Клуб юных знатоков (ФГОС НОО, 2 класс)

ПРИЛОЖЕНИЕ № 20
к ООП НОО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
КЛУБ ЮНЫХ ЗНАТОКОВ
(ФГОС НОО, 1-4 классы)

Тавда, 2023

Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии со следующими
нормативно-правовыми и инструктивно-методическими документами:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего образования (утвержден приказом Министерства просвещения РФ
от 31 мая 2021 г. № 286)
2. Основная образовательная программа МАОУ СОШ № 9;
3. Учебный план МАОУ СОШ № 9;
4. Годовой учебный календарный график МАОУ СОШ № 9;
5. Положение о рабочих программах учебных предметов, учебных курсов ( в
том числе внеурочной деятельности),учебных модулей в соответствии с
требованиями ФГОС,ФОП НОО,ФОП ООО,ФОП СОО МАОУ СОШ№ 9;
6. Примерная рабочая программа воспитания для общеобразовательных
организаций;
7. Примерная основная образовательная программа начального общего
образования (Одобрена решением федерального учебно-методического
объединения по общему образованию, протокол 6/22 от 15.09.2022 г.);
8. Концепция русского языка и литературы в РФ. Утверждена распоряжением
Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р.
9. Функциональная грамотность младшего школьника. Реализация внеурочной
работы
в соответствии с требованиями ФГОС начального
общего образования. Государственное задание № 073-00058-22-01 от
18.01.2022 ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской
академии образования»
Программа курса «Клуб юных знатоков», реализуемая на уровне
начального общего образования с 1 по 4 класс в рамках внеурочной
деятельности по направлению «функциональная грамотность». Кроме того,
приняты во внимание теоретические
и практические
подходы к формированию и оцениванию функциональной грамотности
младших школьников, которая проявляется:
В готовности успешно взаимодействовать с изменяющимся
окружающим миром,
в возможности решать различные (в том числе нестандартные) учебные
и жизненные задачи, применять сформированные умения в разных видах
деятельности;
в способности строить социальные отношения в соответствии с
нравственно-этическими ценностями социума, правилами партнёрства и
сотрудничества.
Поскольку существенное место в характеристике функциональной
грамотности отводится интеллектуальной, эмоциональной, коммуникативной и
рефлексивной готовности младшего школьника применять полученные знания
в учебных и жизненных ситуациях, то одним из целевых приоритетов данного

курса является обеспечение переноса приобретённых при изучении основного
курса «Русского языка» предметных
и
метапредметных умений в новые ситуации, связанные с решением
практических задач.
Предлагаемый курс направлен на формирование у младших школьников,
прежде всего, таких компонентов функциональной грамотности, как языковая
(в том числе орфографическая) и коммуникативная, но при этом необходимо
отметить и его потенциал в формировании читательской и информационной
грамотности.
Основные цели факультативного курса:
 развитие познавательного интереса к изучению русского языка;
 стремление к совершенствованию собственной языковой культуры;
 развитие умения осуществлять целесообразный отбор языковых средств для
построения содержательных, связных и нормативно грамотных
конструктов, как устных, так и письменных;
 совершенствование навыков диалогической и монологической речи;
 развитие творческих способностей при создании разнообразных по объёму
и содержанию письменных текстов;
 освоение различных способов работы с лингвистической информацией;
 развитие читательских умений;
 развитие учебных действий самоконтроля и самооценивания.
Место в учебном плане
Данный курс осуществляется в рамках внеурочной деятельности по
направлению «функциональная грамотность». Общее количество часов: 135, из
них в первом классе – 33 часа, во 2–4 классах – по 34 часа.
Содержание курса
Для достижения заявленных целей при конструировании содержания
курса были выделены следующие блоки: «Создаём книгу», «Слова и словари»,
«Решаем языковые задачи, ставим эксперимент», «Ищем ключ к разгадке тайн
языка», «Пора действовать: проба пера». Выделение этих блоков позволяет
обеспечить создание ситуаций, в которых младшие школьники будут
использовать получаемые на уроках основного курса «Русского языка»
теоретические знания и языковые умения в нестандартных ситуациях,
совершенствовать свои коммуникативные умения.
Содержание блока «Создаём книгу» связано с освоением приёмов
создания различных по тематике мини-книг. В ходе создания мини-книг
происходит включение младших школьников в продуктивную деятельность,
направленную на создание творческого продукта, при этом тематика книг
связана с теми дидактическими единицами, которые изучаются на уроках
русского языка.

Содержание блока «Слова и словари» связано как с обогащением опыта
работы
со словарями, так и с приобретением опыта создания
собственных мини-словарей, выступающих как опора при выполнении учебных
и практических заданий.
Содержание блока «Решаем языковые задачи, ставим эксперимент»
направлено на активизацию речемыслительных способностей школьников, на
приобретение опыта решения лингвистических задач.
Содержание блока «Ищем ключ к разгадке тайн языка» предоставляет
возможность задуматься над теми проблемами, которые не обсуждались на
уроках, но могут быть решены на факультативных занятиях с опорой на
дополнительный языковой материал
и помощь учителя.
Блок «Пора действовать: проба пера» обеспечивает совершенствование
устной
и письменной речи младших школьников, направлен на
развитие творчества в процессе создания текстов. Блоки «Создаём книгу» и
«Пора действовать: проба пера» являются центральными.
1 класс: период «Обучение грамоте»
Блок «Создаём книгу» (9 часов)
Приёмы создания и озвучивания книги «Истории в картинках»:
составление рассказов в картинках; оформление личной страницы в книге
«Истории в картинках»; составление устного рассказа с опорой на собственную
страницу книги; подготовка
к озвучиванию собственной
страницы; презентация совместно созданной книги (классу, родителям,
друзьям).
Приёмы коллективного создания книги «Всему название дано»:
распределение предложенных подписей на слова и предложения; соотнесение
подписей (слова)
и предметных рисунков; соотнесение
подписей (предложения) и сюжетных рисунков; составление подписей и
предложенных новых рисунков; иллюстрирование страниц книги в
соответствии с подписями; восстановление из набора слов подписей под
сюжетными рисунками; презентация созданной книги.
Приёмы создания книги «О чём мне рассказала буква»: художественное
оформление страницы книги, посвящённой выбранной букве – необычное
изображение буквы (например, по типу «буквицы»); отражение ответов на
вопросы: какие звуки умеет записывать эта буква; в каких словах живёт эта
буква; запись самых любимых слов с этой буквой; запись предложения, все
слова которого начинаются с этой буквы; презентация своей страницы.
Блок «Слова и словари» (2 часа)
Приёмы составления словаря «Слова, которые мы раньше не знали»:
выявление слов, значение которых требует уточнения; иллюстрирование слов
рисунками или написание очень краткого объяснения значения слова; подбор
предложений с этими словами.
Блок «Ищем ключ к разгадке тайн языка» (2 часа)
Постановка и обсуждение проблемных вопросов, например: Всегда ли
писали так, как мы пишем сейчас? Легко ли было понимать письма в рисунках?
Почему было трудно читать берестяные грамоты? Как соотносятся звуки и

буквы в современном русском языке? Как слова живут в словаре? Зачем знать
алфавит?
Блок «Пора действовать: проба пера» (2 часа)
Приёмы создания устного рассказа «Моя любимая игра»: выбор игры, о
которой хочется рассказать; составление для одноклассника небольшого
рассказа, в котором
не называется игра, но рассказывается, как
в неё играть; отгадывание игры, о которой рассказал одноклассник; подготовка
с одноклассником совместного рассказа о двух играх для всего класса;
презентация коротких рассказов.
1 класс: систематический курс
Блок «Создаём книгу» (6 часов)
Приёмы создания ученической книги «Что умеют обозначать слова»:
различение слов, называющих предметы, признаки предметов, действия
предметов; создание странички «Слова умеют называть предметы»; создание
странички «Слова умеют называть признаки предметов»; создание странички
«Слова умеют называть действия предметов»; объединение страниц в общую
книгу; презентация своей книги.
Приёмы создания книги «Кто с кем говорит»: разметка предложенных
диалогов; оформление странички с диалогом и иллюстрациями к нему
(иллюстрации обязательно должны содержать изображение участников
диалога); самостоятельный подбор диалогов из различных книг; оформление
странички с подобранным диалогом; составление диалога в паре с
одноклассником; совместное оформление странички; составление общей книги;
презентация книги.
Блок «Слова и словари» (4 часа)
Алгоритм создания мини-словаря «Слова, которые мы раньше не знали»:
выявление слов, значение которых требует уточнения; иллюстрирование слов
рисунками или написание очень краткого объяснения значения слова; подбор
предложений с этими словами.
Приёмы создания личных словариков трудных слов «Я обязательно
запомню, как писать эти слова»: внесение нескольких слов с орфограммой
«Гласные после шипящих
в сочетаниях жи, ши (в положении под
ударением), ча, ща, чу, щу»; внесение нескольких слов с сочетаниями чк, чн;
внесение нескольких слов с непроверяемыми гласными
и
согласными.
Блок «Решаем языковые задачи, ставим эксперимент» (1 час)
Приёмы решения несложных лингвистических задач, например: Когда
звонкие согласные уступают место парным глухим согласным? Почему с
непарными звонкими легче?
Блок «Ищем ключ к разгадке тайн языка» (2 часа)
Приёмы сравнения языковых единиц на примере сравнения шипящих
звуков: Много ли общего у шипящих? А в чём отличие?
Приёмы работы с проблемным вопросом: особенности ответа на
проблемный вопрос. Примерные вопросы: Трудно ли из слов составить

предложение? Можно ли
из одних и тех же слов составить
разные предложения?
Блок «Пора действовать: проба пера» (3 часа)
Приёмы создания коротких заметок для классной газеты на примере
заметки «Самое интересное событие первого класса» для классной газеты «Наш
интересный первый школьный год»: от первоначального замысла через
черновик к финальному варианту заметки и её художественному оформлению;
совместное оформление газеты.
2 класс
Блок «Создаём книгу» (10 часов)
Приёмы создания книги «Зачем мы общаемся»: оформление странички с
рисунком, на котором изображена ситуация общения; распределение
подготовленных страничек
по главам книги «Рассказать о каком-то
событии», «Что-то объяснить», «Помочь что-то представить» и др.
Приёмы создания книги «Иллюстрированный словарь антонимов»:
подготовка страницы к одной паре антонимов: объяснение значений слов с
помощью рисунков или
с помощью словарной статьи;
составление нескольких предложений с выбранными словами; презентация
своей страницы; составление общей книги.
Приёмы создания книги «Словарь синонимов»: подготовка страницы с
одним синонимическим рядом; составление предложений с каждым словом из
ряда; поиск предложений, в которых невозможна синонимическая замена;
презентация своей страницы; составление общей книги.
Приёмы создания книги «Такие разные предложения!»: подготовка трёх
страниц книги (на странице написано предложение и сделана иллюстрация к
нему): страницы
с повествовательным предложением,
страница с вопросительным предложением, страница с побудительным
предложением; составление общей книги по главам: «Наши повествовательные
предложения», «Наши вопросительные предложения», «Наши побудительные
предложения».
Блок «Слова и словари» (6 часов)
Приёмы работы с толковым словариком: найти в словарике пять
указанных слов
и выписать их значение.
Составления словаря «Слова, которые мы раньше не знали»: выявление
слов, значение которых требует уточнения; работа со словарной статьёй в
толковом словаре, запись значения слова; подбор предложений с этими
словами.
Приёмы нахождения в словаре многозначных слов в процессе
выполнения практической работы.
Отработка алгоритма работы с личными словариками трудных слов «Я
обязательно запомню, как писать эти слова»: запись и орфографический анализ
нескольких слов
с орфограммой «Проверяемые безударные
гласные в корне слова»; запись
и
орфографический анализ нескольких слов с сочетаниями чт, щн, нч; запись

и орфографический анализ нескольких слов с непроверяемыми гласными и
согласными.
Блок «Решаем языковые задачи, ставим эксперимент» (4 часа)
Приёмы решения несложных лингвистических задач, например: Где
поставить ударение: от «бéрега – берега́» до «дóроги дорóги»; Почему тебя
могут не понять, если ты ошибёшься в месте ударения?
Приёмы решения лингвистической задачи «Найди слово по описанию его
звуковой формы».
Решение языковых загадок: «Где поставить точку?»; «Слезать или
слизать; посидеть или поседеть?»; «Слитно или раздельно: от «сухой – с ухой»
до «несуразные вещи – несу разные вещи».
Блок «Ищем ключ к разгадке тайн языка» (3 часа)
Приёмы работы с проблемными вопросами. Проблемные вопросы:
Только ли
на русском языке говорят в России? Трудно ли из
слов составить предложение? Можно ли из одних и тех же слов составить
разные предложения? Могут ли слова в предложении подсказывать, какой знак
поставить в конце предложения?
Приёмы формулирования ответа на проблемный вопрос. Проблемный
вопрос: Как доказать, что гусь гусенице не родственник?
Приёмы практического поиска ответов на проблемные вопросы.
Проблемные вопросы: «Как найти в предложении слово, которое нужно
выделить логическим ударением? Как найти в вопросе слово, которое должно
быть выделено логическим ударением, если известен ответ? Изменится ли
ответ, если в вопросе логическим ударением будет выделено другое слово?»
Блок «Пора действовать: проба пера» (9 часов)
Приёмы рифмования. Составление рифмовок для лучшего запоминания
места ударения в словах в соответствии с нормами современного русского
литературного языка (из перечня слов, включённых в орфоэпический словарик
учебника).
Составление небольших диалогов с обязательным включением в них слов
из орфоэпического словарика учебника, разыгрывание составленных диалогов.
Восстановление
деформированных
текстов
(прозаических
и
стихотворных)
с пропуском синонимов и антонимов.
Приёмы составления шуточных диалогов для классной газеты «И тут все
засмеялись».
Приёмы создания лингвистической сказки на примере орфографической
сказки, например: «Как безударный звук в корне себе букву искал» / «Что
случилось в царстве слов, когда пропал разделительный мягкий знак» / «Что
произошло, когда все прописные буквы превратились в строчные» / «Что
произошло, когда все стали писать так, как слышат».
3 класс
Блок «Создаём книгу» (9 часов)
Приёмы создания книги «Интересные тексты-повествования»: подбор
текста-повествования (стихотворного или прозаического); художественное

оформление страницы с подобранным текстом-повествованием; презентация
своей страницы, составление общей книги.
Приёмы создания книги «Интересные тексты-описания»: подбор текстаописания (художественного или научно-познавательного); художественное
оформление страницы с подобранным текстом-описанием; презентация своей
страницы, составление общей книги.
Приёмы создания книги «Интересные тексты-рассуждения»: подбор
текста-рассуждения; художественное оформление страницы с подобранным
текстом-рассуждением; презентация своей страницы, составление общей книги.
Приёмы создания книги «Умеет ли плакать дождь и точно ли у бабушки
золотые руки?»: подбор фрагментов текстов, в которых есть слова,
употреблённые в переносном значении; художественное оформление страницы
с подобранными фрагментами текстов
с включением
юмористических рисунков; презентация своей страницы, составление общей
книги.
Блок «Слова и словари» (3 часа)
Приёмы составления словаря «Слова, которые мы раньше не знали»:
выявление слов, значение которых требует уточнения; работа со словарной
статьёй в толковом словаре, объяснение значения слова; подбор предложений с
этими словами.
Отработка алгоритма работы с личными словариками трудных слов «Я
обязательно запомню, как писать эти слова»: запись и орфографический анализ
нескольких слов
с орфограммой «Непроизносимые
согласные в корне слова»; запись и орфографический анализ нескольких слов с
разделительным твёрдым знаком; запись и орфографический анализ нескольких
слов с непроверяемыми гласными и согласными.
Блок «Решаем языковые задачи, ставим эксперимент» (5 часов)
Влияние ошибок разных видов на понимание текста (на практическом
уровне)
в процессе выполнения лингвистической задачи
«Читаем текст с ошибками: любая
ли ошибка приводит к
непониманию?»
Приёмы решения лингвистической задачи «Когда мягкий знак не
мягкий?».
Приёмы моделирования текстов, состоящих только из имён
существительных; только из имён прилагательных; только из глаголов.
Выявление текстообразующей роли слов разных частей речи.
Лингвистическая игра «Следствие ведут опытные сыщики»: ищем
правильный порядок предложений.
Блок «Ищем ключ к разгадке тайн языка» (3 часа)
Приёмы работы с проблемными вопросами. Проблемные вопросы:
Отражается ли
в языке история народа? Можно ли наблюдать за
языком?
Можно ли исследовать язык? Бывает ли такое, что слова перестают быть
родственными?
Блок «Пора действовать: проба пера» (12 часов)

Приёмы составления фрагмента виртуальной экскурсии по залам
Третьяковской галереи: составление устного рассказа по одной из
предложенных репродукций картины; составление общей экскурсии по залу
Третьяковской галереи; презентация подготовленной экскурсии.
Отработка приёмов восстановления деформированных текстов
(прозаических
и стихотворных), с пропусками имён
существительных, имён прилагательных, глаголов.
Составление текста-описания для классной газеты «Догадайтесь: кто это?
что это?»: в тексте описывается предмет или живое существо, но при этом не
называется).
Приёмы составления шуточных объявлений для классной газеты «В мире
смешных объявлений».
Приёмы создания лингвистической сказки на примере орфографической
сказки, например: «Что случилось в царстве «Русский язык», когда у имён
существительных пропали все окончания» / «Почему предлоги решили
отдельно от имён существительных стоять».
4 класс
Блок «Создаём книгу» (9 часов)
Приёмы создания книги «Иллюстрированный словарь фразеологизмов»:
подготовка страниц в общую книгу – запись выбранного фразеологизма и его
значения, шуточный рисунок к ситуации неправильного понимания значения
фразеологизма, рисунок, передающий ситуацию, в которой уместно
использовать данный фразеологизм, запись примеров предложений с данным
фразеологизмом; презентация своих страниц; составление общей книги.
Приёмы создания книги «Иллюстрированный словарь устаревших слов»:
подготовка страниц в общую книгу – запись выбранного устаревшего слова и
объяснение его значения, рисунок к слову, запись примеров предложений с
данным устаревшим словом; презентация своих страниц; составление общей
книги.
Приёмы создания книги «Новые интересные тексты-повествования,
тексты-описания, тексты-рассуждения»: подбор текста; художественное
оформление страницы
с подобранным текстом; выбор главы,
где должен быть помещён текст (выбор между тремя главами «Текстыповествования», «Тексты-описания», «Тексты-рассуждения»); презентация
своей страницы, составление общей книги.
Блок «Слова и словари» (3 часа)
Составления словаря «Слова, которые мы раньше не знали»: выявление
слов, значение которых требует уточнения; работа со словарной статьёй в
толковом словаре, объяснение значения слова; подбор предложений с этими
словами.
Отработка алгоритма работы с личными словариками трудных слов «Я
обязательно запомню, как писать эти слова»: запись и орфографический анализ
нескольких слов
с непроверяемыми гласными и

согласными; запись и орфографический анализ нескольких имён
существительных, в окончаниях которых допускались ошибки; запись
и орфографический анализ нескольких имён прилагательных, в окончаниях
которых допускались ошибки.
Блок «Решаем языковые задачи, ставим эксперимент» (5 часов)
Приёмы решения лингвистической задачи «Когда в глаголах мягкий знак
не мягкий?».
Лингвистическая игра «Следствие ведут опытные сыщики»: ищем
лишние предложения.
Приёмы создания текстов на основе схемы-модели (в схеме-модели у
имён существительных и имён прилагательных отсутствуют окончания).
Приёмы решения лингвистической задачи «Видели козлика Моли или
козлика Моля?»
Приёмы решения лингвистической задачи «Теплица и теплится: звучат
одинаково, а пишутся?».
Блок «Ищем ключ к разгадке тайн языка» (3 часа)
Приёмы работы с проблемными вопросами. Проблемный вопрос: Можно
ли экспериментировать с языком? Как рождаются нормы и правила языка?
Можно ли разобрать по составу «несуществующие» слова (на примере
отдельных моделей слов)?
Как доказать, что у суффиксов есть
значение? Можно ли по произношению понять, из какой области России
приехал человек?
Блок «Пора действовать: проба пера» (12 часов)
Приёмы написания лингвистической заметки «История слова» в
классную газету «Знакомые незнакомцы: история слов»: выбор слова; изучение
истории происхождения выбранного слова; составление письменного минитекста о слове; редактирование текста; оформление для размещения в газете;
совместное оформление газеты.
Приёмы написания текста-рассуждения для классного журнала «Почему
это важно»: выбор тезиса, который будет доказываться (тематика любая, акцент
на возможности доказательства важности использования того или иного
предмета или выполнения того или иного действия); подбор аргументов;
написание
первичного
текста-рассуждения;
обсуждение
текста
с
одноклассником, редактирование текста; написание окончательного варианта
текста, оформление в виде страницы журнала.
Приёмы создания текста письма незнакомому сверстнику, изучающему
русский язык.
Приёмы создания лингвистической сказки, например: «Что было, когда
исчезли все распространённые предложения» / «Приключение запятой в
царстве однородных членов предложения» / «Что было, когда из текстов были
похищены все наречия».
Приёмы корректирования текстов с учётом соблюдения точности,
правильности речи.
Формы организации занятий и виды деятельности

Форма организации: факультативный курс проводится в классе с
использованием фронтальной, групповой, парной и индивидуальной работы.
Некоторые занятия могут быть проведены в библиотеке школы,
компьютерном классе (это позволит использовать компьютер при оформлении
некоторых результатов выполнения заданий).
Предметные, метапредметные и личностные результаты
Предлагаемый факультативный курс изучается в процессе внеурочной
деятельности, вместе с тем, можно ожидать его существенный вклад в
реализацию требований стандарта. Предметные результаты изучения
факультативного курса:
К концу первого класса обучающийся научится:
1) создавать страницы мини-книги в соответствии с предложенными
приёмами;
2) использовать знание последовательности букв русского алфавита для
упорядочения небольшого списка слов;
3) применять изученные правила правописания при записи небольшого
собственного текста;
4) находить и исправлять ошибки на изученные правила, описки;
5) находить в тексте слова, значение которых требует уточнения;
6) составлять предложение из набора форм слов;
7) устно составлять текст по сюжетным картинкам и на основе
наблюдений;
8) использовать приёмы решения несложных лингвистических задач;
9) создавать короткую заметку.
К концу второго класса обучающийся научится:
1) осознавать язык как основное средство общения;
2) создавать страницы в мини-книги предложенной тематики;
3) выявлять в тексте случаи употребления многозначных слов, понимать
их значения и уточнять значение по учебным словарям;
4) подбирать примеры употребления синонимов и антонимов;
5) распознавать слова, отвечающие на вопросы «кто?», «что?»; «что
делать?», «что сделать?» «какой?», «какая?», «какое?», «какие?»;
6) применять изученные правила правописания при записи собственного
текста небольшого объёма;
7) находить и исправлять ошибки на изученные правила, описки;
8) пользоваться толковым, орфографическим словарями;
9) создавать собственные мини-словарики;
10) составлять предложения из слов, устанавливая между ними
смысловую связь
по вопросам;
11) составлять текст из разрозненных предложений, частей текста;
12) составлять небольшие диалоги на заданную тему;
13) сочинять сказку с опорой на орфографический материал.
К концу третьего класса обучающийся научится:

1) создавать страницы в мини-книги предложенной тематики;
2) распознавать слова, употреблённые в прямом и переносном значении
(простые случаи);
3) определять значение слова в тексте;
4) уточнять значение слова с помощью толкового словаря;
5) определять вид предложения по цели высказывания;
6) применять изученные правила правописания при записи собственного
текста;
7) находить и исправлять ошибки на изученные правила, описки;
8) подбирать тексты разных типов;
9) строить устное диалогическое и монологическое высказывание
(3-5 предложений на определённую тему, по результатам наблюдений);
10) восстанавливать деформированный текст;
11) создавать фрагмент виртуальной экскурсии, включающий рассказ с
опорой
на репродукцию картины;
12) создавать небольшие устные и письменные тексты-объявления,
включающие фрагменты текста-описания;
13) сочинять сказку с опорой на орфографический материал.
К концу четвёртого класса обучающийся научится:
1) объяснять роль языка как основного средства общения;
2) выявлять в речи слова, значение которых требует уточнения,
определять значение слова по контексту;
3) различать распространённые и нераспространённые предложения;
4) распознавать предложения с однородными членами; составлять
предложения
с однородными членами; использовать
предложения с однородными членами в речи;
5) применять изученные правила правописания при записи собственного
текста;
6) находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки на
изученные правила, описки;
7) осознавать ситуацию общения (с какой целью, с кем, где происходит
общение); выбирать адекватные языковые средства в ситуации общения;
8) строить устное диалогическое и монологическое высказывание (4-6
предложений), соблюдая орфоэпические нормы, правильную интонацию,
нормы речевого взаимодействия;
9) создавать небольшие устные и письменные тексты (3-5 предложений)
для конкретной ситуации письменного общения (письма, объявления и др.);
10) корректировать деформированный текст;
11) писать (после предварительной подготовки) сочинения по заданным
темам;
12) осуществлять поиск информации;
13) уточнять значение слова с помощью справочных изданий, в том числе
из числа верифицированных электронных ресурсов, включённых в
федеральный перечень.
14) сочинять лингвистическую сказку.

Изучение факультативного курса способствует достижению ряда
личностных результатов:
1) осознание языка как одной из главных духовно-нравственных
ценностей народа;
2) становление ценностного отношения к русскому языку, отражающему
историю и культуру страны;
3) стремление к самовыражению в искусстве слова; осознание важности
русского языка как средства общения и самовыражения;
4) познавательный интерес к изучению русского языка, активность,
инициативность, любознательность и самостоятельность в его познании;
5) соблюдение правил безопасного поиска в информационной среде
дополнительной информации в процессе языкового образования;
6) бережное отношение к окружающим людям, проявляющееся в выборе
приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм речевого
этикета и правил общения;
7) первоначальные представления о системе языка как одной из
составляющих целостной научной картины мира.
Факультативный курс « Клуб юных знатоков» обладает потенциалом
достижения ряда метапредметных результатов. У обучающегося будут
сформированы следующие познавательные универсальные учебные действия:
Базовые логические действия:
1) сравнивать различные языковые единицы (звуки, слова, предложения,
тексты), устанавливать основания для сравнения языковых единиц
(принадлежность к той или иной части речи, грамматический признак,
лексическое значение и др.);
2) находить в языковом материале закономерности и противоречия на
основе наблюдения;
3) выявлять недостаток информации для решения учебной и
практической задачи на основе предложенного алгоритма, формулировать
запрос на дополнительную информацию;
4) устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения
за языковым материалом, делать выводы.
Базовые исследовательские действия:
1) формулировать цель, планировать изменения языкового объекта,
речевой ситуации;
2) проводить по предложенному плану несложное лингвистическое миниисследование;
3) формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе
результатов проведённого наблюдения за языковым материалом;
4) прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их
последствия в аналогичных или сходных ситуациях.
Работа с информацией:
1) выбирать источник получения информации: нужный словарь для
получения запрашиваемой информации, для уточнения;

2) находить представленную в явном виде информацию в предложенном
источнике: в словарях, справочниках;
3) распознавать достоверную и недостоверную информацию
самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её
проверки (обращаясь к словарям, справочникам, дополнительным пособиям);
4) соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников,
родителей, законных представителей) правила информационной безопасности
при поиске информации в Интернете (информации о написании и
произношении слова, о значении слова, о происхождении слова, о синонимах
слова);
5) анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую
информацию в соответствии с учебной задачей.
В результате изучения факультативного курса «Клуб юных знатоков»
у обучающегося формируются коммуникативные универсальные учебные
действия:
Общение:
1) воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в
соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
2) проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила
ведения диалоги и дискуссии;
3) признавать возможность существования разных точек зрения;
4) корректно и аргументировано высказывать своё мнение;
5) строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
6) создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение,
повествование) в соответствии с речевой ситуацией;
7) готовить небольшие публичные выступления о результатах
индивидуальной, парной и групповой работы, о результатах наблюдения,
выполненного мини-исследования;
8) подбирать иллюстративный материал (рисунки, фотографии) к
создаваемой мини-книге.
В результате изучения факультативного курса «Клуб юных знатоков»
у обучающегося формируются регулятивные универсальные учебные
действия:
Самоорганизация:
1) планировать действия по решению практической задачи для получения
результата;
2) выстраивать последовательность выбранных действий.
Самоконтроль:
1) устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
2) корректировать свои действия для преодоления речевых и
орфографических ошибок;
3) соотносить результат деятельности с поставленной задачей;
4) находить ошибку, допущенную при работе с языковым
материалом, находить орфографическую и пунктуационную ошибку;

5) сравнивать результаты своей деятельности и деятельности
одноклассников, объективно оценивать их по предложенным критериям.
Совместная деятельность:
1) принимать цель совместной деятельности, коллективно строить
действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать
процесс и результат совместной работы;
2) проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться,
самостоятельно разрешать конфликты;
3) ответственно выполнять свою часть работы;
4) оценивать свой вклад в общий результат;
5) выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные
образцы.
Тематическое планирование
1 класс
№
Блок (раздел)
заня
тия
1-3
Период «Обучение
грамоте»
«Создаём книгу»
(9 часов)
4-6
7-9
1011
1213
1415

1618

1921
2223

Тема занятия
«Истории в
картинках»

Колич
ество
часов
3

«Всему название
дано»
«О чём мне
рассказала буква»
«Слова и словари»
«Слова, которые мы
(2 часа)
раньше не знали»
«Ищем ключ к разгадке Разгадываем тайны
тайн языка» (2 часа)
письма
«Пора действовать:
Составляем и
проба пера» (2 часа)
слушаем устные
рассказы «Моя
любимая игра»
Период «Изучение
«Что умеют
систематического курса» обозначать слова»
«Создаём книгу» (6
часов)
«Кто с кем говорит»

3

«Слова и словари»
(4 часа)

2

Продолжаем
создавать словарь

3
2
2
2

3

3

Планируе
мые
сроки

2425

26

27

«Решаем языковые
задачи, ставим
эксперимент»
(1 час)
«Ищем ключ к разгадке
тайн языка» (2 часа)

28

2931

«Пора действовать:
проба пера» (3 часа)

3233

Резервные часы (2 часа)

«Слова, которые мы
раньше не знали»
Создаём личные
словарики трудных
слов
«Я обязательно
запомню, как писать
эти слова»
Задачи бывают не
только в математике!
Тайны шипящих
звуков
Еще одна тайна: что
определяет порядок
слов в предложении
Пишем заметку в
газету класса «Самое
интересное событие
первого класса»

2

1

1
1

3

2
2 класс

№
Блок (раздел)
заня
тия
1-3
«Создаём книгу»
(10 часов)
4-5
6-8
9-10
11
1213
14
15-

«Слова и словари»
(6 часов)

Тема занятия
«Зачем мы общаемся»
«Иллюстрированный
словарь антонимов»
«Словарь синонимов»
«Такие разные
предложения!»
Работаем с толковым
словарём
Составляем словарь
«Слова, которые мы
раньше не знали»
Ищем в словаре
многозначные слова
Создаём личные

Колич
ество
часов
3
2
3
2
1
2

1
2

Планируе
мые
сроки

16

17

«Решаем языковые
задачи, ставим
эксперимент»
(4 часа)

18
1920
2122

«Ищем ключ к
разгадке тайн
языка»
(3 часа)

23

24

«Пора действовать:
проба пера»
(9 часов)

25
26
2728
2932
3334

словарики трудных слов
«Я обязательно запомню,
как писать эти слова»
Ставим эксперименты
с ударением

1

Загадки слов: отгадай по
описанию
Загадки орфографии

1

Учимся отвечать на
сложные вопросы

2

Ищем в предложениях
слова, которые нужно
выделить логическим
ударением
Когда может пригодиться
умение рифмовать

1

Составляем диалоги
Возвращаем синонимы и
антонимы
Пишем шуточные диалоги
для газеты класса «И тут
все засмеялись»
Пишем сказки

1
1

2

1

Резервные часы
(2 часа)

2

4
2

3 класс
№
Блок (раздел)
заня
тия
1-2
«Создаём книгу»
(9 часов)
3-4
5-6

Тема занятия
«Интересные текстыповествования»
«Интересные текстыописания»
«Интересные текстырассуждения»

Колич
ество
часов
2
2
2

Планируем
ые сроки

7-9

1011

«Слова и словари»
(3 часа)

12

13

«Решаем языковые
задачи, ставим
эксперимент» (5
часов)

1415

16
17

1820
2124

2526
2728

2930

31-

«Ищем ключ к
разгадке тайн
языка» (3 часа)
«Пора действовать:
проба пера» (12
часов)

«Умеет ли плакать
дождь и точно ли у
бабушки золотые
руки?»
Составляем словарь
«Слова, которые мы
раньше не знали»
Создаём личные
словарики трудных
слов «Я обязательно
запомню, как писать
эти слова»
Почему ошибки
затрудняют понимание

3

Ставим эксперимент:
могут ли быть тексты, в
которых только одна
часть речи?
Когда мягкий знак не
мягкий?
Следствие ведут
опытные «сыщики»:
ищем правильный
порядок предложений
Учимся отвечать на
сложные вопросы

2

Готовим и проводим
виртуальные экскурсии
по залам Третьяковской
галереи
Возвращаем в тексты
пропавшие слова
Пишем заметки для
газеты класса
«Догадайтесь: кто это?
что это?»
Пишем шуточные
объявления для газеты
класса «В мире
смешных объявлений»
Пишем сказки

4

2

1

1

1
1

3

2
2

2

2

32
3334

Резервные часы (2
часа)

2
4 класс

№
Блок (раздел)
заня
тия
1-3
«Создаём книгу»
(9 часов)
4-6

7-9

1011

«Слова и словари»
(3 часа)

12

13

1415
16

17

«Решаем языковые
задачи, ставим
эксперимент» (5
часов)

Тема занятия
«Иллюстрированный
словарь
фразеологизмов»
«Иллюстрированный
словарь устаревших
слов»
«Новые интересные
тексты-повествования,
тексты-описания,
тексты-рассуждения»
Составляем словарь
«Слова, которые мы
раньше не знали»
Создаём личные
словарики трудных
слов «Я обязательно
запомню, как писать
эти слова»
Когда в глаголах
мягкий знак не мягкий?

Колич
ество
часов
3

3

3

2

1

1

Решаем
2
лингвистические
задачи
Следствие ведут
1
опытные «сыщики»:
ищем лишние
предложения
Ставим эксперимент:
1
могут ли быть тексты, в
которых у имён
существительных и
имён прилагательных
отсутствуют

Планируем
ые сроки

1820
2122

«Ищем ключ к
разгадке тайн
языка» (3 часа)
«Пора действовать:
проба пера» (12
часов)

2325

2627
2830
3132
3334

Резервные часы (2
часа)

окончания?
Учимся отвечать на
сложные вопросы

3

Пишем заметки
«История слова» для
газеты класса
«Знакомые
незнакомцы: история
слов»
Пишем текстрассуждение для
классного журнала
«Почему это важно»
Пишем письмо
будущему другу
Работаем редакторами

2

Пишем сказки

2

3

2
3

2


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».