ПРИЛОЖЕНИЕ № 15
к ООП СОО
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
ЭКОНОМИКА
(углубленный уровень)
(в соответствии с ФГОС СОО-2012 (в редакции приказа
Минпросвещения России от 11 декабря 2020 г. N 712)
и ФОП СОО)
Тавда, 2023
1. СОДЕРЖАНИЕ У Ч Е Б Н О Г О П Р Е Д М Е Т А « Э К О Н О М И К А »
ТЕМА 1. ЭКОНОМИКА КАК НАУКА И СФЕРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА (9ч)
Что означает термин «экономика». Экономическая наука, ее предмет. Экономические
модели. Предпосылка рационального поведения. Микроэкономика и макроэкономика.
Экономическая теория и прикладная экономика.
Экономическая наука и экономическая политика. Потребности, блага и услуги, ресурсы.
Ограниченность ресурсов. Экономические и неэкономические (свободные) блага. Проблема
выбора. Альтернативная стоимость (альтернативные издержки).
Кривая (граница) производственных возможностей. Факторы, влияющие на форму и
сдвиги кривой производственных возможностей. Закон возрастающих альтернативных
издержек.
Факторы производства: труд, земля, капитал и предпринимательские способности.
Факторные доходы: заработная плата, рента, процент и прибыль.
Понятие экономической системы. Традиционная, командная и рыночная экономические
системы. Понятие собственности. Владение, пользование и распоряжение. Формы
собственности. Объекты собственности. Смешанная экономика. Эволюция экономических
систем. Кругооборот в экономике. Экономические функции государства.
ТЕМА 2. ПОТРЕБИТЕЛЬ В ЭКОНОМИКЕ (8ч)
Полезность.
Предельная
полезность. Теория
потребительского поведения:
кардиналистский подход, ординалисткий поход. Рациональный потребитель. Индекс стоимости
жизни. Потребительская корзина. Бюджет семьи. Значение сбережений. Сложный процент.
Потребительский кредит. Ипотечный кредит. Защита потребителя. Страхование, его сущность.
Формы и виды страхования, страховые услуги. Основные понятия страхования. Страхование в
России.
ТЕМА 3. СПРОС. ПРЕДЛОЖЕНИЕ (11ч)
Понятие рынка. Рынок одного товара. Спрос. Величина спроса. Шкала спроса, кривая
спроса. Закон спроса. Индивидуальный и рыночный спрос. Эффекты Гиффена и Веблена.
Факторы, формирующие спрос.
Эластичность спроса по цене. Точечная и дуговая эластичность. Эластичный и
неэластичный спрос. Эластичность спроса по доходу. Нормальные и инфериорные блага.
Товары первой необходимости и товары роскоши. Перекрестная эластичность спроса.
Понятие предложения. Величина предложения. Функция предложения, кривая
предложения и шкала предложения. Закон предложения. Индивидуальное и рыночное
предложение. Время и предложение: мгновенный, краткосрочный и долгосрочный периоды.
Эластичность предложения по цене. Факторы, формирующие предложение: цены факторов
производства и новые технологии, налоги и субсидии.
Функционирование рынка. Рыночное равновесие. Равновесная цена и равновесный
объем продаж. Влияние изменений спроса и предложения на рыночное равновесие.
Взаимосвязь рынков. Роль информации на рынке.
Прямое и косвенное вмешательство государства в ценообразование. Предельные и
фиксированные цены. Избыточное предложение. Избыточный спрос.
ТЕМА 4. ФИРМА И ЕЁ ЦЕЛИ (4ч)
Природа фирмы, функции фирмы. Малый бизнес и его развитие в России. Фирмы и их
организационно-правовые формы. Юридические лица. Некоммерческие предприятия. Общая
классификация фирм по правовому статусу. Формы предприятий в России. Государственные и
муниципальные унитарные предприятия. Производственные кооперативы. Объединения
предприятий. Акционерное общество как форма организации крупного бизнеса. Управление
АО, контрольный пакет акций. Малый бизнес. Франчайзинг как форма сотрудничества малого
и среднего бизнеса.
ТЕМА 5. ИЗДЕРЖКИ, ПРИБЫЛЬ (12ч).
Бухгалтерские (внешние или явные) издержки. Амортизационные отчисления.
Выручка. Бухгалтерская прибыль: валовая и чистая. Внутренние (неявные) издержки.
Нормальная прибыль. Экономические издержки. Экономическая прибыль. Необратимые
издержки.
Фирма как производственная функция. Внутренние и внешние источники
финансирования фирмы. Основные и оборотные фонды предприятия. Производительность
ресурсов (факторов производства). Производительность труда. Измерение и факторы
производительности труда.
Показатели выпуска фирмы: общий, средний и предельный продукт переменного
фактора производства. Закон убывающей отдачи.
Фиксированные (постоянные) и переменные издержки. Функции издержек: общие,
средние, средние переменные и предельные издержки. Кривые издержек в краткосрочном
периоде. Эффект масштаба.. Положительный и отрицательный эффект масштаба.
Предельная выручка фирмы. Максимизация прибыли. Издержки фирмы в долгосрочном
периоде.
ТЕМА 6. КОНКУРЕНЦИЯ И ТИПЫ РЫНКОВ (10ч)
Условия совершенной конкуренции. Конкурентная фирма, максимизация ее прибыли.
Предложение конкурентной фирмы в краткосрочном периоде. Долгосрочное равновесие на
рынке совершенной конкуренции. Прибыль и поведение конкурентной фирмы в долгосрочном
периоде. Рынки, близкие к совершенной конкуренции.
Природа монополии. Виды монополий. Естественные монополии. Причины
возникновения монополий. Монополии в России.
Сравнительный анализ монополии и совершенной конкуренции. Монопольная прибыль.
Социальная цена монополии. Условие прекращения производства монополией. Цена, издержки
и эластичность спроса на монопольном рынке. Ценовая дискриминация.
Природа олигополии. Поведение олигополистов. Нескоординированная олигополия.
Молчаливый сговор. Лидерство в ценах. Явный сговор (картель).
Природа монополистической конкуренции. Дифференциация продукта.
Рыночная
власть покупателей. Монопсония. Простейшая модель монопсонии.
Особенности
ценообразования в условиях монопсонии.
Количественные методы оценки структуры рынка. Измерение уровня концентрации в
отрасли.
Роль крупного бизнеса в прогрессе экономики. Политика защиты конкуренции и
антимонопольное законодательство. Основные способы и ограничения регулирования
монопольных рынков. Эволюция взглядов на монополию и антимонопольную политику.
Российское антимонопольное законодательство
ТЕМА 7. РЫНКИ ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА (8ч)
Рынок труда. Спрос фирмы на труд. Производный спрос на факторы производства..
Предельный продукт труда. Заработная плата в экономической теории и практике.
Предложение труда для отдельной фирмы. Равновесие на локальном рынке труда.
Минимальная оплата труда. Роль профсоюзов.
Рынок капитала, понятие капитала. Процент как цена капитала. Дисконтирование.
Приведенная стоимость. Смысл ставки дисконтирования и ее выбор. Цена капитала. Заемные
средства. Ценные бумаги. Облигации предприятий. Государственные и муниципальные
облигации. Акции. Цены и доходность акций и облигаций. Первичный и вторичный рынки
ценных бумаг. Фондовый рынок.
Рынок земли (природных ресурсов). Экономическое понимание земли. Земельная рента, цена
земли.
Резерв учебного времени - 6 часов
11 класс (68 ч.)
ТЕМА 8. ГОСУДАРСТВО В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ (9ч)
Экономическая роль государства, цели государства. Общественные эффекты и внешние
блага. Положительные и отрицательные внешние эффекты. Общественные и частные издержки.
проблемы и способы государственного регулирования внешних эффектов.
Регулирование неравенства. Дифференциация доходов. Опасность выравнивания
доходов. Последствия сильной дифференциации доходов.
Измерение неравенства доходов. Кривая Лоренца и коэффициент Джини.
Государственный бюджет. Доходы и расходы государственного бюджета Дефицит
государственного бюджета и способы его финансирования. Государственный долг Роль налогов
в экономике. Основные виды налогов. Средняя и предельная ставки налога. Воздействие
налогов на экономику. Кривая Лаффера. Налоговая система России. Фискальная политика.
ТЕМА 9. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: ИЗМЕРЕНИЯ И МОДЕЛИРОВАНИЕ.
(10ч)
Предмет макроэкономики. Основные макроэкономические проблемы. Агрегирование.
Макроэкономические агенты и макроэкономические рынки. Кругооборот расходов и доходов.
Понятие системы национальных счетов. Совокупный спрос и совокупное предложение,
ценовые и неценовые факторы. Классическая модель. Кейнсианская макроэкономическая
модель. Макроэкономическое равновесие.
Валовой внутренний продукт (ВВП) и валовой национальный продукт (ВНП). Конечная
и промежуточная продукция. Добавленная стоимость. ВВП на душу населения. Национальный
доход, личный доход, располагаемый доход.
Методы измерения ВВП по расходам и по доходам. Проблемы расчета ВВП (ВНП).
Номинальные и реальные экономические показатели. Номинальный и реальный ВВП. Индекс
потребительских цен (ИПЦ) и дефлятор ВВП.
ТЕМА 10. ДЕНЬГИ И ОСНОВЫ ДЕНЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ (7ч)
Деньги. Функции денег. История денег. Формы денег. Денежные агрегаты. Ликвидность.
Закон денежного обращения. Уравнение обмена Фишера.
Банки. История банковского дела. Операции коммерческих банков. Российские
коммерческие банки. Банковская система. Центральный банк и его функции. Кредитные деньги
или как банки «делают деньги». Обязательные резервы. Кредитная эмиссия. Депозитный
мультипликатор. Банковские резервы и кредитные возможности. Монетарная политика.
«Дорогие» и «дешевые» деньги. Инструменты монетарной политики.
ТЕМА 11. ИНФЛЯЦИЯ, БЕЗРАБОТИЦА (6ч)
Инфляция: понятие, виды и причины. Потребительская корзина. Индекс цен,
покупательная способность денег. Инфляция спроса и инфляция предложения. Дефляция.
Инфляционная спираль. Последствия и издержки инфляции. Антиинфляционная политика.
Безработица. Полная занятость и потенциальный ВВП. Закон Оукена. Безработные, занятые.
Уровень безработицы. Формы безработицы. Последствия безработицы. Меры по снижению
безработицы. Государственная политика поддержки занятости
ТЕМА 12. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДИНАМИКА (5ч)
Понятие экономического роста. Темп экономического роста. Источники экономического
роста. Экстенсивный и интенсивный рост.
Экономическое и общественное развитие. Порочный круг бедности. Качество жизни.
Индекс человеческого развития.
Экономические циклы. Типы экономических циклов. Классические среднесрочные
циклы деловой активности. Причины экономических циклов. Фазы цикла.
ТЕМА 13. СОВРЕМЕННАЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ ЭКОНОМИКА (7ч)
Специализация и разделение труда. Обмен и взаимозависимость. Почему торговля
рождает богатство. Абсолютное и сравнительное преимущество в международной торговле.
Протекционизм: цели и средства. Импортные тарифы. Нетарифные барьеры. Экспортные
субсидии.
Свободная торговля. Всемирная торговая организация (ВТО). Россия и ВТО.
Региональная интеграция. Спрос и предложение на рынке валют. Формирование валютного
курса. Факторы, определяющие валютные курсы. Валютные риски. Валютные системы.
Валютные кризисы.
Понятие глобализации, ее выгоды и риски. Краткая характеристика основных
глобальных проблем. Взаимосвязь глобальных проблем. Развитые и развивающиеся страны.
Наиболее актуальные для России глобальные проблемы. Устойчивое развитие.
ТЕМА 14. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ (12 ч)
Коммерция и бизнес. Понятия предпринимательства и предпринимателя. Виды
предпринимательства. Эволюция взглядов на предпринимательство. Роль предпринимательства
в экономике.
Характеристика
предпринимателя.
Склонность
к
риску.
Мотивы
предпринимателя. Предприниматель и фирма. Внутрифирменное предпринимательство.
Менеджмент. Понятия менеджмента и менеджера. Организационная структура.
Принципы менеджмента. Механизмы координации. Организация производства. Управление
персоналом. Мотивация и контроль.
Понятие маркетинга. История и эволюция маркетинга. Поведение покупателей на рынке.
Сегментация рынка.
Жизненный цикл товара. Реклама. Качество. Стимулирование сбыта.
Бизнес- план. Понятие бизнес-плана, его основные разделы. Его назначение и структура.
Процесс планирования
ТЕМА
15.
КРАТКАЯ
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ
ИСТОРИЯ
РОССИИ.
ОСОБЕННОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЭКОНОМИКИ СОВРЕМЕННОЙ
РОССИИ (6ч)
Особенности исторического развития России. Факторный взгляд на историю.
Зарождение рыночной экономики. Петровские реформы. Отмена крепостного права. Расцвет
российского капитализма. Столыпинские преобразования. Социализм. Догоняющая
модернизация. Экономические реформы конца XX – XXIвека. Программы экономического
развития. Уровень конкурентноспособности. Принципы институционализма.
Резерв учебного времени - 6 часов.
2. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Экономика»
Личностные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:
1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства
ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее
многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества,
осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок,
обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные
национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
3) готовность к служению Отечеству, его защите;
4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки
и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм
общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
5) сформированность
основ
саморазвития
и
самовоспитания
в
с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества;
способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
соответствии
готовность и
6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести
диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и
сотрудничать для их достижения;
7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах
деятельности;
8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей
жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной
профессиональной и общественной деятельности;
10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического
творчества, спорта, общественных отношений;
11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в
физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью,
неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому
здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;
13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных
жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в
решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
14) сформированность экологического мышления, понимания влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта
эколого-направленной деятельности;
15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей
семейной жизни.
Метапредметные результаты
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности;
самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать
все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов
деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности,
учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности,
навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов
решения практических задач, применению различных методов познания;
4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности,
включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать
и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее –
ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением
требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и
этических норм, норм информационной безопасности;
6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию
поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей;
8) владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения,
использовать адекватные языковые средства;
9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и
мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых
познавательных задач и средств их достижения.
Предметные
1) сформированность системы знаний об экономической сфере в жизни общества; как
пространстве, в котором осуществляется экономическая деятельность индивидов, семей,
отдельных предприятий и государства;
2) понимание сущности экономических институтов, их роли в социально-экономическом
развитии общества; понимание значения этических норм и нравственных ценностей в
экономической деятельности отдельных людей и общества; сформированность уважительного
отношения к чужой собственности;
3) сформированность экономического мышления: умения принимать рациональные решения в
условиях относительной ограниченности доступных ресурсов, оценивать и принимать
ответственность за их возможные последствия для себя, своего окружения и общества в целом;
4) владение навыками поиска актуальной экономической информации в различных источниках,
включая Интернет; умение различать факты, аргументы и оценочные суждения; анализировать,
преобразовывать и использовать экономическую информацию для решения практических задач
в учебной деятельности и реальной жизни;
5) сформированность навыков проектной деятельности: умение разрабатывать и реализовывать
проекты экономической и междисциплинарной направленности на основе базовых
экономических знаний и ценностных ориентиров;
6) умение применять полученные знания и сформированные навыки для эффективного
исполнения основных социально-экономических ролей (потребителя, производителя,
покупателя, продавца, заёмщика, акционера, наёмного работника, работодателя,
налогоплательщика);
7) способность к личностному самоопределению и самореализации в экономической
деятельности, в том числе в области предпринимательства; знание особенностей современного
рынка труда, владение этикой трудовых отношений;
8) понимание места и роли России в современной мировой экономике; умение ориентироваться
в текущих экономических событиях в России и в мире.
«Экономика» (углубленный уровень) – требования к предметным результатам освоения
углубленного курса экономики должны включать требования к результатам освоения базового
курса и дополнительно отражать:
1) сформированность представлений об экономической науке как системе теоретических и
прикладных наук; особенностях её методологии и применимости экономического анализа в
других социальных науках; понимание эволюции и сущности основных направлений
современной экономической науки;
2) владение системными экономическими знаниями, включая современные научные методы
познания и опыт самостоятельной исследовательской деятельности в области экономики;
3) владение приёмами работы со статистической, фактической и аналитической экономической
информацией; умение самостоятельно анализировать и интерпретировать данные для решения
теоретических и прикладных задач;
4) умение оценивать и аргументировать собственную точку зрения по экономическим
проблемам, различным аспектам социально-экономической политики государства;
5) сформированность системы знаний об институциональных преобразованиях российской
экономики при переходе к рыночной системе, динамике основных макроэкономических
показателей и современной ситуации в экономике России.
Выпускник на углублённом уровне научится:
Основные концепции экономики
– определять границы применимости методов экономической теории;
–
анализировать проблему альтернативной стоимости;
–
объяснять проблему ограниченности экономических ресурсов;
–
представлять в виде инфографики кривую производственных возможностей и
характеризовать ее;
–
иллюстрировать примерами факторы производства;
–
характеризовать типы экономических систем;
–
различать абсолютные и сравнительные преимущества в издержках производства.
Микроэкономика
– Анализировать структуру бюджета собственной семьи;
–
строить личный финансовый план;
–
анализировать ситуацию на реальных рынках с точки зрения продавцов и покупателей;
–
принимать
рациональные
решения
в
условиях
относительной
ограниченности
доступных ресурсов;
–
анализировать собственное потребительское поведение;
–
определять роль кредита в современной экономике;
–
применять навыки расчета сумм кредита и ипотеки в реальной жизни;
–
объяснять на примерах и представлять в виде инфографики законы спроса и
предложения;
–
определять значимость и классифицировать условия, влияющие на спрос и предложение;
–
приводить примеры товаров Гиффена;
–
объяснять на примерах эластичность спроса и предложения;
–
объяснять
и
отличать
организационно-правовые
формы
предпринимательской
деятельности;
–
приводить примеры российских предприятий разных организационно-правовых форм;
–
объяснять практическое назначение франчайзинга и сферы его применения;
–
различать и представлять посредством инфографики виды издержек производства;
–
анализировать издержки, выручку и прибыль фирмы;
–
объяснять эффект масштабирования и мультиплицирования для экономики государства;
–
объяснять социально-экономическую роль и функции предпринимательства;
–
сравнивать виды ценных бумаг;
–
анализировать страховые услуги;
–
определять практическое назначение основных функций менеджмента;
–
определять место маркетинга в деятельности организации;
–
приводить примеры эффективной рекламы;
–
разрабатывать бизнес-план;
–
сравнивать рынки с интенсивной и несовершенной конкуренцией;
–
называть цели антимонопольной политики государства;
–
объяснять взаимосвязь факторов производства и факторов дохода;
–
приводить примеры факторов, влияющих на производительность труда.
Макроэкономика
– Объяснять на примерах различные роли государства в рыночной экономике;
–
характеризовать доходную и расходную части государственного бюджета;
–
определять основные виды налогов для различных субъектов и экономических моделей;
–
указывать основные последствия макроэкономических проблем;
–
объяснять макроэкономическое равновесие в модели «AD-AS»;
–
приводить примеры сфер применения показателя ВВП;
–
приводить примеры экономической функции денег в реальной жизни;
–
различать сферы применения различных форм денег;
–
определять денежные агрегаты и факторы, влияющие на формирование величины
денежной массы;
–
объяснять взаимосвязь основных элементов банковской системы;
–
приводить примеры, как банки делают деньги;
–
приводить примеры различных видов инфляции;
–
находить в реальных ситуациях последствия инфляции;
–
применять способы анализа индекса потребительских цен;
–
характеризовать основные направления антиинфляционной политики государства;
–
различать виды безработицы;
–
находить в реальных условиях причины и последствия безработицы;
–
определять целесообразность мер государственной политики для снижения уровня
безработицы;
–
приводить примеры факторов, влияющих на экономический рост;
–
приводить примеры экономических циклов в разные исторические эпохи.
Международная экономика
– Объяснять назначение международной торговли;
–
анализировать систему регулирования внешней торговли на государственном уровне;
–
различать экспорт и импорт;
–
анализировать курсы мировых валют;
–
объяснять влияние международных экономических факторов на валютный курс;
–
различать виды международных расчетов;
–
анализировать глобальные проблемы международных экономических отношений;
–
объяснять роль экономических организаций в социально-экономическом развитии
общества;
–
объяснять особенности современной экономики России.
Выпускник на углубленном уровне получит возможность научиться:
Основные концепции экономики
– Критически осмысливать актуальную экономическую информацию, поступающую из
разных источников, и формулировать на этой основе собственные заключения и оценочные
суждения;
–
анализировать события общественной и политической жизни с экономической точки
зрения, используя различные источники информации;
–
владеть приемами работы с аналитической экономической информацией;
–
оценивать происходящие события и поведение людей с экономической точки зрения;
–
использовать приобретенные знания для решения практических задач, основанных на
ситуациях, связанных с описанием состояния российской экономики;
–
анализировать экономическую информацию по заданной теме в источниках различного
типа и источниках, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график,
диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.).
Микроэкономика
– Применять полученные теоретические и практические знания для определения
экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения;
–
оценивать и принимать ответственность за рациональные решения и их возможные
последствия для себя, своего окружения и общества в целом;
–
критически осмысливать актуальную экономическую информацию по микроэкономике,
поступающую из разных источников, и формулировать на этой основе собственные заключения
и оценочные суждения;
–
объективно оценивать и анализировать экономическую информацию, критически
относиться к псевдонаучной информации, недобросовестной рекламе в средствах массовой
информации;
–
использовать
приобретенные
ключевые
компетенции
по
микроэкономике
для
самостоятельной исследовательской деятельности в области экономики;
–
применять теоретические знания по микроэкономике для практической деятельности и
повседневной жизни;
–
понимать необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в договорах по
кредитам, ипотеке, вкладам и др.;
–
оценивать происходящие события и поведение людей с экономической точки зрения;
–
сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои
материальные и трудовые ресурсы, составлять личный финансовый план;
–
рационально и экономно обращаться с деньгами в повседневной жизни;
–
создавать алгоритмы для совершенствования собственной познавательной деятельности
творческого и поисково-исследовательского характера;
–
решать с опорой на полученные знания практические задачи, отражающие типичные
жизненные ситуации;
–
грамотно применять полученные знания для исполнения типичных экономических
ролей: в качестве потребителя, члена семьи и гражданина;
–
моделировать и рассчитывать проект индивидуального бизнес-плана.
Макроэкономика
– Объективно
оценивать
и
анализировать
экономическую
информацию
по
макроэкономике, критически относиться к псевдонаучной информации;
–
владеть способностью анализировать денежно-кредитную и налогово-бюджетную
политику, используемую
государством для стабилизации экономики
и поддержания
устойчивого экономического роста;
–
использовать
нормативные
правовые
документы
при
выполнении
учебно-
исследовательских проектов, нацеленных на решение разнообразных макроэкономических
задач;
–
анализировать события общественной и политической жизни разных стран с
экономической точки зрения, используя различные источники информации;
–
осознавать значение теоретических знаний по макроэкономике для практической
деятельности и повседневной жизни;
–
оценивать происходящие мировые события и поведение людей с экономической точки
зрения;
–
использовать приобретенные знания для решения практических задач, основанных на
ситуациях, связанных с описанием состояния российской и других экономик;
–
анализировать динамику основных макроэкономических показателей и современной
ситуации в экономике России;
–
решать с опорой на полученные знания практические задачи, отражающие типичные
макроэкономические ситуации;
–
грамотно применять полученные знания для исполнения типичных экономических
ролей: в качестве гражданина и налогоплательщика;
–
отделять основную экономическую информацию по макроэкономике от второстепенной,
критически
оценивать
достоверность
полученной
информации
из
неадаптированных
источников;
–
аргументировать собственную точку зрения по экономическим проблемам, различным
аспектам социально-экономической политики государства.
Международная экономика
– Работать с материалами средств массовой информации, составлять обзоры прессы по
международным экономическим проблемам, находить, собирать и первично обобщать
фактический материал, делая обоснованные выводы;
–
анализировать социально значимые проблемы и процессы с экономической точки
зрения, используя различные источники информации;
–
оценивать происходящие мировые события с экономической точки зрения;
–
ориентироваться
в
мировых
экономических,
экологических,
демографических,
миграционных процессах, понимать механизм взаимовлияния планетарной среды и мировой
экономики;
–
создавать алгоритмы для совершенствования собственной познавательной деятельности
творческого и поискового характера;
–
решать с опорой на полученные знания практические задачи, отражающие типичные
жизненные ситуации;
–
анализировать
взаимосвязи
учебного
предмета
с особенностями
профессий и
профессиональной деятельности, в основе которых лежат экономические знания по данному
учебному предмету;
–
использовать экономические знания и опыт самостоятельной исследовательской
деятельности в области экономики;
–
владеть пониманием особенностей формирования рыночной экономики и роли
государства в современном мире.
Поурочное планирование, с учётом воспитательного потенциала уроков
10 класс (68 часов)
№
п/п
Тема
Количество
часов
Экономика как наука и сфера деятельности (9ч)
Воспитательный потенциал уроков: установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному
восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной
деятельности;
побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками
(обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке
социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего
к ней отношения
1
2
Предмет и методы экономики
Предпосылка рационального поведения. Экономические и неэкономические блага.
1
1
3
Микроэкономика и макроэкономика. Экономическая теория и прикладная
экономика.
Ресурсы. Ограниченность ресурсов. Проблема выбора. Альтернативная стоимость.
Факторы производства
Кривая производственных возможностей. Факторы, влияющие на форму и сдвиги
кривой производственных возможностей. Закон возрастающих альтернативных
издержек
Кривая производственных возможностей. Решение тестов и задач..
Характеристики экономических систем. Выгоды обмена Понятие экономической
системы
Понятие собственности. Традиционная, командная и рыночная экономические
системы.
Смешанная экономика. Кругооборот в экономике. Экономические функции
государства.
Потребитель в экономике (8ч)
1
4
5
6
7
8
9
1
1
1
1
1
1
Воспитательный потенциал уроков: установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному
восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной
деятельности;
побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками
(обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке
социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего
к ней отношения
10
11
12
13
14
15
16
17
Полезность. Предельная полезность. Закон убывающей предельной полезности.
Теория потребительского поведения: кардиналистский подход
Теория потребительского поведения: ординалисткий поход.
Рациональный потребитель. Решение тестов и задач.
Рациональный потребитель. Решение тестов и задач.
Индекс стоимости жизни. Потребительская корзина.
Бюджет семьи. Потребительский кредит. Ипотечный кредит. Значение сбережений.
Сложный процент.
Страхование, его сущность. Формы и виды страхования. Основные понятия
страхования. Страхование в России.
1
1
1
1
1
1
1
1
Спрос, предложение (11ч)
Воспитательный потенциал уроков: включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний,
налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
организация шефства, наставничества мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам
социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;
инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских
проектов, что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления
собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления
перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.
18
Деловая игра «Рынок». Понятие рынка.
19
Рынок одного товара. Спрос. Величина спроса. Закон спроса.
1
20
1
21
Индивидуальный и рыночный спрос. Эффекты Гиффена и Веблена. Факторы,
формирующие спрос
Эластичность спроса по цене. Точечная и дуговая эластичность.
1
22
Эластичный и неэластичный спрос.
1
Эластичность спроса по доходу.Виды товаров. Перекрестная эластичность спроса.
1
23
24
25
26
27
28
Понятие предложения. Величина предложения. Закон предложения.
Индивидуальное и рыночное предложение.
Эластичность предложения по цене. Факторы, формирующие предложение
Функционирование рынка. Рыночное равновесие. Влияние изменений спроса и
предложения на рыночное равновесие
Взаимосвязь рынков. Прямое и косвенное вмешательство государства в
ценообразование. Избыточное предложение. Избыточный спрос.
1
1
1
1
1
1
Фирма и ее цели (4ч)
Воспитательный потенциал уроков: применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных, деловых, ситуационных игр,
стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения
конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;
29
30
31
32
Природа фирмы, функции фирмы. Малый бизнес и его развитие в России.
Фирмы и их организационно-правовые формы. Производственные кооперативы.
Объединения предприятий.
Франчайзинг как форма сотрудничества малого и среднего бизнеса.
Акционерное общество как форма организации крупного бизнеса Управление
АО, контрольный пакет акций.
Издержки. Прибыль (12ч)
1
1
1
1
Воспитательный потенциал уроков: включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний,
налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
организация шефства, наставничества мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам
социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;
инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских
проектов, что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и
оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного
выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения;
использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского
поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных
ситуаций для обсуждения в классе
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
Бухгалтерские (внешние или явные) издержки. Экономические издержки.
Экономическая прибыль.
Выручка. Бухгалтерская прибыль: валовая и чистая. Внутренние (неявные)
издержки. Нормальная прибыль.
Фирма как производственная функция. Внутренние и внешние источники
финансирования фирмы.
Основные фонды предприятия. Амортизационные отчисления.
Оборотные фонды предприятия.
Производительность ресурсов (факторов производства). Показатели
использования.
Производительность труда. Измерение и факторы производительности труда.
Показатели выпуска фирмы: общий, средний и предельный продукт переменного
фактора производства.
Показатели выпуска фирмы: общий, средний и предельный продукт переменного
фактора производства. Закон убывающей отдачи.
Фиксированные (постоянные) и переменные издержки. Функции издержек:
общие, средние, средние переменные и предельные издержки.
Кривые издержек в краткосрочном периоде. Эффект масштаба. Издержки фирмы
в долгосрочном периоде.
Предельная выручка фирмы. Максимизация прибыли. Решение тестов и задач.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Конкуренция и типы рынков (10ч)
Воспитательный потенциал уроков: включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний,
налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
организация шефства, наставничества мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам
социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;
инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских
проектов, что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и
оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного
выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения;
использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского
поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных
ситуаций для обсуждения в классе
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
Совершенная конкуренция. Максимизация ее прибыли.
Рынки, близкие к совершенной конкуренции.
Природа монополии. Виды монополий. Естественные монополии. Причины
возникновения монополий. Монополии в России.
Сравнительный анализ монополии и совершенной конкуренции. Монопольная
прибыль.
Социальная цена монополии. Условие прекращения производства монополией.
Цена, издержки и эластичность спроса на монопольном рынке. Ценовая
дискриминация
Природа монополистической конкуренции. Монопсония. Простейшая модель
монопсонии. Особенности ценообразования в условиях монопсонии.
Природа олигополии. Поведение олигополистов. Нескоординированная
олигополия. Молчаливый сговор. Лидерство в ценах. Явный сговор (картель)
Количественные методы оценки структуры рынка. Измерение уровня
концентрации в отрасли.
Роль крупного бизнеса в прогрессе экономики. Политика защиты конкуренции и
антимонопольное законодательство. Основные способы и ограничения
регулирования монопольных рынков.
Эволюция взглядов на монополию и антимонопольную политику. Российское
антимонопольное законодательство
Рынки факторов производства (8ч)
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Воспитательный потенциал уроков: включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей
к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению
доброжелательной атмосферы во время урока;
организация шефства, наставничества мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками,
дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;
инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и
групповых исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения
теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим
идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования
и отстаивания своей точки зрения;
использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров
ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих
текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе
55
Рынок труда. Спрос фирмы на труд. Производный спрос на факторы
1
56
57
58
59
60
61
62
производства. Предельный продукт труда.
Предельный продукт труда. Предложение труда для отдельной фирмы.
Заработная плата в экономической теории и практике. Предложение труда для
отдельной фирмы.
Равновесие на рынке труда. Минимальная оплата труда. Роль профсоюзов.
Минимальная оплата труда. Роль профсоюзов.
Рынок капитала, понятие капитала. Структура рынка капитала. Акция.
Первичный и вторичный рынок ценных бумаг. Процент как цена капитала.
Процент как цена капитала. Дисконтирование. Приведенная стоимость. Смысл
ставки дисконтирования и ее выбор
Заемные средства. Ценные бумаги. Облигации предприятий. Государственные и
муниципальные облигации. Акции. Цены и доходность акций и облигаций.
Первичный и вторичный рынки ценных бумаг. Фондовый рынок
Рынок земли (природных ресурсов). Экономическое понимание земли. Земельная
рента, цена земли.
1
1
1
1
1
1
1
63Резерв учебного времени (6 ч)
68
№
п/ п
Поурочное планирование, с учётом воспитательного потенциала уроков
11 класс (68 часов)
Тема
Количест
во часов
Государство в рыночной экономике (9ч)
Воспитательный потенциал уроков: включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний,
налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
организация шефства, наставничества мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам
социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;
инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых
исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык
генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей,
навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения;
использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского
поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных
ситуаций для обсуждения в классе
Экономическая роль государства, цели государства. Общественные блага и
внешние эффекты.
2 Общественные и частные издержки. Проблемы и способы государственного
регулирования внешних эффектов.
3 Регулирование неравенства. Дифференциация доходов. Последствия сильной
дифференциации доходов.
4 Измерение неравенства доходов. Кривая Лоренца.
5 Кривая Лоренца и коэффициент Джини. Решение задач
6 Государственный бюджет. Доходы и расходы государственного бюджета
7 Дефицит государственного бюджета и способы его финансирования.
8 Государственный долг. Роль налогов в экономике. Основные виды налогов.
9 Воздействие налогов на экономику. Кривая Лаффера. Налоговая система
России. Фискальная политика
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Макроэкономический анализ: измерения и моделирование (10ч)
Воспитательный потенциал уроков: включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний,
налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
организация шефства, наставничества мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам
социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;
инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых
исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык
генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей,
навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения;
использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского
поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных
ситуаций для обсуждения в классе
10 Предмет макроэкономики. Основные макроэкономические проблемы.
Агрегирование.
11 Макроэкономические агенты и макроэкономические рынки. Кругооборот
расходов и доходов.
12 Понятие системы национальных счетов.
13 Совокупный спрос и совокупное предложение, ценовые и неценовые факторы.
Классическая модель.
14 Кейнсианская макроэкономическая модель. Макроэкономическое равновесие
1
1
1
1
1
15 Валовой внутренний продукт (ВВП) и валовой национальный продукт.
Добавленная стоимость.
1
16 ВВП на душу населения. Национальный доход, личный доход, располагаемый
доход.
17 Методы измерения ВВП по расходам и по доходам. Проблемы расчета ВВП
(ВНП).
18 Номинальные и реальные экономические показатели. Номинальный и
реальный ВВП.
19 Индекс потребительских цен (ИПЦ) и дефлятор ВВП.
Деньги и основы денежной политики (7ч)
1
1
1
1
Воспитательный потенциал уроков: включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний,
налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
организация шефства, наставничества мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам
социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;
инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых
исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык
генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей,
навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения;
использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского
поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных
ситуаций для обсуждения в классе
Индекс потребительских цен (ИПЦ) и дефлятор ВВП.
Закон денежного обращения. Уравнение обмена Фишера.
Банки. История банковского дела.
Операции коммерческих банков. Российские коммерческие банки. Банковская
система.
24 Центральный банк и его функции. Кредитные деньги. Обязательные резервы.
Кредитная эмиссия. Депозитный мультипликатор.
25 Банковские резервы и кредитные возможности. Решение тестов и задач.
26 Монетарная политика. «Дорогие» и «дешевые» деньги. Инструменты
монетарной политики.
Инфляция, безработица (6ч)
20
21
22
23
1
1
1
1
1
1
1
Воспитательный потенциал уроков: включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний,
налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
организация шефства, наставничества мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам
социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;
инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых
исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык
генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей,
навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения;
использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского
поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных
ситуаций для обсуждения в классе
Инфляция: понятие, виды и причины.
Инфляция спроса и инфляция предложения. Дефляция. Решение тестов.
Потребительская корзина. Индекс цен, покупательная способность денег.
Инфляционная спираль. Последствия и издержки инфляции.
Антиинфляционная политика.
31 Безработица. Полная занятость и потенциальный ВВП. Закон Оукена.
Безработные, занятые.
32 Уровень безработицы. Меры по снижению безработицы. Государственная
политика поддержки занятости.
27
28
29
30
1
1
1
1
1
1
Макроэкономическая динамика (5ч)
Воспитательный потенциал уроков: побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со
старшими (учителями) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально
значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней
отношения;
,
использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного гражданского
поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных
ситуаций для обсуждения в классе; применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных, деловых, ситуационных игр,
стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения
конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми
33 Понятие экономического роста. Темп экономического роста.
34 Источники экономического роста. Экстенсивный и интенсивный рост
35 Экономическое и общественное развитие. Порочный круг бедности. Индекс
человеческого развития.
36 Экономические циклы. Типы экономических циклов.
37 Классические среднесрочные циклы деловой активности. Причины
экономических циклов.
Современная международная экономика (7ч)
1
1
1
1
1
Воспитательный потенциал уроков: побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со
старшими (учителями) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально
значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней
отношения;
,
использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного гражданского
поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных
ситуаций для обсуждения в классе; применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных, деловых, ситуационных игр,
стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения
конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми
38 Специализация и разделение труда. Обмен и взаимозависимость. Абсолютное и
сравнительное преимущество в международной торговле.
39 Протекционизм: цели и средства. Импортные тарифы. Нетарифные барьеры.
Экспортные субсидии.
40 Свободная торговля. Всемирная торговая организация (ВТО). Россия и ВТО.
Региональная интеграция.
41 Спрос и предложение на рынке валют. Формирование валютного курса.
Факторы, определяющие валютные курсы.
42 Валютные риски. Валютные системы. Валютные кризисы.
43 Платежный баланс. Понятие глобализации, ее выгоды и риски. Краткая
1
1
1
1
1
1
характеристика основных глобальных проблем. Взаимосвязь глобальных
проблем.
44 Развитые и развивающиеся страны. Наиболее актуальные для России
глобальные проблемы. Устойчивое развитие.
Предпринимательство и предприниматель (12ч)
1
Воспитательный потенциал уроков: побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со
старшими (учителями) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально
значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней
отношения;
,
использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного гражданского
поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных
ситуаций для обсуждения в классе; применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных, деловых, ситуационных игр,
стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения
конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми
45 Коммерция и бизнес. Понятия предпринимательства и предпринимателя. Виды
1
предпринимательства.
46 Эволюция взглядов на предпринимательство. Роль предпринимательства в
1
экономике.
47 Характеристика предпринимателя. Склонность к риску. Мотивы
1
предпринимателя.
48 Предприниматель и фирма. Внутрифирменное предпринимательство.
1
49 Бизнес- план. Понятие бизнес-плана, его основные разделы. Планирование.
1
50 Бизнес- план. Понятие бизнес-плана, его основные разделы.
1
51 Менеджмент. Понятия менеджмента и менеджера. Организационная структура.
1
52 Принципы менеджмента. Механизмы координации. Организация
1
производства.
53 Управление персоналом. Мотивация и контроль.
1
1
54 Понятие маркетинга. История и эволюция маркетинга
1
55 Поведение покупателей на рынке. Сегментация рынка.
1
56 Жизненный цикл товара. Реклама. Качество. Стимулирование сбыта.
Краткая экономическая история России. Особенности и перспективы экономики
современной России (6ч)
Воспитательный потенциал уроков: побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со
старшими (учителями) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально
значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней
отношения;
использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного,
гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для
решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе; применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных,
деловых, ситуационных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дискуссий, которые дают учащимся возможность
приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и
взаимодействию с другими детьми;
инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых
исследовательских проектов.
57 Особенности исторического развития России. Факторный взгляд на историю.
58 Зарождение рыночной экономики. Петровские реформы. Отмена крепостного
права.
59 Расцвет российского капитализма. Столыпинские преобразования.
60 Социализм. Догоняющая модернизация.
61 Экономические реформы конца XX – начала XXI века.
62 Программы экономического развития. Уровень конкурентноспособности.
Принципы институционализма.
1
1
1
1
1
1
63 Резерв учебного времени (6 ч)
68