклады);



познакомить с особенностями функционирования банков, пенсионных
фондов, налоговых и страховых компаний;



познакомить с понятиями «право» и «налоги»;



формировать

основы

предпринимательства,

через

игровую

деятельность.
Основные содержательные линии курса:
• деньги, их история, виды, функции;
• семейный бюджет.
Освоение содержания курса опирается на межпредметные связи с
курсами математики, литературы и окружающего мира. Учебные материалы
и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и
включают задачи, практические задания, игры, мини-исследования и
проекты. В процессе изучения формируются умения и навыки работы с

текстами, таблицами, схемами, а также навыки поиска, анализа и
представления информации и публичных выступлений.
Общее число часов, отведённых на изучение финансовой грамотности,
составляет 68 часов: во 2 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 3 классе – 34
часа (1 час в неделю).

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
2 КЛАСС
Что такое деньги и откуда они взялись.
Появление обмена товарами. Проблемы товарного обмена. Появление первых денег — товаров с высокой
ликвидностью. Свойства драгоценных металлов (ценность, прочность, делимость) делают их удобными товарными
деньгами. Появление монет. Первые монеты разных государств. Основные понятия
Товар. Деньги. Покупка. Продажа. Ликвидность. Драгоценные металлы. Монеты. Бумажные деньги. Банкноты.
Купюры.
Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок.
Устройство монеты. Изобретение бумажных денег. Защита монет от подделок. Современные монеты. Способы
защиты от подделок бумажных денег. Монеты. Гурт. Аверс. Реверс. «Орёл». «Решка». Номинал. Банкнота. Купюра.
Фальшивые деньги. Фальшивомонетчики.
Какие деньги были раньше в России.
Древнерусские товарные деньги. Происхождение слов «деньги», «рубль», «копейка». Первые русские монеты.
«Меховые деньги». Куны. Первые русские монеты. Деньга. Копейка. Гривна. Грош. Алтын. Рубль. Гривенник.
Полтинник. Ассигнация.
Современные деньги России и других стран.
Современные деньги России. Современные деньги мира. Появление безналичных денег. Безналичные деньги как
информация на банковских счетах. Проведение безналичных расчётов. Функции банкоматов.
3 КЛАСС

Откуда в семье деньги.
Доходы. Клады. Лотерея. Наследство. Товары. Услуги. Заработная плата. Профессия. Сдельная зарплата. Почасовая
зарплата. Пенсия. Пособие. Стипендия. Имущество. Аренда. Проценты по вкладам. Кредиты.
На что тратятся деньги.
Расходы. Продукты. Коммунальные платежи. Счёт. Одежда. Обувь. Образование. Непредвиденные расходы.
Сбережения. Долги. Вредные привычки. Хобби.
Как умно управлять своими деньгами.
Расходы и доходы. Бюджет. Банкрот. Дополнительный заработок.
Как делать сбережения.
Копилки. Коллекционирование. Банковский вклад. Недвижимость. Ценные бумаги. Фондовый рынок. Акции.
Дивиденды.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ НА
УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы по финансовой грамотности на уровне начального общего
образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с традиционными
российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и
нормами поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования
внутренней позиции личности.

В результате изучения финансовой грамотности на уровне начального общего образования у обучающегося
будут сформированы следующие личностные результаты:
 уважение и ценностное отношение к своей Родине – России;
 ценностно-смысловые ориентации и установки, отражающие индивидуально-личностные позиции и
социально значимые личностные качества;
 духовно-нравственное развитие обучающихся;
 мотивация к познанию и обучению, готовность к саморазвитию и активному участию в социально значимой
деятельности;
 овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;
 развитие самостоятельности и осознания личной ответственности за свои поступки;
 развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных
экономических ситуациях.
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных
действий (УУД).
Регулятивные УУД:
 составление простых планов с помощью учителя;
 понимание цели своих действий;
 проявление познавательной и творческой инициативы;
 оценка правильности выполнения действий;
 адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.
Познавательные УУД:
 освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
 использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;

овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и
причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
 овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
Коммуникативные УУД:
 составление текстов в устной и письменной формах;
 умение слушать собеседника и вести диалог;
 умение признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
 умение излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
 умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный
контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.


ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений:
 понимание и правильное использование экономических терминов;
 представление о роли денег в семье и обществе;
 умение характеризовать виды и функции денег;
 знание источников доходов и направлений расходов семьи;
 умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет;
 определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей их решения;
 проведение элементарных финансовых расчётов.
Результативность реализации программы отслеживается через:
 устный опрос;
 письменная самостоятельная работа: ответы на вопросы;
 тестовое задание;
 решение задач;








решение кроссворда и анаграммы;
мини-исследование;
графическая работа: построение схем и диаграмм связей;
творческая работа: постер, компьютерная презентация;
викторина;
проект.

К концу обучения во 2 классе обучающийся получит следующие предметные результаты по отдельным темам
программы по финансовой грамотности:
1.Объяснять причины и приводить примеры обмена:
• объяснять проблемы, возникающие при обмене;
• описывать свойства товарных денег;
• приводить примеры товарных денег;
• приводить примеры первых монет.
2.Объяснять, почему появились монеты:
• описывать купюры и монеты;
• сравнивать металлические и бумажные деньги;
• объяснять, почему изготовление фальшивых денег является преступлением.
3.Описывать старинные российские деньги:
• объяснять происхождение названий денег;
-объяснять происхождение названий денег;
-Описывать современные российские деньги:
• решать задачи с элементарными денежными расчётами;
• объяснять, что такое безналичный расчёт и пластиковая карта;
• приводить примеры иностранных валют.

К концу обучения в 3 классе обучающийся получит следующие предметные результаты по отдельным темам
программы по финансовой грамотности:
1.Описывать и сравнивать источники доходов семьи:
• объяснять причины различий в заработной плате;
• объяснять, кому и почему платят пособия;
• приводить примеры того, что можно сдать в аренду.
2.Объяснять, что влияет на намерения людей совершать покупки.
• сравнивать покупки по степени необходимости;
• различать планируемые и непредвиденные расходы;
• объяснять, как появляются сбережения и долги.
3.Объяснять, как управлять деньгами:
• сравнивать доходы и расходы;
• объяснять, как можно экономить;
• составлять бюджет на простом примере.
4.Объяснять, в какой форме можно делать сбережения:
• приводить примеры доходов от различных вложений денег;
• сравнивать разные виды сбережений.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2 КЛАСС
№ п/п

Наименование разделов и
тем программы

Количество часов
Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

Электронные (цифровые) образовательные
ресурсы

Обмен и деньги

1

2

3

4

Что такое деньги и откуда
они взялись
Рассмотрим деньги
поближе. Защита от
подделок

Какие деньги были
раньше в России

Современные деньги
России и других стран
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

13

Просветительский портал «Хочу. Могу. Знаю»
https://rcfg35.ru/arcade/obrazovatelnye-proektyhochu-mogu-znayu/?ysclid=lmzz9ou8xe80180932

7

Просветительский портал «Хочу. Могу. Знаю»
https://rcfg35.ru/arcade/obrazovatelnye-proektyhochu-mogu-znayu/?ysclid=lmzz9ou8xe80180932
Финзнайка
https://fz.oc3com.com/?ysclid=lmzz8wfeqb552834761

7

Просветительский портал «Хочу. Могу. Знаю»
https://rcfg35.ru/arcade/obrazovatelnye-proektyhochu-mogu-znayu/?ysclid=lmzz9ou8xe80180932
Финзнайка
https://fz.oc3com.com/?ysclid=lmzz8wfeqb552834761

7

Просветительский портал «Хочу. Могу. Знаю»
https://rcfg35.ru/arcade/obrazovatelnye-proektyhochu-mogu-znayu/?ysclid=lmzz9ou8xe80180932
Финзнайка
https://fz.oc3com.com/?ysclid=lmzz8wfeqb552834761

34

0

0

3 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Наименование разделов и
тем программы

Всего

Контрольные
работы

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы
Практические
работы

Семейный бюджет
Просветительский портал «Хочу. Могу. Знаю»

5

Откуда в семье деньги

14

https://rcfg35.ru/arcade/obrazovatelnye-proekty-hochu-moguznayu/?ysclid=lmzz9ou8xe80180932
Финзнайка
https://fz.oc3com.com/?ysclid=lmzz8wfeqb552834761
Просветительский портал «Хочу. Могу. Знаю»

6

На что тратятся деньги

6

https://rcfg35.ru/arcade/obrazovatelnye-proekty-hochu-moguznayu/?ysclid=lmzz9ou8xe80180932
Финзнайка
https://fz.oc3com.com/?ysclid=lmzz8wfeqb552834761
Просветительский портал «Хочу. Могу. Знаю»

7

Как умно управлять своими
деньгами

5

https://rcfg35.ru/arcade/obrazovatelnye-proekty-hochu-moguznayu/?ysclid=lmzz9ou8xe80180932
Финзнайка
https://fz.oc3com.com/?ysclid=lmzz8wfeqb552834761

Просветительский портал «Хочу. Могу. Знаю»

8

Как делать сбережения

https://rcfg35.ru/arcade/obrazovatelnye-proekty-hochu-moguznayu/?ysclid=lmzz9ou8xe80180932

9

Финзнайка
https://fz.oc3com.com/?ysclid=lmzz8wfeqb552834761
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

34

0

0

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2 КЛАСС
№ п/п

Тема урока

Всего

1

Что такое деньги и откуда они взялись.

1

2
3
4
5
6
7
8
9
10

Появление обмена товарами.
Проблемы товарного обмена.
Появление первых денег — товаров с высокой ликвидностью.
Свойства драгоценных металлов (ценность, прочность, делимость)
Появление монет. Первые монеты разных государств.
Появление монет. Первые монеты разных государств.
Товар.
Деньги.
Покупка. Продажа.

1
1
1
1
1
1
1
1
1

11
12
13
14
15
16
17

Ликвидность.
Драгоценные металлы. Монеты.
Бумажные деньги. Банкноты. Купюры.
Рассмотрим деньги поближе. Устройство монеты.
Изобретение бумажных денег.
Защита монет от подделок. Способы защиты от подделок бумажных денег.
Современные монеты.

1
1
1
1
1
1
1

Контрольные
работы

18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28

Современные монеты.
Номинал. Банкнота. Купюра.
Фальшивые деньги. Фальшивомонетчики.
Какие деньги были раньше в России. Древнерусские товарные деньги.
Происхождение слов «деньги», «рубль», «копейка».
Первые русские монеты.
Первые русские монеты.
Первые русские монеты.
Появление безналичных денег.
Появление безналичных денег.
Современные деньги мира.

29
Современные деньги России.
30
Современные деньги России.
31
Проведение безналичных расчётов.
32
Проведение безналичных расчётов.
33
Функции банкоматов.
34
Безналичные деньги как информация на банковских счетах.
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
34

0

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
3 КЛАСС
№ п/п

Тема урока

1
2
3
4
5
6

Откуда в семье деньги. Доходы.
Откуда в семье деньги. Клады.
Откуда в семье деньги. Лотерея.
Откуда в семье деньги. Наследство.
Товары. Услуги.
Заработная плата. Профессия.

1
1
1
1
1
1

7
8
9
10
11
12
13
14
15

Заработная плата. Профессия.
Сдельная зарплата. Почасовая зарплата.
Пенсия. Пособие.
Стипендия.
Имущество.
Аренда.
Проценты по вкладам.
Кредиты.
На что тратятся деньги. Расходы. Непредвиденные расходы.

1
1
1
1
1
1
1
1

16
17

На что тратятся деньги. Продукты. Коммунальные платежи. Счёт.
На что тратятся деньги. Одежда. Обувь. Образование.

1
1

Всего

Контрольные
работы

18
19

На что тратятся деньги. Одежда. Обувь. Образование.
На что тратятся деньги. Сбережения. Долги.

20
21
22
23
24
25
26
27
28

На что тратятся деньги. Вредные привычки. Хобби.
Как умно управлять своими деньгами. Расходы и доходы.
Как умно управлять своими деньгами. Бюджет.
Как умно управлять своими деньгами. Бюджет.
Как умно управлять своими деньгами. Банкрот.
Как умно управлять своими деньгами. Дополнительный заработок.
Как делать сбережения. Копилки.
Как делать сбережения. Коллекционирование.
Как делать сбережения. Коллекционирование.

29
Как делать сбережения. Банковский вклад.
30
Как делать сбережения. Недвижимость.
31
Как делать сбережения. Ценные бумаги.
32
Как делать сбережения. Фондовый рынок.
33
Как делать сбережения. Акции.
34
Как делать сбережения. Дивиденды.
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
34

0

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Корлюгова, Ю. Н.Финансовая грамотность: Учебная программа. 2–4 классы
общеобразоват. орг. / Ю. Н. Корлюгова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. — 16 c.
(Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому
поведению»).
Федин С.Н. Финансовая грамотность: Материалы для учащихся (2–3 класс).
— М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа:
http://schoolcollection.edu.ru
Просветительский портал «Хочу. Могу. Знаю»
https://rcfg35.ru/arcade/obrazovatelnye-proekty-hochu-moguznayu/?ysclid=lmzz9ou8xe80180932
Финзнайка https://fz.oc3com.com/?ysclid=lmzz8wfeqb552834761
Cайт журнала «Семейный бюджет» http://www.7budget.ru;
Журнал «Работа и зарплата» — http://zarplata-i-rabota.ru/zhurnalrabota-i-zarplata;
Портал «Профориентир» «Мир профессий» – http://www.clskuntsevo.ru/portal_proforientir/mir_professii_news_prof.php;

Приложение к программе
Формы учета рабочей программы воспитания

Реализация воспитательного потенциала уроков (урочной деятельности,
аудиторных занятий в рамках максимально допустимой учебной нагрузки)
предусматривает:
 максимальное использование воспитательных возможностей содержания
учебных предметов для формирования у обучающихся российских
традиционных духовно-нравственных и социокультурных ценностей,
российского исторического сознания на основе исторического просвещения;
подбор соответствующего содержания уроков, заданий, вспомогательных
материалов, проблемных ситуаций для обсуждений;
 включение учителями в рабочие программы по учебным предметам, курсам,
модулям целевых ориентиров результатов воспитания, их учет в определении
воспитательных задач уроков, занятий;
 включение учителями в рабочие программы учебных предметов, курсов,
модулей тематики в соответствии с календарным планом воспитательной
работы;
 выбор методов, методик, технологий, оказывающих воспитательное
воздействие на личность в соответствии с воспитательным идеалом, целью и
задачами воспитания, целевыми ориентирами результатов воспитания;
реализацию приоритета воспитания в учебной деятельности;
 привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на
уроках предметов, явлений и событий, инициирование обсуждений,
высказываний своего мнения, выработки своего личностного отношения к
изучаемым событиям, явлениям, лицам;
 применение интерактивных форм учебной работы - интеллектуальных,
стимулирующих познавательную мотивацию, игровых методик, дискуссий,
дающих возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога;
групповой работы, которая учит строить отношения и действовать в команде,
способствует развитию критического мышления;
 побуждение обучающихся соблюдать нормы поведения, правила общения со
сверстниками и педагогическими работниками, соответствующие укладу
общеобразовательной
организации,
установление
и
поддержку
доброжелательной атмосферы;
 организацию
наставничества
мотивированных
и
эрудированных
обучающихся над неуспевающими одноклассниками, в том числе с особыми
образовательными потребностями, дающего обучающимся социально
значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;

 инициирование и поддержку исследовательской деятельности обучающихся,
планирование и выполнение индивидуальных и групповых проектов
воспитательной направленности;
 проведение уроков, посвященных памятным историческим датам, юбилеям
известных людей, юбилейным событиям;
 изучение истории государственных символов Российской Федерации.
 максимальное использование воспитательных возможностей содержания
учебных предметов для формирования у обучающихся российских
традиционных духовно-нравственных и социокультурных ценностей.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».