Умники и умницы (ФГОС НОО, 4 класс)

ПРИЛОЖЕНИЕ № _26__
к ООП НОО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
УМНИКИ И УМНИЦЫ
(ФГОС НОО, 4 класс)

Тавда, 2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Структура рабочей программы внеурочной деятельности «Умники и
умницы» определяется настоящим Положением в соответствии с требованиями
ФГОС НОО, утвержденного приказом Минпросвещения от 31.05.2021 № 286 (с
изменениями от 18.07.2022 г.); ФГОС ООО, утвержденного приказом
Минпросвещения от 31.05.2021 № 287 (с изменениями от 18.07.2022 г.); ФГОС
СОО, утвержденного приказом Минпросвещения от 17.05.2012 № 413 (с
изменениями от 29.12.2014 г. № 1645; от 31.12.2015 г. № 1578; от 29.06.2017 г.
№ 613; от 24.09.2020 г. № 519; от 11.12.2020 г. № 712; от 12.08.2022 г. № 732.
Цель данного курса: развитие познавательных способностей
обучающихся на основе системы развивающих занятий.
Задачи курса:
1) развитие мышления в процессе формирования основных приемов
мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения,
классификации, умения выделять главное, доказывать и опровергать, делать
несложные выводы;
2) развитие психических познавательных процессов: различные виды
памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
3) формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать
нестандартные задачи;
4) развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной
деятельности обучающихся;
5) формирование и развитие коммуникативных умений;
6) формирование навыков применения полученных знаний и умений в
процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.
Рабочая программа «Умники и умницы» реализуется через план
внеурочной деятельности МАОУ СОШ № 9.
Срок реализации: 1 год.
Общее количество часов на 1 год: 34 часа
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческопоисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта
разнообразия: по содержанию и по сложности задач.
Развитие восприятия (5 часа)
Развитие слуховых, осязательных ощущений. Формирование и развитие
пространственных представлений. Развитие умение ориентироваться в
пространстве листа. Развитие фонематического слуха. Развитие восприятия
времени, речи, формы, цвета, движения. Формирование навыков правильного и
точного восприятия предметов и явлений. Тренировочные упражнения и
дидактические игры по развитию восприятия и наблюдательности.
Развитие памяти (9 часов)

Диагностика памяти. Развитие зрительной, слуховой, образной,
смысловой памяти. Тренировочные упражнения по развитию точности и
быстроты запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения
материала.
Развитие внимания (10 часов)
Диагностика произвольного внимания. Тренировочные упражнения на
развитие способности переключать, распределять внимание, увеличение
объёма устойчивости, концентрации внимания.
Развитие речи (5 часов)
Развитие устойчивой речи, умение описывать то, что было обнаружено с
помощью органов чувств. Обогащение и активизация словаря учащихся.
Развитие умения составлять загадки, небольшие рассказы - описания, сочинять
сказки. Формирование умения давать несложные определения понятиям.
Развитие мышления (5 часов)
Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов,
явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов,
явлений в соответствии с их признаками. Формирование умения выделять
главное и существенное, умение сравнивать предметы, выделять черты
сходства и различия, выявлять закономерности. Формирование основных
мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации,
обобщения, умения выделять главное и существенное на основе развивающих
заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения
дидактических игр.
Формы организации и виды деятельности учащихся
№
1.

Виды
деятельности
Познавательная
деятельность

2.

Творческая
деятельность

3.

Совместнораспределенная
проектная
деятельность
Учебноисследовательск

4.

Формы организации деятельности
Чтение
Решение учебных задач
Сбор и обработка информации
Редактирование текста
Формы, направленные на самореализацию,
самосознание, самоуправление, самокоррекцию,
самоконтроль: конструирование, моделирование,
творческая мастерская, создание презентаций,
выразительное
чтение,
художественное
творчество
Формы,
ориентированные
на
получение
социально-значимого продукта: решение учебных
проектных задач, учебный проект
Формы, направленные на получение опыта
экспериментирования с объектами, социального

ая деятельность

5.

6.

Деятельность
управления
системными
объектами
(группами
людей)
Рефлексивная
деятельность

экспериментирования:
изучение
и
анализ
исторических документов, подбор материала, и
т.д.
Формы, ориентированные на выстраивание
отношений с окружающими людьми, тактики
собственного поведения, управления малыми
группами людей: инструктаж, разновозрастное
сотрудничество, консультации.
Практическая работа
Самооценка участия в работе класса, группы и
др.
Личностно-ориентированные
формы
(включающие возможность самостоятельного
планирования и целеполагания, возможность
проявить свою индивидуальность, выполнять
«взрослые» функции – контроля, оценки,
дидактической организации материала и пр.:
беседы, работа в малых группах, мастерские,
экскурсии
Беседа

7.

Совместно
распределенная
учебная
(образовательная
) деятельность

8.

Коммуникативн
ая деятельность
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Личностными результатами изучения курса является формирование
следующих умений:
 определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие
для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
 в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на
общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке
других участников группы и педагога, как поступить;
Метапредметными
результатами
изучения
курса
формирование следующих универсальных учебных действий (УУД)

являются

Регулятивные УУД:
 определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
 проговаривать последовательность действий;
 учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с
иллюстрацией рабочей тетради;
 учиться работать по предложенному учителем плану;
 учиться отличать верно выполненное задание от неверного;

 учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную
оценку деятельности товарищей;
Познавательные УУД:
 ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с
помощью учителя;
 делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в
учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);
 добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой
жизненный опыт и информацию, полученную от учителя;
 перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате
совместной работы всего класса;
 перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие
математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства,
неравенства, плоские геометрические фигуры;
 преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять
математические рассказы и задачи на основе простейших математических
моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и
формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных,
рисунков, схематических рисунков, схем);
Коммуникативные УУД:
 донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и
письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
 слушать и понимать речь других;
читать и пересказывать текст;
 совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и
следовать им;
 учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
Предметными результатами изучения курса
следующих умений:










являются формирование

описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
выделять существенные признаки предметов;
сравнивать между собой предметы, явления;
обобщать, делать несложные выводы;
классифицировать явления, предметы;
определять последовательность событий;
судить о противоположных явлениях;
давать определения тем или иным понятиям;
определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;

 выявлять функциональные отношения между понятиями;
 выявлять закономерности и проводить аналогии;
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п

Наименование раздела, темы

1.

Выявление уровня познавательных процессов у
четвероклассников в начале учебного года.

2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

Развитие концентрации внимания.
Тренировка внимания.
Тренировка слуховой памяти.
Тренировка зрительной памяти.
Поиск закономерностей.
Совершенствование воображения.
Развитие быстроты реакции, мышления.
Выявление уровня познавательных процессов у
четвероклассников в конце учебного года.

Количество
часов
1

5
5
5
4
4
4
4
2

ИТОГО

34

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.

Тема

Количество часов

Выявление уровня познавательных
процессов в начале учебного года.

1

Развитие концентрации внимания.
Тренировка внимания.
Тренировка слуховой памяти.
Тренировка зрительной памяти.
Поиск закономерностей.
Совершенствование воображения.
Развитие быстроты реакции, мышления.
Развитие концентрации внимания.
Тренировка внимания.
Тренировка слуховой памяти.
Тренировка зрительной памяти.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.

Поиск закономерностей.
Совершенствование воображения.
Развитие быстроты реакции, мышления.
Развитие концентрации внимания.
Тренировка внимания.
Тренировка слуховой памяти.
Тренировка зрительной памяти.
Поиск закономерностей.

1
1
1
1
1
1
1
1

21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.

Совершенствование воображения.
Развитие быстроты реакции, мышления.
Развитие концентрации внимания.
Тренировка внимания.
Тренировка слуховой памяти.
Тренировка зрительной памяти.
Поиск закономерностей.
Совершенствование воображения.
Развитие быстроты реакции, мышления.
Развитие концентрации внимания.
Тренировка внимания.
Тренировка слуховой памяти.
Развитие быстроты реакции, мышления.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

3334

Выявление уровня познавательных
процессов в конце учебного года.

2


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».