Родной язык (русский) (ФГОС СОО, 11 класс)

ПРИЛОЖЕНИЕ № 3
к ООП СОО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета

РОДНОЙ ЯЗЫК (русский)
(базовый уровень)
(в соответствии с ФГОС СОО-2012 (в редакции приказа

Минпросвещения России от 11 декабря 2020 г. N 712)
и ФОП СОО)

Тавда, 2023

1. Планируемые предметные результаты освоения предмета «Родной язык (русский)»
Изучение предметной области "Родной язык и родная литература" должно обеспечить:
- сформированность представлений о роли родного языка в жизни человека, общества, государства, способности свободно общаться на
родном языке в различных формах и на разные темы;
- включение в культурно-языковое поле родной литературы и культуры, воспитание ценностного отношения к родному языку как
носителю культуры своего народа;
- сформированность осознания тесной связи между языковым, литературным, интеллектуальным, духовно-нравственным развитием
личности и ее социальным ростом;
- сформированность устойчивого интереса к чтению на родном языке как средству познания культуры своего народа и других культур,
уважительного отношения к ним; приобщение к литературному наследию и через него - к сокровищам отечественной и мировой
культуры; сформированность чувства причастности к свершениям, традициям своего народа и осознание исторической преемственности
поколений;
- свободное использование словарного запаса, развитие культуры владения родным литературным языком во всей полноте его
функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;
- сформированность знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его
функционирования, освоение базовых понятий лингвистики, аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных
функционально-смысловых типов и жанров.
Предметные результаты изучения предметной области "Родной язык и родная литература" включают предметные результаты учебных
предметов: "Родной язык", "Родная литература" (базовый и углубленный уровень) - требования к предметным результатам освоения
базового курса родного языка и родной литературы должны отражать:
1) сформированность понятий о нормах родного языка и применение знаний о них в речевой практике;
2) владение видами речевой деятельности на родном языке (аудирование, чтение, говорение и письмо), обеспечивающими эффективное
взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;
3) сформированность навыков свободного использования коммуникативно-эстетических возможностей родного языка;
4) сформированность понятий и систематизацию научных знаний о родном языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц;
освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий родного языка;
5) сформированность навыков проведения различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного,
лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста на
родном языке;
6) обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств для
свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;
7) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии родного языка, основными нормами родного языка
(орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; приобретение
опыта их использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому
самосовершенствованию;
8) сформированность ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность; осознание значимости чтения на родном
языке и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как

средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
9) сформированность понимания родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого
способа познания жизни;
10) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе
изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры;
11) сформированность навыков понимания литературных художественных произведений, отражающих разные этнокультурные
традиции.

2.Содержание учебного предмета
Базовый уровень
Язык. Общие сведения о языке. Основные разделы науки о языке
Язык как система. Основные уровни языка. Взаимосвязь различных единиц и уровней языка.
Язык и общество. Язык и культура. Язык и история народа. Русский язык в Российской Федерации и в современном мире: в международном
общении, в межнациональном общении. Формы существования русского национального языка (литературный язык, просторечие, народные
говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго). Активные процессы в русском языке на современном этапе. Взаимообогащение
языков как результат взаимодействия национальных культур. Проблемы экологии языка.
Историческое развитие русского языка. Выдающиеся отечественные лингвисты.
Речь. Речевое общение
Речь как деятельность. Виды речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо.
Речевое общение и его основные элементы. Виды речевого общения.
Сферы и ситуации речевого общения. Компоненты речевой ситуации.
Монологическая и диалогическая речь. Развитие навыков монологической и диалогической речи. Создание устных и письменных
монологических и диалогических высказываний различных типов и жанров в научной, социально-культурной и деловой сферах общения.
Овладение опытом речевого поведения в официальных и неофициальных ситуациях общения, ситуациях межкультурного общения.
Функциональная стилистика как учение о функционально-стилистической дифференциации языка. Функциональные стили (научный,
официально-деловой, публицистический), разговорная речь и язык художественной литературы как разновидности современного русского
языка.
Сфера употребления, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, языковые средства, характерные для разговорного языка,
научного, публицистического, официально-делового стилей.
Основные жанры научного (доклад, аннотация, статья, тезисы, конспект, рецензия, выписки, реферат и др.), публицистического
(выступление, статья, интервью, очерк, отзыв и др.), официально-делового (резюме, характеристика, расписка, доверенность и др.) стилей,
разговорной речи (рассказ, беседа, спор).
Основные виды сочинений. Совершенствование умений и навыков созданиятекстов разных функционально-смысловых типов, стилей и
жанров.
Литературный язык и язык художественной литературы. Отличия языка художественной литературы от других разновидностей
современного русского языка. Основные признаки художественной речи.
Основные изобразительно-выразительные средства языка.
Текст. Признаки текста.
Виды чтения. Использование различных видов чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста.
Информационная переработка текста. Виды преобразования текста.

Анализ текста с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации.
Лингвистический анализ текстов различных функциональных разновидностей языка.
Культура речи
Культура речи как раздел лингвистики. Основные аспекты культуры речи: нормативный, коммуникативный и этический. Коммуникативная
целесообразность, уместность, точность, ясность, выразительность речи. Оценка коммуникативных качеств и эффективности речи.
Самоанализ и самооценка на основе наблюдений за собственной речью.
Культура видов речевой деятельности – чтения, аудирования, говорения иписьма.
Культура публичной речи. Публичное выступление: выбор темы, определение цели, поиск материала. Композиция публичного выступления.
Культура научного и делового общения (устная и письменная формы).
Особенности речевого этикета в официально-деловой, научной и публицистической сферах общения. Культура разговорной речи.
Языковая норма и ее функции. Основные виды языковых норм русского литературного языка: орфоэпические (произносительные и
акцентологические), лексические, грамматические (морфологические и синтаксические), стилистические. Орфографические нормы,
пунктуационные нормы.
Совершенствование орфографических и пунктуационных умений и навыков.
Соблюдение норм литературного языка в речевой практике. Уместность использования языковых средств в речевом высказывании.
Нормативные словари современного русского языка и лингвистические справочники; их использование.
Использование этимологических словарей и справочников для подготовки сообщений об истории происхождения некоторых слов и
выражений, отражающих исторические и культурные традиции страны.

3.Тематическое планирование с учетом рабочей программы воспитания
10 класс (34 часа)
№
Тема урока

1

Русский язык как
зеркало
национальной
культуры и истории
народа

КолСодержание
во
Воспитательный потенциал урока
часов
Язык и культура (12 ч.)
Язык. Общие сведения о языке.
1
установление доверительных отношений между учителем и
Язык как система. Основные уровни
его учениками, способствующих позитивному восприятию
языка. Взаимосвязь различных единиц и
учащимися требований и просьб учителя, привлечению их
уровней языка.
внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации
Язык и общество. Язык и культура. Язык
их познавательной деятельности;
и история народа. Русский язык в
побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые
Российской Федерации и в современном
нормы поведения, правила общения со старшими (учителями)
мире: в международном общении, в
и сверстниками (обучающимися), принципы учебной
межнациональном
общении.
Формы
дисциплины и самоорганизации;
существования русского национального
применение на уроке интерактивных форм работы учащихся:
языка (литературный язык, просторечие,
интеллектуальных,
деловых,
ситуационных
игр,
народные говоры, профессиональные
стимулирующих познавательную мотивацию школьников;
разновидности, жаргон, арго). Активные
дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести
процессы в русском языке на современном
опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы

2

Ключевые слова
русской культуры,
их национальноисторическая
значимость

3

Образ человека в
языке: словаконцепты «дух» и
«душа»

этапе. Взаимообогащение языков как
результат взаимодействия национальных
культур. Проблемы экологии языка.
Историческое развитие русского языка.
Речь. Речевое общение
Речь как деятельность. Язык и общество.
Язык и культура. Язык и история народа.
Русский язык в Российской Федерации и в
современном мире: в международном
общении, в межнациональном общении.
Формы
существования
русского
национального языка (литературный язык,
просторечие,
народные
говоры,
профессиональные
разновидности,
жаргон, арго). Активные процессы в
русском языке на современном этапе.
Взаимообогащение языков как результат
взаимодействия национальных культур.
Проблемы экологии языка.
Историческое развитие русского языка.

Литературный
язык
и
язык
художественной литературы. Отличия
языка художественной литературы от
других разновидностей современного
русского языка. Основные признаки
художественной речи.
Основные изобразительно-выразительные
средства
языка.
Использование
этимологических
словарей
и
справочников для подготовки сообщений
об истории происхождения некоторых
слов
и
выражений,
отражающих
исторические и культурные традиции
страны.

или работы в парах, которые учат школьников командной
работе и взаимодействию с другими детьми;

1

1

привлечение внимания школьников к ценностному аспекту
изучаемых на уроках явлений, организация их работы с
получаемой на уроке социально значимой информацией –
инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися
своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней
отношения;
использование воспитательных возможностей содержания
учебного предмета через демонстрацию детям примеров
ответственного,
гражданского
поведения,
проявления
человеколюбия
и
добросердечности,
через
подбор
соответствующих текстов для чтения, задач для решения,
проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
инициирование и поддержка исследовательской деятельности
школьников в рамках реализации ими индивидуальных и
групповых исследовательских проектов, что даст школьникам
возможность приобрести навык самостоятельного решения
теоретической проблемы, навык генерирования и оформления
собственных идей, навык уважительного отношения к чужим
идеям, оформленным в работах других исследователей, навык
публичного
выступления
перед
аудиторией,
аргументирования и отстаивания своей точки зрения.
использование воспитательных возможностей содержания
учебного предмета через демонстрацию детям примеров
ответственного,
гражданского
поведения,
проявления
человеколюбия
и
добросердечности,
через
подбор
соответствующих текстов для чтения, задач для решения,
проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
привлечение внимания школьников к ценностному аспекту
изучаемых на уроках явлений, организация их работы с
получаемой на уроке социально значимой информацией –
инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися
своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней
отношения

4

Ключевые слова,
обозначающие мир
русской природы;
религиозные
представления

Литературный
язык
и
язык
художественной литературы. Отличия
языка художественной литературы от
других разновидностей современного
русского языка. Основные признаки
художественной речи.
Основные изобразительно-выразительные
средства языка.Активные процессы в
русском языке на современном этапе.
Взаимообогащение языков как результат
взаимодействия национальных культур.
Проблемы экологии языка.
Историческое развитие русского языка.
Выдающиеся отечественные лингвисты.

1

5

Крылатые слова и
выражения в
русском языке

Литературный
язык
и
язык
художественной литературы. Отличия
языка художественной литературы от
других разновидностей современного
русского языка. Основные признаки
художественной речи.
Основные изобразительно-выразительные
средства языка. Активные процессы в
русском языке на современном этапе.
Взаимообогащение языков как результат
взаимодействия национальных культур.
Проблемы экологии языка.
Историческое развитие русского языка.
Выдающиеся отечественные лингвисты.

1

6

О происхождении

Основные изобразительно-выразительные

1

привлечение внимания школьников к ценностному аспекту
изучаемых на уроках явлений, организация их работы с
получаемой на уроке социально значимой информацией –
инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися
своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней
отношения;
применение на уроке интерактивных форм работы учащихся:
интеллектуальных,
деловых,
ситуационных
игр,
стимулирующих познавательную мотивацию школьников;
дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести
опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы
или работы в парах, которые учат школьников командной
работе и взаимодействию с другими детьми;
использование воспитательных возможностей содержания
учебного предмета через демонстрацию детям примеров
ответственного,
гражданского
поведения,
проявления
человеколюбия
и
добросердечности,
через
подбор
соответствующих текстов для чтения, задач для решения,
проблемных ситуаций для обсуждения в классе
использование воспитательных возможностей содержания
учебного предмета через демонстрацию детям примеров
ответственного,
гражданского
поведения,
проявления
человеколюбия
и
добросердечности,
через
подбор
соответствующих текстов для чтения, задач для решения,
проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
применение на уроке интерактивных форм работы учащихся:
интеллектуальных,
деловых,
ситуационных
игр,
стимулирующих познавательную мотивацию школьников;
дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести
опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы
или работы в парах, которые учат школьников командной
работе и взаимодействию с другими детьми;
привлечение внимания школьников к ценностному аспекту
изучаемых на уроках явлений, организация их работы с
получаемой на уроке социально значимой информацией –
инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися
своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней
отношения;
применение на уроке интерактивных форм работы учащихся:

фразеологизмов.
Источники
фразеологизмов

средства языка.

7

Развитие русского
языка как
объективный
процесс

Совершенствование умений и навыков
созданиятекстов разных функциональносмысловых типов, стилей и жанров.
Самоанализ и самооценка на основе
наблюдений за собственной речью.Анализ
текста с точки зрения наличия в нем явной
и скрытой, основной и второстепенной
информации.
Лингвистический
анализ
текстов
различных
функциональных
разновидностей языка.

1

8

Основные
тенденции развития
современного
русского языка

Сфера употребления, типичные ситуации
речевого общения, задачи речи, языковые
средства, характерные для разговорного
языка, научного, публицистического,
официально-делового стилей.

1

9

Новые иноязычные
заимствования в
современном
русском языке

Литературный
язык
и
язык
художественной литературы. Отличия
языка художественной литературы от
других разновидностей современного
русского языка. Основные признаки
художественной речи.
Основные изобразительно-выразительные
средства языка.

1

интеллектуальных,
деловых,
ситуационных
игр,
стимулирующих познавательную мотивацию школьников;
дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести
опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы
или работы в парах, которые учат школьников командной
работе и взаимодействию с другими детьми;
привлечение внимания школьников к ценностному аспекту
изучаемых на уроках явлений, организация их работы с
получаемой на уроке социально значимой информацией –
инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися
своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней
отношения
организация шефства, наставничества мотивированных и
эрудированных
учащихся
над
их
неуспевающими
одноклассниками, дающего школьникам социально значимый
опыт сотрудничества и взаимной помощи;
инициирование и поддержка исследовательской деятельности
школьников в рамках реализации ими индивидуальных и
групповых исследовательских проектов, что даст школьникам
возможность приобрести навык самостоятельного решения
теоретической проблемы, навык генерирования и оформления
собственных идей, навык уважительного отношения к чужим
идеям, оформленным в работах других исследователей, навык
публичного
выступления
перед
аудиторией,
аргументирования и отстаивания своей точки зрения.
привлечение внимания школьников к ценностному аспекту
изучаемых на уроках явлений, организация их работы с
получаемой на уроке социально значимой информацией –
инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися
своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней
отношения
включение в урок игровых процедур, которые помогают
поддержать мотивацию детей к получению знаний,
налаживанию позитивных межличностных отношений в
классе,
помогают
установлению
доброжелательной
атмосферы во время урока;
инициирование и поддержка исследовательской деятельности
школьников в рамках реализации ими индивидуальных и
групповых исследовательских проектов, что даст школьникам

10 Неологизмы в
современном
русском языке

Языковая
норма
и
ее
функции.грамматические
(морфологические и синтаксические),
стилистические. Орфографические нормы,
пунктуационные нормы.
Совершенствование орфографических и
пунктуационных умений и навыков.

1

11 Словообразовательн
ые неологизмы в
современном
русском языке

Русский язык в Российской Федерации и в
современном мире: в международном
общении, в межнациональном общении.
Формы
существования
русского
национального языка (литературный язык,
просторечие,
народные
говоры,
профессиональные
разновидности,
жаргон, арго). Активные процессы в
русском языке на современном этапе.
Взаимообогащение языков как результат
взаимодействия национальных культур.
Проблемы экологии языка.
Совершенствование орфографических и
пунктуационных умений и навыков.
Самоанализ и самооценка на основе
наблюдений за собственной речью.

1

12 Переосмысление
значений слов в
современном
русском языке

возможность приобрести навык самостоятельного решения
теоретической проблемы, навык генерирования и оформления
собственных идей, навык уважительного отношения к чужим
идеям, оформленным в работах других исследователей, навык
публичного
выступления
перед
аудиторией,
аргументирования и отстаивания своей точки зрения.
включение в урок игровых процедур, которые помогают
поддержать мотивацию детей к получению знаний,
налаживанию позитивных межличностных отношений в
классе,
помогают
установлению
доброжелательной
атмосферы во время урока;
инициирование и поддержка исследовательской деятельности
школьников в рамках реализации ими индивидуальных и
групповых исследовательских проектов, что даст школьникам
возможность приобрести навык самостоятельного решения
теоретической проблемы, навык генерирования и оформления
собственных идей, навык уважительного отношения к чужим
идеям, оформленным в работах других исследователей, навык
публичного
выступления
перед
аудиторией,
аргументирования и отстаивания своей точки зренияэ
инициирование и поддержка исследовательской деятельности
школьников в рамках реализации ими индивидуальных и
групповых исследовательских проектов, что даст школьникам
возможность приобрести навык самостоятельного решения
теоретической проблемы, навык генерирования и оформления
собственных идей, навык уважительного отношения к чужим
идеям, оформленным в работах других исследователей, навык
публичного
выступления
перед
аудиторией,
аргументирования и отстаивания своей точки зрения.

привлечение внимания школьников к ценностному аспекту
изучаемых на уроках явлений, организация их работы с
получаемой на уроке социально значимой информацией –
инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися
своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней
отношения
Культура речи (12 ч.)
1

13 Основные
орфоэпические
нормы
современного
русского
литературного
языка

Языковая норма и ее функции. Основные
виды
языковых
норм
русского
литературного языка: орфоэпические
(произносительные и акцентологические).

1

14 Активные процессы
в области
произношения и
ударения

Соблюдение норм литературного языка в
речевой
практике.
Уместность
использования языковых средств в
речевом высказывании.
Нормативные
словари
современного
русского языка и лингвистические
справочники; их использование.

1

15 Основные
лексические нормы
современного
русского
литературного
языка

Соблюдение норм литературного языка в
речевой
практике.
Уместность
использования языковых средств в
речевом высказывании.
Нормативные словари современного
русского языка и лингвистические
справочники; их использование.
Информационная переработка текста.
Виды преобразования текста.
Анализ текста с точки зрения наличия в
нем явной и скрытой, основной и
второстепенной информации.
Лингвистический анализ текстов
различных функциональных
разновидностей языка.Соблюдение норм
литературного языка в речевой практике.
Уместность использования языковых

1

16 Типичные ошибки‚
связанные с
нарушением
лексической
сочетаемости

1

включение в урок игровых процедур, которые помогают
поддержать мотивацию детей к получению знаний,
налаживанию позитивных межличностных отношений в
классе,
помогают
установлению
доброжелательной
атмосферы во время урока;
привлечение внимания школьников к ценностному аспекту
изучаемых на уроках явлений, организация их работы с
получаемой на уроке социально значимой информацией –
инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися
своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней
отношения
привлечение внимания школьников к ценностному аспекту
изучаемых на уроках явлений, организация их работы с
получаемой на уроке социально значимой информацией –
инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися
своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней
отношения;
включение в урок игровых процедур, которые помогают
поддержать мотивацию детей к получению знаний,
налаживанию позитивных межличностных отношений в
классе,
помогают
установлению
доброжелательной
атмосферы во время урока
привлечение внимания школьников к ценностному аспекту
изучаемых на уроках явлений, организация их работы с
получаемой на уроке социально значимой информацией –
инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися
своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней
отношения
включение в урок игровых процедур, которые помогают
поддержать мотивацию детей к получению знаний,
налаживанию позитивных межличностных отношений в
классе,
помогают
установлению
доброжелательной
атмосферы во время урока;
организация шефства, наставничества мотивированных и
эрудированных
учащихся
над
их
неуспевающими
одноклассниками, дающего школьникам социально значимый
опыт сотрудничества и взаимной помощи

17 Речевая
избыточность и
точность.
Современные
толковые словари

18 Основные
грамматические
нормы
современного
русского
литературного
языка
19 Правильное
построение
словосочетаний по
типу управления.
Нормы
употребления
предлогов

средств в речевом высказывании.
Нормативные словари современного
русского языка и лингвистические
справочники; их использование.
Информационная переработка текста.
Виды преобразования текста.
Анализ текста с точки зрения наличия в
нем явной и скрытой, основной и
второстепенной информации.
Лингвистический
анализ
текстов
различных
функциональных
разновидностей языка. Соблюдение норм
литературного языка в речевой практике.
Уместность использования языковых
средств в речевом высказывании.
Нормативные
словари
современного
русского языка и лингвистические
справочники;
их
использование.Лингвистический анализ
текстов
различных
функциональных
разновидностей языка.
Соблюдение норм литературного языка в
речевой
практике.
Уместность
использования языковых средств в
речевом высказывании.
Нормативные словари современного
русского языка и лингвистические
справочники; их использование.
Орфографические
нормы,
пунктуационные нормы.
Совершенствование орфографических и
пунктуационных умений и навыков.
Соблюдение норм литературного языка в
речевой
практике.
Уместность
использования языковых средств в
речевом высказывании.
Нормативные словари современного
русского языка и лингвистические
справочники; их использование.

1

привлечение внимания школьников к ценностному аспекту
изучаемых на уроках явлений, организация их работы с
получаемой на уроке социально значимой информацией –
инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися
своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней
отношения.

1

привлечение внимания школьников к ценностному аспекту
изучаемых на уроках явлений, организация их работы с
получаемой на уроке социально значимой информацией –
инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися
своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней
отношения

1

привлечение внимания школьников к ценностному аспекту
изучаемых на уроках явлений, организация их работы с
получаемой на уроке социально значимой информацией –
инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися
своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней
отношения;
организация шефства, наставничества мотивированных и
эрудированных
учащихся
над
их
неуспевающими
одноклассниками, дающего школьникам социально значимый
опыт сотрудничества и взаимной помощи

20 Нормы
употребления
причастных и
деепричастных
оборотов‚
предложений с
косвенной речью

21 Типичные ошибки в
построении
сложных
предложений

22 Речевой этикет

Орфографические
нормы,
пунктуационные нормы.
Совершенствование орфографических и
пунктуационных умений и навыков.
Соблюдение норм литературного языка в
речевой
практике.
Уместность
использования языковых средств в
речевом высказывании.
Нормативные словари современного
русского языка и лингвистические
справочники; их использование.
Орфографические
нормы,
пунктуационные нормы.
Совершенствование орфографических и
пунктуационных умений и навыков.
Соблюдение норм литературного языка в
речевой
практике.
Уместность
использования языковых средств в
речевом высказывании.
Нормативные словари современного
русского языка и лингвистические
справочники; их использование.
Информационная переработка текста.
Виды преобразования текста.
Анализ текста с точки зрения наличия в
нем явной и скрытой, основной и
второстепенной информации.
Лингвистический
анализ
текстов
различных
функциональных
разновидностей языка. Соблюдение норм
литературного языка в речевой практике.
Уместность использования языковых
средств в речевом высказывании.
Нормативные словари современного
русского языка и лингвистические
справочники; их использование.

1

привлечение внимания школьников к ценностному аспекту
изучаемых на уроках явлений, организация их работы с
получаемой на уроке социально значимой информацией –
инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися
своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней
отношения;
организация
шефства,
наставничества
мотивированных и эрудированных учащихся над их
неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам
социально значимый опыт сотрудничества и взаимной
помощи

1

привлечение внимания школьников к ценностному аспекту
изучаемых на уроках явлений, организация их работы с
получаемой на уроке социально значимой информацией –
инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися
своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней
отношения;
организация шефства, наставничества мотивированных и
эрудированных
учащихся
над
их
неуспевающими
одноклассниками, дающего школьникам социально значимый
опыт сотрудничества и взаимной помощи

1

привлечение внимания школьников к ценностному аспекту
изучаемых на уроках явлений, организация их работы с
получаемой на уроке социально значимой информацией –
инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися
своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней
отношения;
использование воспитательных возможностей содержания
учебного предмета через демонстрацию детям примеров
ответственного,
гражданского
поведения,
проявления
человеколюбия
и
добросердечности,
через
подбор
соответствующих текстов для чтения, задач для решения,
проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
включение в урок игровых процедур, которые помогают
поддержать мотивацию детей к получению знаний,
налаживанию позитивных межличностных отношений в
классе,
помогают
установлению
доброжелательной
атмосферы во время урока

23 Этикетное речевое
поведение в
ситуациях делового
общения

24 Этика и этикет в
электронной среде
общения

25 Русский язык в
Интернете.
Правила
информационной
безопасности при
общении в
социальных сетях

Информационная переработка текста.
Виды преобразования текста.
Анализ текста с точки зрения наличия в
нем явной и скрытой, основной и
второстепенной информации.
Лингвистический
анализ
текстов
различных
функциональных
разновидностей языка. Соблюдение норм
литературного языка в речевой практике.
Уместность использования языковых
средств в речевом высказывании.
Нормативные
словари
современного
русского языка и лингвистические
справочники; их использование.
Анализ текста с точки зрения наличия в
нем явной и скрытой, основной и
второстепенной информации.
Лингвистический анализ текстов
различных функциональных
разновидностей языка. Самоанализ и
самооценка на основе наблюдений за
собственной речью.

1

привлечение внимания школьников к ценностному аспекту
изучаемых на уроках явлений, организация их работы с
получаемой на уроке социально значимой информацией –
инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися
своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней
отношения;
использование воспитательных возможностей содержания
учебного предмета через демонстрацию детям примеров
ответственного,
гражданского
поведения,
проявления
человеколюбия
и
добросердечности,
через
подбор
соответствующих текстов для чтения, задач для решения,
проблемных ситуаций для обсуждения в классе

включение в урок игровых процедур, которые помогают
поддержать мотивацию детей к получению знаний,
налаживанию позитивных межличностных отношений в
классе,
помогают
установлению
доброжелательной
атмосферы во время урока;
привлечение внимания школьников к ценностному аспекту
изучаемых на уроках явлений, организация их работы с
получаемой на уроке социально значимой информацией –
инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися
своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней
отношения;
использование воспитательных возможностей содержания
учебного предмета через демонстрацию детям примеров
ответственного,
гражданского
поведения,
проявления
человеколюбия
и
добросердечности,
через
подбор
соответствующих текстов для чтения, задач для решения,
проблемных ситуаций для обсуждения в классе
Речь. Речевая деятельность. Текст (10 ч)
Языковая норма и ее функции. Основные
1
привлечение внимания школьников к ценностному аспекту
виды
языковых
норм
русского
изучаемых на уроках явлений, организация их работы с
литературного языка: грамматические
получаемой на уроке социально значимой информацией –
(морфологические и синтаксические),
инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися
стилистические. Орфографические нормы,
своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней
пунктуационные нормы.
отношения;
Совершенствование орфографических и
использование воспитательных возможностей содержания
1

пунктуационных умений и навыков.

26 Виды
преобразования
текстов:
аннотация,
конспект

Языковая норма и ее функции. Основные
виды
языковых
норм
русского
литературного языка: грамматические
(морфологические и синтаксические),
стилистические. Орфографические нормы,
пунктуационные нормы.
Совершенствование орфографических и
пунктуационных умений и навыков.

1

27 Использование
графиков,
диаграмм, схем
для представления
информации

Языковая норма и ее функции. Основные
виды
языковых
норм
русского
литературного языка: грамматические
(морфологические и синтаксические),
стилистические. Орфографические нормы,
пунктуационные нормы.
Совершенствование орфографических и
пунктуационных умений и навыков.

1

28 Функциональные
разновидности
языка. Разговорная
речь. Анекдот,
шутка

Языковая норма и ее функции. Основные
виды
языковых
норм
русского
литературного языка: грамматические
(морфологические и синтаксические),
стилистические. Орфографические нормы,
пунктуационные нормы.
Совершенствование орфографических и
пунктуационных умений и навыков.

1

учебного предмета через демонстрацию детям примеров
ответственного,
гражданского
поведения,
проявления
человеколюбия
и
добросердечности,
через
подбор
соответствующих текстов для чтения, задач для решения,
проблемных ситуаций для обсуждения в классе
привлечение внимания школьников к ценностному аспекту
изучаемых на уроках явлений, организация их работы с
получаемой на уроке социально значимой информацией –
инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися
своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней
отношения;
организация шефства, наставничества мотивированных и
эрудированных
учащихся
над
их
неуспевающими
одноклассниками, дающего школьникам социально значимый
опыт сотрудничества и взаимной помощи
привлечение внимания школьников к ценностному аспекту
изучаемых на уроках явлений, организация их работы с
получаемой на уроке социально значимой информацией –
инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися
своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней
отношения;
организация
шефства,
наставничества
мотивированных и эрудированных учащихся над их
неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам
социально значимый опыт сотрудничества и взаимной
помощи
привлечение внимания школьников к ценностному аспекту
изучаемых на уроках явлений, организация их работы с
получаемой на уроке социально значимой информацией –
инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися
своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней
отношения;
использование воспитательных возможностей содержания
учебного предмета через демонстрацию детям примеров
ответственного,
гражданского
поведения,
проявления
человеколюбия
и
добросердечности,
через
подбор
соответствующих текстов для чтения, задач для решения,
проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
включение в урок игровых процедур, которые помогают
поддержать мотивацию детей к получению знаний,

29 Официальноделовой стиль.
Деловое письмо,
его структурные
элементы и
языковые
особенности

Языковая
норма
и
ее
функции.грамматические
(морфологические и синтаксические),
стилистические. Орфографические нормы,
пунктуационные нормы.
Совершенствование орфографических и
пунктуационных умений и навыков.

1

Информационная переработка текста.
Виды преобразования текста.
Анализ текста с точки зрения наличия в
нем явной и скрытой, основной и
второстепенной информации.
Лингвистический
анализ
текстов
различных
функциональных
разновидностей языка. Соблюдение норм
литературного языка в речевой практике.
Уместность
использования
языковых
средств в речевом высказывании.
Нормативные
словари
современного
русского
языка
и
лингвистические
справочники; их использование.
Совершенствование орфографических и
пунктуационных умений и навыков.
Самоанализ и самооценка на основе
наблюдений за собственной речью.
31 Публицистический Информационная переработка текста.
стиль.
Виды преобразования текста.
Проблемный очерк Анализ текста с точки зрения наличия в
нем явной и скрытой, основной и
второстепенной информации.
Лингвистический
анализ
текстов
различных
функциональных
разновидностей языка. Соблюдение норм

1

30 Учебно-научный
стиль. Доклад,
сообщение

1

налаживанию позитивных межличностных отношений в
классе,
помогают
установлению
доброжелательной
атмосферы во время урока
привлечение внимания школьников к ценностному аспекту
изучаемых на уроках явлений, организация их работы с
получаемой на уроке социально значимой информацией –
инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися
своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней
отношения;
организация шефства, наставничества мотивированных и
эрудированных
учащихся
над
их
неуспевающими
одноклассниками, дающего школьникам социально значимый
опыт сотрудничества и взаимной помощи
привлечение внимания школьников к ценностному аспекту
изучаемых на уроках явлений, организация их работы с
получаемой на уроке социально значимой информацией –
инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися
своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней
отношения;
организация шефства, наставничества мотивированных и
эрудированных
учащихся
над
их
неуспевающими
одноклассниками, дающего школьникам социально значимый
опыт сотрудничества и взаимной помощи

привлечение внимания школьников к ценностному аспекту
изучаемых на уроках явлений, организация их работы с
получаемой на уроке социально значимой информацией –
инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися
своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней
отношения;
использование воспитательных возможностей содержания
учебного предмета через демонстрацию детям примеров

32 Язык
художественной
литературы

33 Текст и
интертекст.
Афоризмы

34 Итоговый урок

литературного языка в речевой практике.
Уместность
использования
языковых
средств в речевом высказывании.
Нормативные словари современного
русского языка и лингвистические
справочники; их использование.
Информационная переработка текста.
Виды преобразования текста.
Анализ текста с точки зрения наличия в
нем явной и скрытой, основной и
второстепенной информации.
Лингвистический
анализ
текстов
различных
функциональных
разновидностей языка. Соблюдение норм
литературного языка в речевой практике.
Уместность
использования
языковых
средств в речевом высказывании.
Нормативные
словари
современного
русского
языка
и
лингвистические
справочники; их использование.
Информационная переработка текста.
Виды преобразования текста.
Анализ текста с точки зрения наличия в
нем явной и скрытой, основной и
второстепенной информации.
Лингвистический
анализ
текстов
различных
функциональных
разновидностей языка. Соблюдение норм
литературного языка в речевой практике.
Уместность
использования
языковых
средств в речевом высказывании.
Нормативные
словари
современного
русского
языка
и
лингвистические
справочники; их использование.
Информационная переработка текста.
Виды преобразования текста.
Анализ текста с точки зрения наличия в
нем явной и скрытой, основной и
второстепенной информации.

ответственного,
гражданского
поведения,
проявления
человеколюбия
и
добросердечности,
через
подбор
соответствующих текстов для чтения, задач для решения,
проблемных ситуаций для обсуждения в классе

1

привлечение внимания школьников к ценностному аспекту
изучаемых на уроках явлений, организация их работы с
получаемой на уроке социально значимой информацией –
инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися
своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней
отношения;
использование воспитательных возможностей содержания
учебного предмета через демонстрацию детям примеров
ответственного,
гражданского
поведения,
проявления
человеколюбия
и
добросердечности,
через
подбор
соответствующих текстов для чтения, задач для решения,
проблемных ситуаций для обсуждения в классе

1

привлечение внимания школьников к ценностному аспекту
изучаемых на уроках явлений, организация их работы с
получаемой на уроке социально значимой информацией –
инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися
своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней
отношения;
использование воспитательных возможностей содержания
учебного предмета через демонстрацию детям примеров
ответственного,
гражданского
поведения,
проявления
человеколюбия
и
добросердечности,
через
подбор
соответствующих текстов для чтения, задач для решения,
проблемных ситуаций для обсуждения в классе

1

применение на уроке интерактивных форм работы учащихся:
интеллектуальных,
деловых,
ситуационных
игр,
стимулирующих познавательную мотивацию школьников;
дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести
опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы

Лингвистический
анализ
текстов
различных
функциональных
разновидностей языка. Соблюдение норм
литературного языка в речевой практике.
Уместность
использования
языковых
средств в речевом высказывании.
Нормативные
словари
современного
русского
языка
и
лингвистические
справочники; их использование.Языковая
норма и ее функции. Основные виды
языковых норм русского литературного
языка: орфоэпические (произносительные
и
акцентологические),
лексические,
грамматические
(морфологические
и
синтаксические),
стилистические.
Орфографические нормы, пунктуационные
нормы.
Совершенствование орфографических и
пунктуационных умений и навыков.

или работы в парах, которые учат школьников командной
работе и взаимодействию с другими детьми

Язык и культура (5 ч.)
Язык и речь. Язык и художественная литература. Тексты художественной литературы как единство формы и содержания.
Практическая работа с текстами русских писателей (А. Пушкин «Скупой рыцарь»). Н. Помяловский о разнообразии языка.
11 класс (34 часа)
№
Тема урока

1

Язык и речь. Язык и
художественная
литература

Колво
Воспитательный потенциал урока
часов
Язык и культура (5 ч.)
Язык. Общие сведения о языке.
1
установление доверительных отношений между учителем и
Язык как система. Основные уровни
его учениками, способствующих позитивному восприятию
языка. Взаимосвязь различных единиц и
учащимися требований и просьб учителя, привлечению их
уровней языка.
внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации
Язык и общество. Язык и культура. Язык
их познавательной деятельности;
и история народа. Русский язык в
побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые
Российской Федерации и в современном
нормы поведения, правила общения со старшими (учителями)
Содержание

2

Тексты
художественной
литературы как
единство формы и
содержания

3

Р/р Практическая
работа с текстами
русских писателей
(А. Пушкин
«Скупой рыцарь»)

мире: в международном общении, в
межнациональном
общении.
Формы
существования русского национального
языка (литературный язык, просторечие,
народные говоры, профессиональные
разновидности, жаргон, арго). Активные
процессы в русском языке на современном
этапе. Взаимообогащение языков как
результат взаимодействия национальных
культур. Проблемы экологии языка.
Историческое развитие русского языка.
Речь. Речевое общение
Речь как деятельность. Язык и общество.
Язык и культура. Язык и история народа.
Русский язык в Российской Федерации и в
современном мире: в международном
общении, в межнациональном общении.
Формы
существования
русского
национального языка (литературный язык,
просторечие,
народные
говоры,
профессиональные
разновидности,
жаргон, арго). Активные процессы в
русском языке на современном этапе.
Взаимообогащение языков как результат
взаимодействия национальных культур.
Проблемы экологии языка.
Историческое развитие русского языка.

Литературный
язык
и
язык
художественной литературы. Отличия
языка художественной литературы от
других разновидностей современного
русского языка. Основные признаки
художественной речи.
Основные изобразительно-выразительные

и сверстниками (обучающимися), принципы учебной
дисциплины и самоорганизации;
применение на уроке интерактивных форм работы учащихся:
интеллектуальных,
деловых,
ситуационных
игр,
стимулирующих познавательную мотивацию школьников;
дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести
опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы
или работы в парах, которые учат школьников командной
работе и взаимодействию с другими детьми;

1

1

привлечение внимания школьников к ценностному аспекту
изучаемых на уроках явлений, организация их работы с
получаемой на уроке социально значимой информацией –
инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися
своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней
отношения;
использование воспитательных возможностей содержания
учебного предмета через демонстрацию детям примеров
ответственного,
гражданского
поведения,
проявления
человеколюбия
и
добросердечности,
через
подбор
соответствующих текстов для чтения, задач для решения,
проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
инициирование и поддержка исследовательской деятельности
школьников в рамках реализации ими индивидуальных и
групповых исследовательских проектов, что даст школьникам
возможность приобрести навык самостоятельного решения
теоретической проблемы, навык генерирования и оформления
собственных идей, навык уважительного отношения к чужим
идеям, оформленным в работах других исследователей, навык
публичного
выступления
перед
аудиторией,
аргументирования и отстаивания своей точки зрения.
использование воспитательных возможностей содержания
учебного предмета через демонстрацию детям примеров
ответственного,
гражданского
поведения,
проявления
человеколюбия
и
добросердечности,
через
подбор
соответствующих текстов для чтения, задач для решения,
проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
привлечение внимания школьников к ценностному аспекту

4

Р/р Практическая
работа с текстами
русских писателей
(А. Пушкин
«Скупой рыцарь»)

5

Н. Помяловский о
разнообразии языка

средства
языка.
Использование
этимологических
словарей
и
справочников для подготовки сообщений
об истории происхождения некоторых
слов
и
выражений,
отражающих
исторические и культурные традиции
страны.
Литературный
язык
и
язык
художественной литературы. Отличия
языка художественной литературы от
других разновидностей современного
русского языка. Основные признаки
художественной речи.
Основные изобразительно-выразительные
средства языка. Проблемы экологии
языка.

Литературный
язык
и
язык
художественной литературы. Отличия
языка художественной литературы от
других разновидностей современного
русского языка. Основные признаки
художественной речи.
Основные изобразительно-выразительные
средства языка. Активные процессы в
русском языке на современном этапе.
Проблемы экологии языка.
Историческое развитие русского языка.
Выдающиеся отечественные лингвисты.

изучаемых на уроках явлений, организация их работы с
получаемой на уроке социально значимой информацией –
инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися
своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней
отношения

1

1

привлечение внимания школьников к ценностному аспекту
изучаемых на уроках явлений, организация их работы с
получаемой на уроке социально значимой информацией –
инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися
своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней
отношения;
применение на уроке интерактивных форм работы учащихся:
интеллектуальных,
деловых,
ситуационных
игр,
стимулирующих познавательную мотивацию школьников;
дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести
опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы
или работы в парах, которые учат школьников командной
работе и взаимодействию с другими детьми;
использование воспитательных возможностей содержания
учебного предмета через демонстрацию детям примеров
ответственного,
гражданского
поведения,
проявления
человеколюбия
и
добросердечности,
через
подбор
соответствующих текстов для чтения, задач для решения,
проблемных ситуаций для обсуждения в классе
использование воспитательных возможностей содержания
учебного предмета через демонстрацию детям примеров
ответственного,
гражданского
поведения,
проявления
человеколюбия
и
добросердечности,
через
подбор
соответствующих текстов для чтения, задач для решения,
проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
применение на уроке интерактивных форм работы учащихся:
интеллектуальных,
деловых,
ситуационных
игр,
стимулирующих познавательную мотивацию школьников;
дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести
опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы
или работы в парах, которые учат школьников командной
работе и взаимодействию с другими детьми;

6

Основные нормы
современного
литературного
произношения и
ударения в русском
языке

7

Написания,
подчиняющиеся
морфологическому,
фонетическому,
традиционному
принципам русской
орфографии

8

Русская лексика с
точки зрения ее
происхождения и
употребления

привлечение внимания школьников к ценностному аспекту
изучаемых на уроках явлений, организация их работы с
получаемой на уроке социально значимой информацией –
инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися
своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней
отношения
Культура речи (18 часов)
Языковая норма и ее функции. Основные
1
применение на уроке интерактивных форм работы учащихся:
виды
языковых
норм
русского
интеллектуальных,
деловых,
ситуационных
игр,
литературного языка: орфоэпические
стимулирующих познавательную мотивацию школьников;
(произносительные и акцентологические).
дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести
опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы
или работы в парах, которые учат школьников командной
работе и взаимодействию с другими детьми;
привлечение внимания школьников к ценностному аспекту
изучаемых на уроках явлений, организация их работы с
получаемой на уроке социально значимой информацией –
инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися
своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней
отношения
Самоанализ и самооценка на основе
1
организация шефства, наставничества мотивированных и
наблюдений за собственной речью.
эрудированных
учащихся
над
их
неуспевающими
Анализ текста с точки зрения наличия в
одноклассниками, дающего школьникам социально значимый
нем явной и скрытой, основной и
опыт сотрудничества и взаимной помощи;
второстепенной информации.
инициирование и поддержка исследовательской деятельности
Лингвистический
анализ
текстов
школьников в рамках реализации ими индивидуальных и
различных
функциональных
групповых исследовательских проектов, что даст школьникам
разновидностей языка.
возможность приобрести навык самостоятельного решения
теоретической проблемы, навык генерирования и оформления
собственных идей, навык уважительного отношения к чужим
идеям, оформленным в работах других исследователей, навык
публичного
выступления
перед
аудиторией,
аргументирования и отстаивания своей точки зрения.
Сфера употребления, типичные ситуации
1
привлечение внимания школьников к ценностному аспекту
речевого общения, задачи речи, языковые
изучаемых на уроках явлений, организация их работы с
средства, характерные для разговорного
получаемой на уроке социально значимой информацией –
языка, научного, публицистического,
инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися
официально-делового стилей.
своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней
отношения

Литературный
язык
и
язык
художественной литературы. Отличия
языка художественной литературы от
других разновидностей современного
русского языка. Основные признаки
художественной речи.
Основные изобразительно-выразительные
средства языка.

1

10 Р/р Творческая
работа
«Употребление
фразеологизмов в
художественной
литературе»

Литературный
язык
и
язык
художественной литературы. Отличия
языка художественной литературы от
других разновидностей современного
русского языка. Основные признаки
художественной речи.
Основные изобразительно-выразительные
средства языка.

1

11 Р/р Творческая
работа
«Употребление
фразеологизмов в
художественной
литературе»

Литературный
язык
и
язык
художественной литературы. Отличия
языка художественной литературы от
других разновидностей современного
русского языка. Основные признаки
художественной речи.
Основные изобразительно-выразительные
средства языка. Активные процессы в
русском языке на современном этапе.

1

12 Словари русского
языка. Словари
языка писателей.
Лексический анализ
текста. Статья К.
Бальмонта «Русский

Совершенствование орфографических и
пунктуационных умений и навыков.
Самоанализ и самооценка на основе
наблюдений за собственной речью.

1

9

Русская
фразеология. Роль
фразеологизмов в
произведениях А.
Грибоедова, А.
Пушкина, Н. Гоголя
и др. русских
писателей

включение в урок игровых процедур, которые помогают
поддержать мотивацию детей к получению знаний,
налаживанию позитивных межличностных отношений в
классе,
помогают
установлению
доброжелательной
атмосферы во время урока;
инициирование и поддержка исследовательской деятельности
школьников в рамках реализации ими индивидуальных и
групповых исследовательских проектов, что даст школьникам
возможность приобрести навык самостоятельного решения
теоретической проблемы, навык генерирования и оформления
собственных идей, навык уважительного отношения к чужим
идеям, оформленным в работах других исследователей, навык
публичного
выступления
перед
аудиторией,
аргументирования и отстаивания своей точки зрения.
инициирование и поддержка исследовательской деятельности
школьников в рамках реализации ими индивидуальных и
групповых исследовательских проектов, что даст школьникам
возможность приобрести навык самостоятельного решения
теоретической проблемы, навык генерирования и оформления
собственных идей, навык уважительного отношения к чужим
идеям, оформленным в работах других исследователей, навык
публичного
выступления
перед
аудиторией,
аргументирования и отстаивания своей точки зренияэ
инициирование и поддержка исследовательской деятельности
школьников в рамках реализации ими индивидуальных и
групповых исследовательских проектов, что даст школьникам
возможность приобрести навык самостоятельного решения
теоретической проблемы, навык генерирования и оформления
собственных идей, навык уважительного отношения к чужим
идеям, оформленным в работах других исследователей, навык
публичного
выступления
перед
аудиторией,
аргументирования и отстаивания своей точки зрения.
привлечение внимания школьников к ценностному аспекту
изучаемых на уроках явлений, организация их работы с
получаемой на уроке социально значимой информацией –
инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися
своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней
отношения

язык как основа
творчества»
Культура речи (12 ч.)
13 Контрольная работа Языковая норма и ее функции. Основные
1
включение в урок игровых процедур, которые помогают
в форме теста по
виды
языковых
норм
русского
поддержать мотивацию детей к получению знаний,
теме
литературного языка: орфоэпические
налаживанию позитивных межличностных отношений в
«Орфоэпические и
(произносительные и акцентологические).
классе,
помогают
установлению
доброжелательной
лексические нормы
атмосферы во время урока;
русского языка»
привлечение внимания школьников к ценностному аспекту
изучаемых на уроках явлений, организация их работы с
получаемой на уроке социально значимой информацией –
инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися
своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней
отношения
14 Анализ контрольной Соблюдение норм литературного языка в
1
привлечение внимания школьников к ценностному аспекту
работы
речевой
практике.
Уместность
изучаемых на уроках явлений, организация их работы с
использования языковых средств в
получаемой на уроке социально значимой информацией –
речевом высказывании.
инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися
Нормативные
словари
современного
своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней
русского языка и лингвистические
отношения;
справочники; их использование.
включение в урок игровых процедур, которые помогают
поддержать мотивацию детей к получению знаний,
налаживанию позитивных межличностных отношений в
классе,
помогают
установлению
доброжелательной
атмосферы во время урока
15 Морфологические
Соблюдение норм литературного языка в
1
привлечение внимания школьников к ценностному аспекту
нормы как выбор
речевой
практике.
Уместность
изучаемых на уроках явлений, организация их работы с
вариантов
использования языковых средств в
получаемой на уроке социально значимой информацией –
морфологической
речевом высказывании.
инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися
формы слова и ее
Нормативные словари современного
своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней
сочетаемости с
русского языка и лингвистические
отношения
другими формами.
справочники; их использование.
16 Определение рода
Информационная переработка текста.
включение в урок игровых процедур, которые помогают
1
аббревиатур. Нормы Виды преобразования текста.
поддержать мотивацию детей к получению знаний,
употребления
Анализ текста с точки зрения наличия в
налаживанию позитивных межличностных отношений в
сложносоставных
нем явной и скрытой, основной и
классе,
помогают
установлению
доброжелательной
слов.
второстепенной информации.
атмосферы во время урока;
Лингвистический анализ текстов
организация шефства, наставничества мотивированных и
различных функциональных
эрудированных
учащихся
над
их
неуспевающими

17 Синтаксические
нормы как выбор
вариантов
построения
словосочетаний,
простых и сложных
предложений.
Предложения, в
которых
однородные члены
связаны двойными
союзами.

18 Способы
оформления чужой
речи. Цитирование.
Синтаксическая
синонимия как
источник богатства
и выразительности
русской речи
19 Этика и этикет в
деловом общении.
Функции речевого
этикета в деловом
общении

разновидностей языка. Соблюдение норм
литературного языка в речевой практике.
Уместность использования языковых
средств в речевом высказывании.
Нормативные словари современного
русского языка и лингвистические
справочники; их использование.
Информационная переработка текста.
Виды преобразования текста.
Анализ текста с точки зрения наличия в
нем явной и скрытой, основной и
второстепенной информации.
Лингвистический
анализ
текстов
различных
функциональных
разновидностей языка. Соблюдение норм
литературного языка в речевой практике.
Уместность использования языковых
средств в речевом высказывании.
Нормативные
словари
современного
русского языка и лингвистические
справочники;
их
использование.
Лингвистический
анализ
текстов
различных
функциональных
разновидностей языка.
Соблюдение норм литературного языка в
речевой
практике.
Уместность
использования языковых средств в
речевом высказывании.
Нормативные словари современного
русского языка и лингвистические
справочники; их использование.
Орфографические
нормы,
пунктуационные нормы.
Совершенствование орфографических и
пунктуационных умений и навыков.
Соблюдение норм литературного языка в
речевой
практике.
Уместность
использования языковых средств в

одноклассниками, дающего школьникам социально значимый
опыт сотрудничества и взаимной помощи

1

привлечение внимания школьников к ценностному аспекту
изучаемых на уроках явлений, организация их работы с
получаемой на уроке социально значимой информацией –
инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися
своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней
отношения.

1

привлечение внимания школьников к ценностному аспекту
изучаемых на уроках явлений, организация их работы с
получаемой на уроке социально значимой информацией –
инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися
своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней
отношения

1

привлечение внимания школьников к ценностному аспекту
изучаемых на уроках явлений, организация их работы с
получаемой на уроке социально значимой информацией –
инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися
своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней
отношения;
организация шефства, наставничества мотивированных и

20 Этапы делового
общения

21 Протокол делового
общения.
Телефонный этикет
в деловом общении.

22 Контрольная работа
в форме теста по
теме
«Грамматические
нормы русского
языка»

речевом высказывании.
Нормативные словари современного
русского языка и лингвистические
справочники; их использование.
Орфографические
нормы,
пунктуационные нормы.
Совершенствование орфографических и
пунктуационных умений и навыков.
Соблюдение норм литературного языка в
речевой
практике.
Уместность
использования языковых средств в
речевом высказывании.
Нормативные словари современного
русского языка и лингвистические
справочники; их использование.
Орфографические
нормы,
пунктуационные нормы.
Совершенствование орфографических и
пунктуационных умений и навыков.
Соблюдение норм литературного языка в
речевой
практике.
Уместность
использования языковых средств в
речевом высказывании.
Нормативные словари современного
русского языка и лингвистические
справочники; их использование.
Информационная переработка текста.
Виды преобразования текста.
Анализ текста с точки зрения наличия в
нем явной и скрытой, основной и
второстепенной информации.
Лингвистический
анализ
текстов
различных
функциональных
разновидностей языка. Соблюдение норм
литературного языка в речевой практике.
Уместность использования языковых
средств в речевом высказывании.
Нормативные словари современного
русского языка и лингвистические

эрудированных
учащихся
над
их
неуспевающими
одноклассниками, дающего школьникам социально значимый
опыт сотрудничества и взаимной помощи
1

привлечение внимания школьников к ценностному аспекту
изучаемых на уроках явлений, организация их работы с
получаемой на уроке социально значимой информацией –
инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися
своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней
отношения;
организация
шефства,
наставничества
мотивированных и эрудированных учащихся над их
неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам
социально значимый опыт сотрудничества и взаимной
помощи

1

привлечение внимания школьников к ценностному аспекту
изучаемых на уроках явлений, организация их работы с
получаемой на уроке социально значимой информацией –
инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися
своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней
отношения;
организация шефства, наставничества мотивированных и
эрудированных
учащихся
над
их
неуспевающими
одноклассниками, дающего школьникам социально значимый
опыт сотрудничества и взаимной помощи

1

привлечение внимания школьников к ценностному аспекту
изучаемых на уроках явлений, организация их работы с
получаемой на уроке социально значимой информацией –
инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися
своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней
отношения;
использование воспитательных возможностей содержания
учебного предмета через демонстрацию детям примеров
ответственного,
гражданского
поведения,
проявления
человеколюбия
и
добросердечности,
через
подбор
соответствующих текстов для чтения, задач для решения,
проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
включение в урок игровых процедур, которые помогают

справочники; их использование.

поддержать мотивацию детей к получению знаний,
налаживанию позитивных межличностных отношений в
классе,
помогают
установлению
доброжелательной
атмосферы во время урока
привлечение внимания школьников к ценностному аспекту
изучаемых на уроках явлений, организация их работы с
получаемой на уроке социально значимой информацией –
инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися
своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней
отношения;
использование воспитательных возможностей содержания
учебного предмета через демонстрацию детям примеров
ответственного,
гражданского
поведения,
проявления
человеколюбия
и
добросердечности,
через
подбор
соответствующих текстов для чтения, задач для решения,
проблемных ситуаций для обсуждения в классе

23 Анализ контрольной Информационная переработка текста.
1
работы
Виды преобразования текста.
Анализ текста с точки зрения наличия в
нем явной и скрытой, основной и
второстепенной информации.
Лингвистический
анализ
текстов
различных
функциональных
разновидностей языка. Соблюдение норм
литературного языка в речевой практике.
Уместность использования языковых
средств в речевом высказывании.
Нормативные
словари
современного
русского языка и лингвистические
справочники; их использование.
Речевая деятельность. Текст (10 часов)
24 Речевые жанры
Анализ текста с точки зрения наличия в
включение в урок игровых процедур, которые помогают
1
монологической
нем явной и скрытой, основной и
поддержать мотивацию детей к получению знаний,
речи: доклад,
второстепенной информации.
налаживанию позитивных межличностных отношений в
поздравительная
Лингвистический анализ текстов
классе,
помогают
установлению
доброжелательной
речь, презентация
различных функциональных
атмосферы во время урока;
разновидностей языка. Самоанализ и
привлечение внимания школьников к ценностному аспекту
самооценка на основе наблюдений за
изучаемых на уроках явлений, организация их работы с
собственной речью.
получаемой на уроке социально значимой информацией –
инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися
своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней
отношения;
использование воспитательных возможностей содержания
учебного предмета через демонстрацию детям примеров
ответственного,
гражданского
поведения,
проявления
человеколюбия
и
добросердечности,
через
подбор
соответствующих текстов для чтения, задач для решения,
проблемных ситуаций для обсуждения в классе
Речь. Речевая деятельность. Текст (10 ч)
25 Речевые жанры
Языковая норма и ее функции. Основные
1
привлечение внимания школьников к ценностному аспекту
диалогической
виды
языковых
норм
русского
изучаемых на уроках явлений, организация их работы с

речи: интервью,
научная дискуссия,
политические
дебаты

литературного языка: грамматические
(морфологические и синтаксические),
стилистические. Орфографические нормы,
пунктуационные нормы.
Совершенствование орфографических и
пунктуационных умений и навыков.

26 Признаки текста.
Виды связей
предложений в
тексте

Языковая норма и ее функции. Основные
виды
языковых
норм
русского
литературного языка: грамматические
(морфологические и синтаксические),
стилистические. Орфографические нормы,
пунктуационные нормы.
Совершенствование орфографических и
пунктуационных умений и навыков.

1

27 Способы
изложения и типы
текстов.
Особенности
композиции и
конструктивные
приемы текста.
Абзац. Виды
преобразования
текста.
Корректировка
текста.
28 Тезисы. Выписки.
Аннотация.
Конспект. Реферат

Языковая норма и ее функции. Основные
виды
языковых
норм
русского
литературного языка: грамматические
(морфологические и синтаксические),
стилистические. Орфографические нормы,
пунктуационные нормы.
Совершенствование орфографических и
пунктуационных умений и навыков.

1

Языковая норма и ее функции. Основные
виды
языковых
норм
русского
литературного языка: грамматические
(морфологические и синтаксические),
стилистические. Орфографические нормы,
пунктуационные нормы.
Совершенствование орфографических и

1

получаемой на уроке социально значимой информацией –
инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися
своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней
отношения;
использование воспитательных возможностей содержания
учебного предмета через демонстрацию детям примеров
ответственного,
гражданского
поведения,
проявления
человеколюбия
и
добросердечности,
через
подбор
соответствующих текстов для чтения, задач для решения,
проблемных ситуаций для обсуждения в классе
привлечение внимания школьников к ценностному аспекту
изучаемых на уроках явлений, организация их работы с
получаемой на уроке социально значимой информацией –
инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися
своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней
отношения;
организация шефства, наставничества мотивированных и
эрудированных
учащихся
над
их
неуспевающими
одноклассниками, дающего школьникам социально значимый
опыт сотрудничества и взаимной помощи
привлечение внимания школьников к ценностному аспекту
изучаемых на уроках явлений, организация их работы с
получаемой на уроке социально значимой информацией –
инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися
своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней
отношения;
организация
шефства,
наставничества
мотивированных и эрудированных учащихся над их
неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам
социально значимый опыт сотрудничества и взаимной
помощи
привлечение внимания школьников к ценностному аспекту
изучаемых на уроках явлений, организация их работы с
получаемой на уроке социально значимой информацией –
инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися
своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней
отношения;
использование воспитательных возможностей содержания

пунктуационных умений и навыков.

29 Тезисы. Выписки.
Аннотация.
Конспект. Реферат

Языковая
норма
и
ее
функции.
грамматические
(морфологические
и
синтаксические),
стилистические.
Орфографические нормы, пунктуационные
нормы.
Совершенствование орфографических и
пунктуационных умений и навыков.

1

30 Р/р Составление
сложного плана и
тезисов статьи А.
Кони о Л. Толстом

Информационная переработка текста.
Виды преобразования текста.
Анализ текста с точки зрения наличия в
нем явной и скрытой, основной и
второстепенной информации.
Лингвистический
анализ
текстов
различных
функциональных
разновидностей языка. Соблюдение норм
литературного языка в речевой практике.
Уместность
использования
языковых
средств в речевом высказывании.
Нормативные
словари
современного
русского
языка
и
лингвистические
справочники; их использование.
Совершенствование орфографических и
пунктуационных умений и навыков.
Самоанализ и самооценка на основе
наблюдений за собственной речью.
Информационная переработка текста.

1

31 Контрольная

1

учебного предмета через демонстрацию детям примеров
ответственного,
гражданского
поведения,
проявления
человеколюбия
и
добросердечности,
через
подбор
соответствующих текстов для чтения, задач для решения,
проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
включение в урок игровых процедур, которые помогают
поддержать мотивацию детей к получению знаний,
налаживанию позитивных межличностных отношений в
классе,
помогают
установлению
доброжелательной
атмосферы во время урока
привлечение внимания школьников к ценностному аспекту
изучаемых на уроках явлений, организация их работы с
получаемой на уроке социально значимой информацией –
инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися
своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней
отношения;
организация шефства, наставничества мотивированных и
эрудированных
учащихся
над
их
неуспевающими
одноклассниками, дающего школьникам социально значимый
опыт сотрудничества и взаимной помощи
привлечение внимания школьников к ценностному аспекту
изучаемых на уроках явлений, организация их работы с
получаемой на уроке социально значимой информацией –
инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися
своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней
отношения;
организация шефства, наставничества мотивированных и
эрудированных
учащихся
над
их
неуспевающими
одноклассниками, дающего школьникам социально значимый
опыт сотрудничества и взаимной помощи

привлечение внимания школьников к ценностному аспекту

работа в форме
теста по теме
«Функциональные
разновидности
языка»

32 Анализ
контрольной
работы

33 Защита проекта по
предложенной
теме

Виды преобразования текста.
Анализ текста с точки зрения наличия в
нем явной и скрытой, основной и
второстепенной информации.
Лингвистический
анализ
текстов
различных
функциональных
разновидностей языка. Соблюдение норм
литературного языка в речевой практике.
Уместность
использования
языковых
средств в речевом высказывании.
Нормативные словари современного
русского языка и лингвистические
справочники; их использование.
Информационная переработка текста.
Виды преобразования текста.
Анализ текста с точки зрения наличия в
нем явной и скрытой, основной и
второстепенной информации.
Лингвистический
анализ
текстов
различных
функциональных
разновидностей языка. Соблюдение норм
литературного языка в речевой практике.
Уместность
использования
языковых
средств в речевом высказывании.
Нормативные
словари
современного
русского
языка
и
лингвистические
справочники; их использование.
Информационная переработка текста.
Виды преобразования текста.
Анализ текста с точки зрения наличия в
нем явной и скрытой, основной и
второстепенной информации.
Лингвистический
анализ
текстов
различных
функциональных
разновидностей языка. Соблюдение норм
литературного языка в речевой практике.
Уместность
использования
языковых
средств в речевом высказывании.
Нормативные
словари
современного

изучаемых на уроках явлений, организация их работы с
получаемой на уроке социально значимой информацией –
инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися
своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней
отношения;
использование воспитательных возможностей содержания
учебного предмета через демонстрацию детям примеров
ответственного,
гражданского
поведения,
проявления
человеколюбия
и
добросердечности,
через
подбор
соответствующих текстов для чтения, задач для решения,
проблемных ситуаций для обсуждения в классе

1

привлечение внимания школьников к ценностному аспекту
изучаемых на уроках явлений, организация их работы с
получаемой на уроке социально значимой информацией –
инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися
своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней
отношения;
использование воспитательных возможностей содержания
учебного предмета через демонстрацию детям примеров
ответственного,
гражданского
поведения,
проявления
человеколюбия
и
добросердечности,
через
подбор
соответствующих текстов для чтения, задач для решения,
проблемных ситуаций для обсуждения в классе

1

привлечение внимания школьников к ценностному аспекту
изучаемых на уроках явлений, организация их работы с
получаемой на уроке социально значимой информацией –
инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися
своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней
отношения;
использование воспитательных возможностей содержания
учебного предмета через демонстрацию детям примеров
ответственного,
гражданского
поведения,
проявления
человеколюбия
и
добросердечности,
через
подбор
соответствующих текстов для чтения, задач для решения,
проблемных ситуаций для обсуждения в классе

34 Защита проекта по
предложенной
теме

русского
языка
и
лингвистические
справочники; их использование.
Информационная переработка текста.
Виды преобразования текста.
Анализ текста с точки зрения наличия в
нем явной и скрытой, основной и
второстепенной информации.
Лингвистический
анализ
текстов
различных
функциональных
разновидностей языка. Соблюдение норм
литературного языка в речевой практике.
Уместность
использования
языковых
средств в речевом высказывании.
Нормативные
словари
современного
русского
языка
и
лингвистические
справочники; их использование.Языковая
норма и ее функции. Основные виды
языковых норм русского литературного
языка: орфоэпические (произносительные
и
акцентологические),
лексические,
грамматические
(морфологические
и
синтаксические),
стилистические.
Орфографические нормы, пунктуационные
нормы.
Совершенствование орфографических и
пунктуационных умений и навыков.

1

применение на уроке интерактивных форм работы учащихся:
интеллектуальных,
деловых,
ситуационных
игр,
стимулирующих познавательную мотивацию школьников;
дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести
опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы
или работы в парах, которые учат школьников командной
работе и взаимодействию с другими детьми


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».