ПРИЛОЖЕНИЕ № 6
к ООП ООО
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
АСТРОНОМИЯ
(в соответствии с ФГОС СОО-2012 (в редакции приказа
Минпросвещения России от 11 декабря 2020 г. N 712)
и ФОП СОО)
Тавда, 2023
1. Содержание учебного предмета «Астрономия»
ПРЕДМЕТ АСТРОНОМИИ
Роль астрономии в развитии цивилизации. Эволюция взглядов человека на Вселенную.
Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы. Особенности методов познания в
астрономии. Практическое применение астрономических исследований. История развития
отечественной космонавтики. Первый искусственный спутник Земли, полет Ю.А.
Гагарина. Достижения современной космонавтики.
ОСНОВЫ ПРАКТИЧЕСКОЙ АСТРОНОМИИ
Небесная сфера. Особые точки небесной сферы. Небесные координаты. Звездная карта,
созвездия, использование компьютерных приложений для отображения звездного неба.
Видимая звездная величина. Суточное движение светил. Связь видимого расположения
объектов на небе и географических координат наблюдателя. Движение Время и
календарь.
ЗАКОНЫ ДВИЖЕНИЯ НЕБЕСНЫХ ТЕЛ
Структура и масштабы Солнечной системы. Конфигурация и условия видимости планет.
Методы определения расстояний до тел Солнечной системы и их размеров. Небесная
механика. Законы Кеплера. Определение масс небесных тел. Движение искусственных
небесных тел.
СОЛНЕЧНАЯ СИСТЕМА
Происхождение Солнечной системы. Система Земля - Луна. Планеты земной группы.
Планеты-гиганты. Спутники и кольца планет. Малые тела Солнечной системы.
Астероидная опасность.
МЕТОДЫ АСТРОНОМИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Электромагнитное излучение, космические лучи и Гравитационные волны как источник
информации о природе и свойствах небесных тел. Наземные и космические телескопы,
принцип их работы. Космические аппараты. Спектральный анализ. Эффект Доплера.
Закон смещения Вина. Закон Стефана-Больцмана.
ЗВЕЗДЫ
Звезды: основные физико-химические характеристики и их взаимная связь. Разнообразие
звездных характеристик и их закономерности. Определение расстояния до звезд,
параллакс. Двойные и кратные звезды. Внесолнечные планеты. Проблема существования
жизни во Вселенной. Внутреннее строение и источники энергии звезд. Происхождение
химических элементов. Переменные и вспыхивающие звезды. Коричневые карлики.
Эволюция звезд, ее этапы и конечные стадии. Строение Солнца, солнечной атмосферы.
Проявления солнечной активности: пятна, вспышки, протуберанцы. Периодичность
солнечной активности. Роль магнитных полей на Солнце. Солнечно-земные связи.
НАША ГАЛАКТИКА – МЛЕЧНЫЙ ПУТЬ
Состав и структура Галактики. Звездные скопления. Межзвездный газ и пыль. Вращение
Галактики. Темная материя.
ГАЛАКТИКИ. СТРОЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ВСЕЛЕННОЙ
Открытие других галактик. Многообразие галактик и их основные характеристики.
Сверхмассивные черные дыры и активность галактик. Представление о космологии.
Красное смещение. Закон Хаббла. Эволюция Вселенной. Большой Взрыв. Реликтовое
излучение. Темная энергия.
2. Планируемые результаты изучения учебного предмета «Астрономия»
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью,
к познанию себя:
ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных
жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к
личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства,
собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по
отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе
осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в
соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества,
потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной
деятельностью;
принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное,
ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и
психологическому здоровью;
неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми:
нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей,
толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности
вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели
и сотрудничать для их достижения;
принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное
отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том
числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное,
ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью
других людей, умение оказывать первую помощь;
формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности
к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения
общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости,
милосердия и дружелюбия);
развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста,
взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской,
проектной и других видах деятельности.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему миру,
живой природе, художественной культуре:
мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости
науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной
информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки,
заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении
всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию
успешной профессиональной и общественной деятельности;
экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам
России и мира; понимание влияния социально-экономических процессов на состояние
природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов;
умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям,
приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного
быта.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к семье и родителям, в
том числе подготовка к семейной жизни:
ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей
семейной жизни;
положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства), интериоризация
традиционных семейных ценностей.
Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере
социально-экономических отношений:
уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности,
осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных
жизненных планов;
готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности
участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных
проблем;
потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям,
добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой
деятельности;
готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних
обязанностей.
Личностные результаты в сфере физического, психологического, социального и
академического благополучия обучающихся:
физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в
жизни образовательной организации, ощущение детьми безопасности и психологического
комфорта, информационной безопасности.
Метапредметные результаты освоения ООП
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы
представлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым
можно определить, что цель достигнута;
оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности,
собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях
этики и морали;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях;
оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы,
необходимые для достижения поставленной цели;
выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач,
оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения
поставленной цели;
сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять
развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и
познавательные) задачи;
критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций,
распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
использовать различные модельно-схематические средства для представления
существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в
информационных источниках;
находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений
другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении
собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск
возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая
ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми
(как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать
партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности
взаимодействия, а не личных симпатий;
при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом
команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий,
эксперт и т.д.);
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;
развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием
адекватных (устных и письменных) языковых средств;
распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их
активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая
личностных оценочных суждений.
Предметные результаты освоения ООП
На уровне среднего общего образования в соответствии с ФГОС СОО, помимо
традиционных двух групп результатов «Выпускник научится» и «Выпускник получит
возможность научиться», что ранее делалось в структуре ПООП начального и основного
общего образования, появляются еще две группы результатов: результаты базового и
углубленного уровней.
Логика представления результатов четырех видов: «Выпускник научится – базовый
уровень», «Выпускник получит возможность научиться – базовый уровень», «Выпускник
научится – углубленный уровень», «Выпускник получит возможность научиться –
углубленный уровень» – определяется следующей методологией.
Как и в основном общем образовании, группа результатов «Выпускник научится»
представляет собой результаты, достижение которых обеспечивается учителем в
отношении всех обучающихся, выбравших данный уровень обучения. Группа результатов
«Выпускник получит возможность научиться» обеспечивается учителем в отношении
части наиболее мотивированных и способных обучающихся, выбравших данный уровень
обучения. При контроле качества образования группа заданий, ориентированных на
оценку достижения планируемых результатов из блока «Выпускник получит возможность
научиться», может включаться в материалы блока «Выпускник научится». Это позволит
предоставить возможность обучающимся продемонстрировать овладение качественно
иным уровнем достижений и выявлять динамику роста численности наиболее
подготовленных обучающихся.
Принципиальным отличием результатов базового уровня от результатов
углубленного уровня является их целевая направленность. Результаты базового уровня
ориентированы на общую функциональную грамотность, получение компетентностей для
повседневной жизни и общего развития. Эта группа результатов предполагает:
– понимание предмета, ключевых вопросов и основных составляющих элементов
изучаемой предметной области, что обеспечивается не за счет заучивания определений и
правил, а посредством моделирования и постановки проблемных вопросов культуры,
характерных для данной предметной области;
– умение решать основные практические задачи, характерные для использования
методов и инструментария данной предметной области;
– осознание рамок изучаемой предметной области, ограниченности методов и
инструментов, типичных связей с некоторыми другими областями знания.
В результате изучения учебного предмета «Астрономия» на уровне среднего общего
образования: В результате изучения астрономии на базовом уровне ученик должен:
знать/понимать:
смысл понятий: геоцентрическая и гелиоцентрическая система, видимая звёздная
величина. Созвездие, противостояния и соединения планет. Комета, астероид, метеор,
метеорит, метеороид, планета, спутник, звезда. Солнечная система, Галактика, вселенная,
всемирное и поясное время, внесолнечная планета (экзопланета0, спектральная
классификация звёзд, параллакс, реликтовое излучение, Большой Взрыв, чёрная дыра;
смысл физических величин: парсек, световой год, астрономическая единица,
звёздная величина;
смысл физического закона Хаббла;
основные этапы освоения космического пространства;
гипотезы происхождения Солнечной системы;
основные характеристики и строение Солнца, солнечной атмосферы;
размеры галактики, положение и период обращения Солнца относительно центра
Галактики;
уметь:
- приводить примеры: роли астрономии в развитии цивилизации, использования
методов исследований в астрономии, различных диапазонов электромагнитных излучений
для получения информации об объектах Вселенной. Получения астрономической
информации с помощью космических аппаратов и спектрального анализа, влияния
солнечной активности на Землю;
- описывать и объяснять: различия календарей, условия наступления солнечных
и лунных затмений, фазы луны, суточные движения светил, причины возникновения
приливов и отливов; принцип действия оптического телескопа, взаимосвязь физикохимических характеристик звёзд с использованием диаграммы «цвет-светимость»,
физические причины, определяющие равновесие звёзд, источник энергии звёзд и
происхождение химических элементов, красное смещение с помощью эффекта Доплера;
-характеризовать особенности методов познания астрономии, основные
элементы и свойства планет Солнечной системы, методы определения расстояний и
линейных размеров, небесных тел. возможные пути эволюции звёзд различной массы;
-находить на небе основные созвездия Северного полушария, в том числе:
Большая Медведица, Малая Медведица, Волопас, Лебедь, Кассиопею, Орион, самые
яркие звёзды, в том числе: Полярная Звезда, Арктур, Вега, Капелла, Сириус, Бетельгейзе;
-использовать компьютерные приложения для определения положения Солнца,
Луны, и звёзд на любую дату и время суток для данного населённого пункта;
-использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
-понимания взаимосвязи астрономии с другими науками, в основе которых
лежат знания по астрономии, отделения её от лженаук;
-оценивания информации, содержащейся в сообщениях СМИ, Интернете,
научно-популярных статьях.
3.Тематическое планирование
с учетом рабочей программы воспитания
№ п/п
Тема
Кол
Воспитательный потенциал урока
часов
АСТРОНОМИЯ, ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ И СВЯЗЬ С ДРУГИМИ НАУКАМИ – 2ч
Что
изучает 1
применение на уроке интерактивных
1.
астрономия.
форм
работы
учащихся:
интеллектуальных,
деловых,
Наблюдения
–
основа
1
2.
ситуационных
игр,
стимулирующих
астрономии
познавательную мотивацию школьников;
дискуссий, которые дают учащимся
возможность приобрести опыт ведения
конструктивного диалога; групповой
работы или работы в парах, которые учат
школьников
командной
работе
и
взаимодействию с другими детьми;
включение в урок игровых процедур,
которые
помогают
поддержать
мотивацию детей к получению знаний,
налаживанию
позитивных
межличностных отношений в классе,
помогают
установлению
доброжелательной атмосферы во время
урока;
организация шефства, наставничества
мотивированных
и
эрудированных
учащихся
над
их
неуспевающими
одноклассниками, дающего школьникам
социально значимый опыт сотрудничества
и взаимной помощи;
инициирование
и
поддержка
исследовательской
деятельности
школьников в рамках реализации ими
индивидуальных
и
групповых
исследовательских проектов, что даст
школьникам возможность приобрести
навык
самостоятельного
решения
теоретической
проблемы,
навык
генерирования
и
оформления
собственных идей, навык уважительного
отношения к чужим идеям, оформленным
в работах других исследователей, навык
публичного
выступления
перед
аудиторией,
аргументирования
и
отстаивания своей точки зрения.
3.
4.
5.
6.
7.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АСТРОНОМИИ-5ч.
Звезды и созвездия. 1
применение на уроке интерактивных
Небесные
форм
работы
учащихся:
координаты.
интеллектуальных,
деловых,
Звездные карты
ситуационных
игр,
стимулирующих
познавательную мотивацию школьников;
Видимое движение 1
дискуссий, которые дают учащимся
звезд на различных
возможность приобрести опыт ведения
географических
конструктивного диалога; групповой
широтах
работы или работы в парах, которые учат
Годичное движение 1
школьников
командной
работе
и
Солнца. Эклиптика
взаимодействию с другими детьми;
Движение и фазы 1
включение в урок игровых процедур,
Луны.
которые
помогают
поддержать
Затмения Солнца и 1
мотивацию детей к получению знаний,
Луны.
Время
и
налаживанию
позитивных
календарь
межличностных отношений в классе,
помогают
установлению
доброжелательной атмосферы во время
урока;
организация шефства, наставничества
мотивированных
и
эрудированных
учащихся
над
их
неуспевающими
одноклассниками, дающего школьникам
социально значимый опыт сотрудничества
и взаимной помощи;
инициирование
и
поддержка
исследовательской
деятельности
школьников в рамках реализации ими
индивидуальных
и
групповых
исследовательских проектов, что даст
школьникам возможность приобрести
навык
самостоятельного
решения
теоретической
проблемы,
навык
генерирования
и
оформления
собственных идей, навык уважительного
отношения к чужим идеям, оформленным
в работах других исследователей, навык
публичного
выступления
перед
аудиторией,
аргументирования
и
отстаивания своей точки зрения.
СТРОЕНИЕ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ-7ч.
Развитие
применение на уроке интерактивных
8.
1
представлений
о
форм
работы
учащихся:
строении мира
интеллектуальных,
деловых,
Конфигурации
9.
1
ситуационных
игр,
стимулирующих
планет.
познавательную мотивацию школьников;
Синодический
10.
1
дискуссий, которые дают учащимся
период
возможность приобрести опыт ведения
Законы
движения 1
11.
конструктивного диалога; групповой
планет
Солнечной
работы или работы в парах, которые учат
системы
школьников
командной
работе
и
Определение
12.
1
взаимодействию с другими детьми;
расстояний
и
включение в урок игровых процедур,
размеров
тел
в
которые
помогают
поддержать
Солнечной системе
мотивацию детей к получению знаний,
Открытие
и 1
13.
налаживанию
позитивных
применение закона
межличностных отношений в классе,
всемирного
помогают
установлению
тяготения.
доброжелательной атмосферы во время
Движение
урока;
14.
1
искусственных
организация шефства, наставничества
спутников
и
мотивированных
и
эрудированных
космических
учащихся
над
их
неуспевающими
аппаратов (КА) в
одноклассниками, дающего школьникам
Солнечной системе
социально значимый опыт сотрудничества
и взаимной помощи;
инициирование
и
поддержка
исследовательской
деятельности
школьников в рамках реализации ими
индивидуальных
и
групповых
исследовательских проектов, что даст
школьникам возможность приобрести
навык
самостоятельного
решения
теоретической
проблемы,
навык
генерирования
и
оформления
собственных идей, навык уважительного
отношения к чужим идеям, оформленным
в работах других исследователей, навык
публичного
выступления
перед
аудиторией,
аргументирования
и
отстаивания своей точки зрения.
ПРИРОДА ТЕЛ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ-8ч.
Солнечная система как 1
применение на уроке интерактивных
15.
комплекс тел,
форм
работы
учащихся:
имеющих общее
интеллектуальных,
деловых,
происхождение
ситуационных
игр,
стимулирующих
Земля и Луна - 1
16.
познавательную мотивацию школьников;
дискуссий, которые дают учащимся
двойная планета
возможность приобрести опыт ведения
Две группы планет
17.
1
конструктивного диалога; групповой
Природа
планет 1
18.
19.
20.
21.
22.
земной группы
Урок-дискуссия
«Парниковый
эффект - польза или
вред?»
Планеты-гиганты, их
спутники и кольца
Малые
тела
Солнечной системы
(астероиды,
карликовые планеты
и кометы).
Метеоры, болиды,
метеориты
СОЛНЦЕ И ЗВЕЗДЫ-5 ч
Солнце, состав и
23.
внутреннее строение
Солнечная
24.
активность
и
ее
влияние на Землю
Физическая природа
25.
звезд
Переменные
и
26.
нестационарные
звезды.
Эволюция звезд
27.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
работы или работы в парах, которые учат
школьников
командной
работе
и
взаимодействию с другими детьми;
включение в урок игровых процедур,
которые
помогают
поддержать
мотивацию детей к получению знаний,
налаживанию
позитивных
межличностных отношений в классе,
помогают
установлению
доброжелательной атмосферы во время
урока;
организация шефства, наставничества
мотивированных
и
эрудированных
учащихся
над
их
неуспевающими
одноклассниками, дающего школьникам
социально значимый опыт сотрудничества
и взаимной помощи;
инициирование
и
поддержка
исследовательской
деятельности
школьников в рамках реализации ими
индивидуальных
и
групповых
исследовательских проектов, что даст
школьникам возможность приобрести
навык
самостоятельного
решения
теоретической
проблемы,
навык
генерирования
и
оформления
собственных идей, навык уважительного
отношения к чужим идеям, оформленным
в работах других исследователей, навык
публичного
выступления
перед
аудиторией,
аргументирования
и
отстаивания своей точки зрения.
применение на уроке интерактивных
форм
работы
учащихся:
интеллектуальных,
деловых,
ситуационных
игр,
стимулирующих
познавательную мотивацию школьников;
дискуссий, которые дают учащимся
возможность приобрести опыт ведения
конструктивного диалога; групповой
работы или работы в парах, которые учат
школьников
командной
работе
и
взаимодействию с другими детьми;
включение в урок игровых процедур,
которые
помогают
поддержать
мотивацию детей к получению знаний,
налаживанию
позитивных
межличностных отношений в классе,
помогают
установлению
доброжелательной атмосферы во время
урока;
организация шефства, наставничества
мотивированных
и
эрудированных
учащихся
над
их
неуспевающими
одноклассниками, дающего школьникам
социально значимый опыт сотрудничества
и взаимной помощи;
инициирование
и
поддержка
исследовательской
деятельности
школьников в рамках реализации ими
индивидуальных
и
групповых
исследовательских проектов, что даст
школьникам возможность приобрести
навык
самостоятельного
решения
теоретической
проблемы,
навык
генерирования
и
оформления
собственных идей, навык уважительного
отношения к чужим идеям, оформленным
в работах других исследователей, навык
публичного
выступления
перед
аудиторией,
аргументирования
и
отстаивания своей точки зрения.
СТРОЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ВСЕЛЕННОЙ-4ч.
Наша Галактика
применение на уроке интерактивных
28.
1
форм
работы
учащихся:
Другие звездные
29.
1
интеллектуальных,
деловых,
ситуационных
игр,
стимулирующих
системы —
познавательную мотивацию школьников;
галактики
дискуссий, которые дают учащимся
возможность приобрести опыт ведения
Космология начала
30.
1
конструктивного диалога; групповой
ХХ в.
работы или работы в парах, которые учат
школьников
командной
работе
и
Основы
современной
31.
1
взаимодействию с другими детьми;
космологии
включение в урок игровых процедур,
которые
помогают
поддержать
мотивацию детей к получению знаний,
налаживанию
позитивных
межличностных отношений в классе,
помогают
установлению
доброжелательной атмосферы во время
урока;
организация шефства, наставничества
мотивированных
и
эрудированных
учащихся
над
их
неуспевающими
одноклассниками, дающего школьникам
социально значимый опыт сотрудничества
и взаимной помощи;
инициирование
и
поддержка
исследовательской
деятельности
школьников в рамках реализации ими
индивидуальных
и
групповых
исследовательских проектов, что даст
школьникам возможность приобрести
навык
самостоятельного
решения
теоретической
проблемы,
навык
генерирования
и
оформления
собственных идей, навык уважительного
отношения к чужим идеям, оформленным
в работах других исследователей, навык
публичного
выступления
перед
аудиторией,
аргументирования
и
отстаивания своей точки зрения.
ЖИЗНЬ И РАЗУМ ВО ВСЕЛЕННОЙ-3ч.
32-33 Урок - конференция 2
«Одиноки ли мы во
Вселенной?»
34 Итоговый зачет по 1
курсу Астрономия.11
класс
применение на уроке интерактивных
форм
работы
учащихся:
интеллектуальных,
деловых,
ситуационных
игр,
стимулирующих
познавательную мотивацию школьников;
дискуссий, которые дают учащимся
возможность приобрести опыт ведения
конструктивного диалога; групповой
работы или работы в парах, которые учат
школьников
командной
работе
и
взаимодействию с другими детьми;
включение в урок игровых процедур,
которые
помогают
поддержать
мотивацию детей к получению знаний,
налаживанию
позитивных
межличностных отношений в классе,
помогают
установлению
доброжелательной атмосферы во время
урока;
организация шефства, наставничества
мотивированных
и
эрудированных
учащихся
над
их
неуспевающими
одноклассниками, дающего школьникам
социально значимый опыт сотрудничества
и взаимной помощи;
инициирование
и
поддержка
исследовательской
деятельности
школьников в рамках реализации ими
индивидуальных
и
групповых
исследовательских проектов, что даст
школьникам возможность приобрести
навык
самостоятельного
решения
теоретической
проблемы,
навык
генерирования
и
оформления
собственных идей, навык уважительного
отношения к чужим идеям, оформленным
в работах других исследователей, навык
публичного
выступления
перед
аудиторией,
аргументирования
отстаивания своей точки зрения.
и