Родной край (ФГОС НОО, 4 класс)

ПРИЛОЖЕНИЕ № 25
к ООП НОО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
РОДНОЙ КРАЙ
(ФГОС НОО, 4 класс)

Тавда, 2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Структура рабочей программы внеурочной деятельности «Родной край»
определяется настоящим Положением в соответствии с требованиями ФГОС
НОО, утвержденного приказом Минпросвещения от 31.05.2021 № 286 (с
изменениями от 18.07.2022 г.); ФГОС ООО, утвержденного приказом
Минпросвещения от 31.05.2021 № 287 (с изменениями от 18.07.2022 г.); ФГОС
СОО, утвержденного приказом Минпросвещения от 17.05.2012 № 413 (с
изменениями от 29.12.2014 г. № 1645; от 31.12.2015 г. № 1578; от 29.06.2017 г.
№ 613; от 24.09.2020 г. № 519; от 11.12.2020 г. № 712; от 12.08.2022 г. № 732.
Цель данного курса: пробуждение интереса к изучению культурноисторического наследия нашего края; воспитание патриотических чувств у
современных школьников.
Задачи курса:
1) утверждение в сознании и чувствах воспитанников гражданских и
патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к
культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;
2) создание условий для эффективного гражданского и патриотического
воспитания школьников;
3) формирование ценностного отношение к своему национальному языку и
культуре;
4) развитие интереса к государственным праздникам и важнейшим
событиям в жизни России, субъекта Российской Федерации, края (населённого
пункта), в котором находится образовательное учреждение;
5) способствование стремлению активно участвовать в делах своего
города;
6) воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде
родного края (экологическое воспитание).
Рабочая программа «Родной край» реализуется через план внеурочной
деятельности МАОУ СОШ № 9.
Срок реализации: 1 год.
Общее количество часов на 1 год: 34 часа
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Блок № 1. Родной край – часть великой России (10 часов)
Твой родной край – Свердловская область (географическое положение,
климатические условия, животный и растительный мир, охрана окружающей
среды). (1 ч)
Карта твоего края (географические объекты: реки, озера, горы, природные
зоны, города). (1 ч)
Поверхность и водоемы твоего края. Составление кроссворда «Реки, моря
и озёра Свердловской области». (1 ч)
Практическая работа Полезные ископаемые твоего края. Ознакомление с
образцами полезных ископаемых. (1 ч)

Практическая работа с гербарием Растения твоего края. Различение
(узнавание) деревьев и кустарников на природе по кроне и листьям (знакомым
по рисункам и выкройкам), коре, семенам. Сбор опавших листьев и семян этих
растений с целью сушки. Фотографирование (с помощью родителей)
обучающихся в процессе сбора натуральных объектов и самих натуральных
объектов – деревьев, кустарников, их листьев и семян. Зарисовка листьев
деревьев и кустарников детьми. (2 ч)
Отрасли животноводства твоего края. Создание презентаций по
материалам занятия. (1 ч)
Заповедные места твоего края. Поиск информации в Интернете,
справочниках, книгах, с целью составления картотеки «Заповедные места
твоего края». Подготовка отчёта в форме фотографий, картотеки заповедных
мест родного края. (3 ч)
Блок № 2. Милый сердцу край... (8 часов)
Народные промыслы твоего края. Поиск информации в Интернете,
справочниках, книгах, с целью составления картотеки «Народные промыслы
твоего края». Подготовка отчёта в форме картотеки народных промыслов
родного края. (2 ч)
Что такое перспектива. Фронтальная перспектива. Рисунок «Летний
пейзаж».
Знакомство с видами перспектив. Выполнение рисунка «Летний пейзаж».
Организация выставки рисунков с целью отбора лучших в «Альбом красивых
мест растений родного края» (1 ч)
Уровни горизонта. Рисунок с натуры «Цветок в вазе». (1 ч)
Рисование цветка с натуры. Организация выставки рисунков с целью
отбора лучших в «Определитель растений родного края» в качестве
иллюстраций. (1 ч)
Рисование по памяти «Моя улица» или «Мой двор». (1 ч)
Организация выставки рисунков с целью отбора лучших в сборник
«Улицы и дворы нашего города глазами детей».
Рисование с натуры и по представлению животных и птиц нашего края.
Выставка рисунков. (1 ч)
Тематическое рисование «Закат солнца». (1 ч)
Выставка рисунков.
Блок № 3. Лучше нет родного края… (4 часа)
Федор Тютчев «Как весел грохот летних бурь…» Работа со школьной и
домашней библиотекой по заданию учителя. (1 ч)
Подбор стихотворений о лете. Викторина «Узнай стихотворение по
началу» (1 ч)
Конкурс самостоятельного сочинения стихов о лете с целью создания
сборника.

Работа со школьной и домашней библиотеками «Времена года в
творчестве русских поэтов». Создание сборника стихов «Времена года в
родном крае» (1 ч)
Произведения писателей и поэтов родного края. Подготовка презентаций,
викторин. (1 ч)
Блок № 4. С чего начинается Родина…(4 часа)
Знакомство с жанрами народной музыки. Составление рекомендательного
списка для прослушивания музыкальных произведений. (1 ч)
Православная музыка – христианские песни, песнопения, молитвы.
Слушание колокольного звона. (1 ч)
Экскурсия в православный храм. (1 ч)
Обрядовые песни. Знакомство и разучивание обрядовых песен. (1 ч)
Блок № 5. Народные умельцы Урала (8 часов)
Изготовление изделий из пластичных материалов. (1 ч)
Создание вазы для осеннего букета, с использованием природных
материалов родного края. Организация конкурса на лучшую вазу. (1 ч)
Домашний труд. (1 ч)
Изготовление кукол – оберегов. Оформление изделий вышивкой простым
крестом. (1 ч)
Изготовление изделий из текстильных материалов. (1 ч)
Нитяная графика. Выставка работ. (1 ч)
Аппликация «Орнаменты народов Сибири». (1 ч)
Изготовление изделий из бумаги и картона. Проект коллективного
создания макета деревни. (1 ч)
Формы организации и виды деятельности учащихся
№
1.

Виды
деятельности
Познавательная
деятельность

2.

Творческая
деятельность

3.

Совместнораспределенная
проектная
деятельность

Формы организации деятельности
Чтение
Решение учебных задач
Сбор и обработка информации
Редактирование текста
Формы, направленные на самореализацию,
самосознание, самоуправление, самокоррекцию,
самоконтроль: конструирование, моделирование,
творческая мастерская, создание презентаций,
выразительное
чтение,
художественное
творчество
Формы,
ориентированные
на
получение
социально-значимого продукта: решение учебных
проектных задач, учебный проект

4.

Учебноисследовательск
ая деятельность

5.

Деятельность
управления
системными
объектами
(группами
людей)
Рефлексивная
деятельность

6.

7.

Совместно
распределенная
учебная
(образовательная
) деятельность

8.

Коммуникативн
ая деятельность

Формы, направленные на получение опыта
экспериментирования с объектами, социального
экспериментирования:
изучение
и
анализ
исторических документов, подбор материала, и
т.д.
Формы, ориентированные на выстраивание
отношений с окружающими людьми, тактики
собственного поведения, управления малыми
группами людей: инструктаж, разновозрастное
сотрудничество, консультации.
Практическая работа
Самооценка участия в работе класса, группы и
др.
Личностно-ориентированные
формы
(включающие возможность самостоятельного
планирования и целеполагания, возможность
проявить свою индивидуальность, выполнять
«взрослые» функции – контроля, оценки,
дидактической организации материала и пр.:
беседы, работа в малых группах, мастерские,
экскурсии
Беседа

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
У обучающихся будут сформированы:
– внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к
школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и
принятия образца «хорошего ученика»;
– широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая
социальные, учебно ­ познавательные и внешние мотивы;
– учебно ­ познавательный интерес к новому учебному материалу и
способам решения новой задачи;
– ориентация на понимание причин успеха во внеурочной деятельности, в
том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия
результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей,
товарищей, родителей и других людей;
– способность к оценке своей деятельности;
– основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в
форме осознания «Я» как представителя народа, чувства сопричастности и

гордости за свою Родину; народ и историю, осознание ответственности
человека за общее благополучие;
– основы экологической культуры: принятие ценности природного мира,
готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного,
нерасточительного, здоровьесберегающего поведения.
Обучающиеся получат возможность для формирования:
–
внутренней позиции обучающегося на уровне положительного
отношения к образовательной организации, понимания необходимости учения,
выраженного в преобладании учебно ­ познавательных мотивов и предпочтении
социального способа оценки знаний;
–
выраженной устойчивой учебно ­ познавательной мотивации
учения;
–
устойчивого учебно ­ познавательного интереса к новым общим
способам решения задач;
–
адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной
деятельности;
–
положительной адекватной дифференцированной самооценки на
основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– принимать и сохранять учебную задачу;
– учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном
– материале в сотрудничестве с учителем;
– планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и
условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
– учитывать установленные правила в планировании и контроле способа
решения;
– осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
– адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей,
родителей и других людей;
– различать способ и результат действия;
– вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на
основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать
предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата,
использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи,
собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.
Обучающийся получит возможность научиться:
– в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
– преобразовывать практическую задачу в познавательную;
– проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

– самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в
новом учебном материале;
– осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по
результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне
произвольного внимания;
– самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и
вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации,
так и в конце действия.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
Обучающийся научится:
– осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных
заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников
(включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве,
в том числе контролируемом пространстве сети Интернет;
– осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об
окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
– использовать знаково­символические средства, в том числе модели и
схемы для решения задач;
– проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
– строить сообщения в устной и письменной форме;
– основам смыслового восприятия художественных и познавательных
текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в
первую очередь текстов);
– осуществлять анализ объектов с выделением существенных и
несущественных признаков;
– устанавливать причинно ­ следственные связи в изучаемом круге
явлений;
– строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его
строении, свойствах и связях; осуществлять подведение под понятие на основе
распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
– устанавливать аналогии;
Обучающийся получит возможность научиться:
– осуществлять расширенный поиск информации с использованием
ресурсов библиотек и сети Интернет;
– записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью
инструментов ИКТ;
– создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
– осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной
форме;
– строить
логическое
рассуждение,
включающее
установление
причинно­следственных связей.

КОММУНИКАТИВНЫЕ
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ
УЧЕБНЫЕ
ДЕЙСТВИЯ
Обучающийся научится:
– адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые,
средства для решения различных коммуникативных задач, строить
монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной
поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том
числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
– допускать возможность существования у людей различных точек зрения,
в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию
партнёра в общении и взаимодействии;
– учитывать разные мнения и стремиться к координации различных
позиций в сотрудничестве;
– формулировать собственное мнение и позицию;
– договариваться и приходить к общему решению в совместной
деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
– строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что
партнёр знает и видит, а что нет;
– задавать вопросы;
– использовать речь для регуляции своего действия;
– адекватно использовать речевые средства для решения различных
коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть
диалогической формой речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
– учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей,
отличные от собственной;
– учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную
позицию;
– понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
– аргументировать свою позицию и координировать её с позициями
партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной
деятельности;
– адекватно использовать речевые средства для эффективного решения
разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей
деятельности.
ЧТЕНИЕ. РАБОТА С ТЕКСТОМ
Работа с текстом:
поиск информации и понимание прочитанного
Обучающийся научится:
– находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
– определять тему и главную мысль текста;
– сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя два-три
существенных признака;

– понимать информацию, представленную в неявном виде (например,
находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведённое
утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий
признак группы элементов);
– понимать информацию, представленную разными способами;
– ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.
Обучающийся получит возможность научиться:
– использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки,
сноски) для поиска нужной информации;
– работать с несколькими источниками информации;
– сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.
Работа с текстом:
преобразование и интерпретация информации
Обучающийся научится:
– пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;
– формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить
аргументы, подтверждающие вывод;
– сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста
информацию;
– составлять на основании
текста небольшое
монологическое
высказывание, отвечая на поставленный вопрос.
Обучающийся получит возможность научиться:
– делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего
использования;
Работа с текстом: оценка информации
Обучающийся научится:
– высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном
тексте;
– оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста;
определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;
– на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению
достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых
сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
– участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или
прослушанного текста.
Обучающийся получит возможность научиться:
– сопоставлять различные точки зрения;
– соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;
– в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять
достоверную (противоречивую) информацию.
ФОРМИРОВАНИЕ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Обучающийся научится:

– использовать безопасные для органов зрения, нервной системы, опорнодвигательного аппарата, эргономичные приёмы работы с компьютером и
другими средствами ИКТ;
– организовывать систему папок для хранения собственной информации в
компьютере.
– сканировать рисунки и тексты.
– искать информацию в соответствующих возрасту цифровых словарях и
справочниках, базах данных, контролируемом Интернете, системе поиска
внутри компьютера; составлять список используемых информационных
источников (в том числе с использованием ссылок);
– создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ:
редактировать, оформлять и сохранять их;
– готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией:
создавать план презентации, выбирать аудиовизуальную поддержку, писать
пояснения и тезисы для презентации.
Обучающийся получит возможность научиться:
– грамотно формулировать запросы при поиске в Интернете и базах
данных, оценивать, интерпретировать и сохранять найденную информацию;
критически относиться к информации и к выбору источника информации.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п

Наименование раздела, темы

1 Родной край – часть великой России.

Количеств
о часов
10

2 Милый сердцу край...

8

3 Лучше нет родного края…

4

4 С чего начинается Родина…

4

5 Народные умельцы Урала

8

ИТОГО

34

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
Тема
Количество
п/п
часов
1
Вводное занятие «Мой край. Его прошлое и настоящее»
1
2
Твой родной край – Свердловская область (географическое положение,
1
климатические условия, животный и растительный мир, охрана окружающей
среды).
3
Карта твоего края (географические объекты: реки, озера).
1
4
Водоемы твоего края. Составление кроссворда «Реки и озёра Свердловской
1
области».
5
Посмотри вокруг: горы, полезные ископаемые. Составление карты полезных
1
ископаемых.
6
Заповедные места твоего края
1
7
Практическая работа с гербарием растения твоего края. Различение (узнавание)
1
деревьев и кустарников на природе по кроне и листьям (знакомым по рисункам и
выкройкам), коре, веткам, семенам.
8
Отрасли животноводства твоего края. Создание презентаций по материалам
1
занятия.
9
Карта твоего края (географические объекты: города).
1
10 Виртуальная экскурсия «Мой славный город»
1
11 Народные промыслы твоего края. Виртуальная экскурсия в школу ремёсел
1
12 Что такое перспектива. Фронтальная перспектива. Рисунок «Летний пейзаж».
1
13 Уровни горизонта. Рисунок с натуры «Цветок в вазе».
1
14 Рисование по памяти «Моя улица» или «Мой двор».
1
15 Рисование с натуры и по представлению животных нашего края.
1
16 Рисование с натуры и по представлению птиц нашего края.
1
17 Выставка рисунков «Альбом красивых мест родного края»
1
18 Посещение выставочного зала
1

19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Произведения писателей и поэтов родного края
Произведения писателей и поэтов родного края
Литературное творчество нашего края.
Виртуальная экскурсия в домашнюю библиотеку
Знакомство с жанрами народной музыки твоего края.
Православная музыка – христианские песни, песнопения, молитвы. Слушание
колокольного звона.
Обрядовые песни. Знакомство и разучивание обрядовых песен.
Экскурсия в православный храм.
Изготовление изделий из солёного теста.
Изготовление кукол – оберегов.
Изготовление изделий из бросовых материалов.
Аппликация «Орнаменты народов Урала».
Изготовление изделий из бумаги и картона.
Посещение музея.
Проект коллективного создания макета деревни.
Итоговое занятие

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».