ПРИЛОЖЕНИЕ № 17___
к ООП НОО
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
Я В МИРЕ ПРОФЕССИЙ
(ФГОС НОО, 1 класс)
Тавда, 2023
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Я в мире
профессий» предназначена для обучающихся 1 классов. Данная программа рассчитана на
проведение 1 часа в неделю: 1 класс — 33 ч. Содержание определяется возрастными
особенностями младших школьников. Каждое занятие внеурочной деятельности имеет
тематическое наполнение, связанное с рассмотрением определенной профессии. Учащиеся
имеют возможность расширить свой кругозор, представления о мире профессий, а также
исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии. Программа
внеурочной деятельности «Я в мире профессий» построена таким образом, что представляет
возможность учащимся тренировать различные виды своих способностей. Ребенок
становится заинтересованным субъектом в развитии своих способностей. Занятия,
проводятся в активной форме: игры, дискуссии, конкурсы, викторины, с элементами
творчества и самостоятельного поиска знаний. Это способствует формированию учебнопознавательных мотивов, потребности в творческой деятельности, развитию кругозора у
учащихся.
В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. С
первых шагов ребенка родители задумываются о его будущем, внимательно следят за
интересами и склонностями своего ребенка, стараясь предопределить его профессиональную
судьбу. Учеба в школе выявляет избирательное отношение школьника к разным учебным
предметам. У отдельных детей очень рано обнаруживается интерес к некоторым из них,
склонность к определенному виду деятельности: изобразительной, музыкальной,
конструктивной.
Перед младшими школьниками не стоит проблема выбора профессии. Но поскольку
профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех
возрастных этапах, то младший школьный возраст можно рассматривать как
подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения в
будущем. Представления о профессиях у ребенка 7-10 лет ограничены его пока небогатым
жизненным опытом – работа мамы и папы, воспитателя в детском саду и учителя в школе,
профессии летчика, полицейского, разведчика, но об этих так или иначе знакомых
профессиях дети знают, как правило, мало и весьма поверхностно.
Между тем, в современном мире существует огромное количество видов труда.
Ориентация в этом океане человеческих занятий является важнейшим звеном социальной
адаптации ребенка. В школах формирование представлений о мире труда и профессий
подчас осуществляется недостаточно целенаправленно и систематически. В то время как
именно школа должна стать решающим звеном процесса профессионального
самоопределения учащихся, оказать действенное влияние на целенаправленное
формирование представлений о мире труда и профессий.
Программа «Я в мире профессий» направлена на расширение кругозора младших
школьников по профориентации и создание условий для формирования личностных качеств.
Курс «Я в мире профессий» реализует социальное направление во внеурочной
деятельности начального общего образования. Программа составлена в соответствии с
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта и Концепцией
духовно-нравственного воспитания и развития, на основе программы развивающего курса
«Мир профессий», авторы Прилипская Е.В., Сухаревская Е.Ю.
В основе курса лежит идея раннего знакомства с различными сферами человеческой
деятельности через организацию учебно-исследовательской деятельности учащихся.
Цель: формирование у обучающихся знаний о мире профессий и создание условий
для успешной профориентации младших подростков в будущем.
Задачи:
Образовательные:
– расширять у детей представления о разнообразии профессий на основе характерных
трудовых процессов и результатов труда, представлении о структуре труда (цель, мотив,
материал, трудовые действия, результат);
– расширять знания детей о родных людях, их профессиях, значимости их труда в семье и
обществе;
– активизировать в речи слова, родовые понятия и видовые обобщения, связанные с темой,
учить выражать свое отношение к той или иной профессии.
Воспитательные:
– воспитывать в детях чувство уважения к труду взрослых.
– расширение кругозора, уточнение представлений об окружающем мире, создание
положительной основы для воспитания социально-личностных чувств;
– воспитание физических, психологических, социальных качеств, необходимых для
полноценного развития личности.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
1 класс
В ходе освоения курса внеурочной деятельности достигаются следующие
личностные, метапредметные и предметные результаты.
Данная программа позволяет добиваться следующих результатов:
Личностные:
•
развитие мотивов учебной деятельности;
•
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в
информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах,
социальной справедливости и свободе;
•
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире.
Метапредметные:
Владение базовыми навыками исследовательской деятельности, выполнения
творческих проектов; владение способами и методами освоения новых инструментальных
средств;
Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с
иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного
диалога на этапе изучения нового материала.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную
оценку деятельности класса на уроке.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания
образовательных достижений (учебных успехов).
Предметные:
отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений, стремление
преодолевать возникающие затруднения;
осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества с
ориентацией на проявление доброго отношения к людям, уважения к их труду, на участие в
совместных делах, на помощь людям, в том числе сверстникам;
выделять нравственный аспект поведения, соотносить поступки и события с
принятыми в обществе морально-этическими принципам.
Формы контроля:
1.
Рефлексия по каждому занятию в форме вербального проговаривания,
письменного выражения своего отношения к теме.
2.
По итогам курса обучающиеся выполняют самостоятельную работу —
творческое эссе по теме: «Кем и каким я хочу стать».
Календарно-тематическое планирование
Цели и задачи профориентационной работы в 1 классе:
- формирование у младших школьников общих представлений о роли труда в жизни
людей;
- расширение знаний о производственной деятельности людей;
- воспитание уважения к людям труда.
Тематическое планирование занятий.
№
п\п
Наименование разделов и тем
Всего
часов
Профессии, связанные с природой.
Дата проведения
План
Факт
1
Путешествие в мир профессий сельского хозяйства
1
07.09
2
3
4
5
6
7
8
9
У бабушки в деревне
Ловись рыбка
Труженики леса
Хлеб – всему голова
Профессия овощевод
Знакомьтесь с агрономом
Профессия цветовод
Все работы хороши, выбирай на вкус
Профессии наших мам.
1
1
1
1
1
1
1
1
14.09
21.09
28.09
05.10
12.10
19.10
26.10
09.11
10
11
12
13
14
15
16
17
В магазине
В библиотеке
Весёлая портняжка
Расти здоровым
Я в учителя пойду
Кухонный переполох
Причёски такие разные
Профессии наших мам. Кем быть?
Профессии наших пап.
1
1
1
1
1
1
1
1
16.11
23.11
30.11
07.12
14.12
21.12
26.12
11.01
18
19
20
21
22
23
24
25
Строим дом
1
У кого мастерок, у кого молоток
1
Весёлый мастерок
1
Профессия водитель
1
Осторожно огонь
1
Я б в спасатели пошёл пусть меня научат
1
Профессия шахтёр
1
Все профессии нужны, все профессии важны
1
Профессии, связанные с путешествиями.
18.01
25.01
01.02
08.02
15.02
22.02
07.03
14.03
26
27
28
29
30
Куда уходят поезда
Высоко в облаках
Космическое путешествие
Морское путешествие
На арене цирка
21.03
04.04
11.04
18.04
25.04
1
1
1
1
1
31
32
33
Профессии наших родителей
Кем быть? Каким быть?
Профессиоведческий турнир
1
1
1
16.05
23.05
30.05
Приложение.
Развернутое содержание программы 1 класс: Профессии, связанные с природой.
1. Путешествие в мир профессий сельского хозяйства. 1ч.
Вводное занятие. Введение понятия профессия. Профориентационные игры.
2. У бабушки в деревне. 1ч.
Профессии ветеринар, зооинженер, пчеловод, коневод, зоолог. Игра: «По зоопарку»,
просмотр мультфильма «Айболит»
3. Ловись рыбка. 1ч.
Профессия рыболов. Введение понятий рыболовная сеть, рыболовная снасть, айсберг,
маяк. Игры: «Подлёдный лов», «Рассказ рыбака», «Кашалот»
4. Труженики леса. 1ч.
Профессии лесник, лесничий, лесовод. Введение понятия кокарда. Игры: «Что
изменилось», «Назови растение», «Угадай-ка»
5. Хлеб – всему голова. 1ч
Профессии хлебороб, комбайнер, тракторист, мельник. Игры: «Угадай хлеб», «Испеки
хлеб», «Путаница»
6. Профессия овощевод. 1ч.
Профессия овощевод. Игры: «Разложи вслепую», «Увернись»
7. Знакомьтесь. Агроном. 1ч
Профессия агроном. Игры: «рассказ по кругу», «Кто использует в работе».
8. Профессия цветовод. 1ч
Профессия цветовод. Игры: «Анаграммы», «Склеенные слова», «Из семени в цветок»,
«Добрые слова».
9. Все работы хороши, выбирай на вкус. 1ч
Конкурсная программа по теме: «Профессии, связанные с природой».
10. Профессии наших мам.
В магазине. 1ч. Профессии продавец, кассир, товаровед. Игры: «Умей
промолчать», «Магазин»
В библиотеке. 1ч. Профессия библиотекарь. Введение понятий стеллаж, каталог,
формуляр, аннотация. Игры: «Угадай-ка», «Что изменилось».
Портной. 1ч. Профессии портной, швея, закройщик, модельер. Введение понятий:
специализация, лекало, выкройка, заказчик.
Расти здоровым.1ч. Профессия врач. Игры: «Неоконченные предложения»,
«Учимся оказывать первую медицинскую помощь», «Вызов врача».
Профессии наших мам.1ч. Профессии родителей. Выступление родителей по
специальному плану. Игротека: «Кто это создал», «Пантомима», «Чёрный ящик»
Кем быть? Конкурсная программа по теме: «Профессии наших мам».
Я в учителя пойду. 1ч. Профессия учитель. Разыгрывание ситуаций из школьной
жизни.
Кухонный переполох.1ч.
Профессия повар.1ч. Введение понятий: кухонная утварь, ступка, кокотница,
дуршлаг и др. Игры «Из чего готовят борщ», «Ох, и крутится мама на кухне», «Как
у матушки на кухне».
Такие разные причёски.1ч. Профессии парикмахер, стилист, визажист,
косметолог. Введение понятий: парик, пробор, прядь, чёлка, локон, кудри.
11. Профессии наших пап.
Строим дом. 1ч. Профессии столяр, стекольщик, штукатур, маляр, машинист,
крановщик, стропальщик. Введение понятий: бульдозер, панелевоз, бетономешалка
У кого мастерок, у кого молоток. 1ч. Рабочие инструменты. Игры: «Назови
мастера». Разгадывание кроссвордов.
Весёлый мастерок. 1ч. Профессии швея, скульптор, конструктор, архитектор.
Введение понятий: конструкция, скульптура, древесина.
Профессия водитель. 1ч. Профессия водитель. Игры: «Глазомер», «Неуловимый
шнур», «Самый внимательный».
Осторожно огонь. 1ч. Профессия пожарного. Введение понятия: огнетушитель.
Игры: «В дыму», «Вызов по телефону пожарной команды»
Я б в спасатели пошёл, пусть меня научат. 1ч. Профессия спасатель,
оперативный дежурный.
Профессия шахтёр. 1ч. Профессия шахтёр. Введение понятий: угольный пласт,
шахта, вахта.
Все профессии нужны, все профессии важны. 1ч. Конкурсная программа по теме:
«Профессии наших пап».
12. Профессии, связанные с путешествиями.
Куда уходят поезда. 1ч. Профессии машинист, проводник. Введение понятий
рельсы, шпалы, электровоз, семафор. Просмотр фильма «Железный конь».
Викторина. Игры: «Что изменилось», «Не пропусти свою букву», «Кассир»,
«Проводник»
Высоко в облаках. 1ч. Профессии авиации: диспетчер, кассир, радист, токарь,
пилот, стюардесса. Введение понятия авиация. Игры: «Летает -не летает», «Приведи
самолёт в порт»
Космическое путешествие.1ч. Профессия космонавт. Введение понятий скафандр,
инвентаризация Конкурсная программа.
Морское путешествие.1ч. Профессии: матрос, рулевой моторист, судовой
электромеханик, судоводитель. Введение понятий: гирокомпас, трап, штурвал,
рубка, шлюз, адмиралтейство. Игротека.
На арене цирка.1ч. Профессии: клоун, канатоходец, акробат, фокусник,
дрессировщик. Театрализация. «На арене цирка».
Профессии наших родителей.1ч. Профессии связанными с путешествиями.
Выступление родителей по заранее подготовленному плану. Игротека:
«Профессиограмма», «Узнай героя», «Кто использует в работе»,
«Противоположные качества», «Угадай профессию»
Кем быть? Каким быть?1ч. Игровая программа. Введение понятий должность,
профессия. Игры: «Профессия или должность», «В моём доме живут», «Собери
пословицу», «Подскажи профессию»
Профессиоведческий турнир.1ч. Конкурсная программа. Профессии агроном,
маляр, штукатур, режиссёр. Конкурсы: «Третий лишний», «Что ни шаг, то
профессия», «Конкурс пантомимы».
Лист корректировки рабочей программы
Дата
Причины коррекции
Что скорректировано
Подпись
заместителя
директора
по УВР