ПРИЛОЖЕНИЕ № 16
к ООП СОО
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
ПРАВО
(углубленный уровень)
(в соответствии с ФГОС СОО-2012 (в редакции приказа
Минпросвещения России от 11 декабря 2020 г. N 712)
и ФОП СОО)
Тавда, 2023
1. СОДЕРЖАНИЕ учебного предмета «ПРАВО»
10 КЛАСС (68 ч)
Тема 1. РОЛЬ ПРАВА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА (6 ч)
Система юридических наук. Юридические профессии: адвокат, нотариус, судья. Значение изучения
права. Теории происхождения права. Закономерности возникновения права. Право в объективном и
субъективном смысле. Основные принципы права. Право и основные теории его понимания. Нормы
права. Функции права. Система регулирования общественных отношений. Социальные нормы. Место
права в системе социального регулирования общества. Механизм правового регулирования.
Презумпции и аксиомы права. Законные интересы. Эффективность права.
Понятие права и его признаки. Система права. Система российского права. Предмет и метод правового
регулирования. Понятие, структура и виды правовых норм. Классификация норм права. Способы
изложения норм права в нормативных правовых актах.
Правотворчество. Принципы и виды
правотворчества. Законодательный процесс: субъекты законодательной инициативы, стадии
законодательного процесса в Российской Федерации. Юридическая техника. Формы (источники) права.
Нормативный правовой акт. Виды нормативно правовых актов. Действие нормативно-правовых актов
по времени, в пространстве и по кругу лиц. Систематизация нормативных правовых актов. Понятие
реализации права и ее формы. Общие правила применения права. Толкование права. Способы и виды
толкования права. Правоприменительная практика. Пробелы в праве. Аналогия права и аналогия закона.
Тема 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРАВА КАК СИСТЕМЫ (12 ч)
Понятие права и его признаки. Система права. Система российского права. Предмет и метод правового
регулирования. Понятие, структура и виды правовых норм. Классификация норм права. Способы
изложения норм права в нормативных правовых актах. Правотворчество. Принципы и виды
правотворчества.
Законодательный процесс: субъекты законодательной инициативы, стадии
законодательного процесса в Российской Федерации. Юридическая техника. Формы (источники) права.
Нормативный правовой акт. Виды нормативно правовых актов. Действие нормативно-правовых актов
по времени, в пространстве и по кругу лиц. Систематизация нормативных правовых актов. Понятие
реализации права и ее формы. Общие правила применения права. Толкование права. Способы и виды
толкования права. Правоприменительная практика. Пробелы в праве. Аналогия права и аналогия
закона.
Тема 3. ПРАВООТНОШЕНИЯ И ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА (13 ч)
Правоотношения. Юридические факты как основание правоотношений. Субъекты и объекты
правоотношений. Виды и структура правоотношений. Правоспособность, дееспособность,
деликтоспособность. Правоотношения. Поведение людей в мире права. Правомерное поведение.
Правонарушение, его состав, признаки. Виды правонарушений. Юридический конфликт. Гарантии
законности и правопорядка. Юридическая ответственность. Функции юридической ответственности.
Принципы юридической ответственности.
Виды юридической ответственности. Основания
освобождения от юридической ответственности. Презумпция невиновности.
Обстоятельства,
исключающие преступность деяния. Право и личность. Понятие правосознания. Правовая психология.
Правовая идеология. Виды правосознания. Правовая культура. Правовой нигилизм. Правовое
воспитание. Понятие правовой системы общества. Правовые системы (семьи) современности.
Особенности правовой системы в России. Понятие коррупции и коррупционных правонарушений.
Опасность коррупции для гражданина, общества и государства. Антикоррупционные меры,
принимаемые на государственном уровне.
Тема 4. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО (25 ч)
Право и государство. Понятие государства и его признаки. Подходы к пониманию государства. Теории
происхождения государства. Признаки государства. Теории сущности государства. Внутренние и
внешние функции государства. Формы государства: формы правления, формы государственного
устройства, политический режим. Монархия и республика как формы правления. Формы
государственного устройства: унитарные и федеративные государства. Конфедерация. Политический
режим: демократический, антидемократический. Государственный механизм, его структура и
принципы. Государственный орган и его признаки. Система органов государственной власти РФ.
Президент Российской Федерации: правовой статус, функции и полномочия. Виды парламентов.
Федеральное Собрание Российской Федерации: структура, полномочия и функции. Правительство
Российской Федерации: порядок формирования, области деятельности, структура. Система органов
местного самоуправления. Принципы местного самоуправления. Сферы деятельности органов местного
самоуправления. Правовое государство и его сущность. Эволюция представлений о правовом
государстве. Гражданское общество. Признаки правового государства. Основы правового государства.
Основы конституционного права. Виды конституций. Конституция Российской Федерации – основной
закон государства. Источники конституционного права РФ. Основы конституционного строя России.
Форма государственного устройства РФ. Гражданство Российской Федерации. Основания
приобретения, принципы и основания прекращения российского гражданства. Права и свободы
гражданина РФ. Уполномоченный по правам человека. Конституционные обязанности гражданина РФ.
Воинская обязанность и право на альтернативную гражданскую службу. Права и обязанности
налогоплательщиков. Избирательная право и избирательный процесс в РФ. Виды и особенности
избирательных систем. Избирательный процесс, его стадии. Референдум. Выборы.
Тема 5. ПРАВОСУДИЕ И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ (10 ч)
Защита прав человека в государстве. Правоохранительные органы, их виды и полномочия. Структура
судебной системы РФ. Демократические принципы судопроизводства. Конституционное, гражданское,
арбитражное, уголовное судопроизводство.
Конституционный суд Российской Федерации.
Конституционное судопроизводство. Суды общей юрисдикции. Верховный Суд РФ. Мировые суды.
Порядок осуществления правосудия в судах общей юрисдикции. Предмет, источники и принципы
гражданского процессуального права. Стадии гражданского процесса.
Арбитражные суды.
Арбитражное процессуальное право. Система и функции правоохранительных органов РФ. Система
органов внутренних дел. Прокуратура и ее деятельность. Органы Федеральной службы безопасности
Российской Федерации
ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ И КОНТРОЛЬ (2 Ч)
11 класс (68 часов)
ТЕМА 1. ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО (21 Ч)
Гражданское право как отрасль российского права: предмет, метод, источники, принципы. Виды
гражданско-правовых отношений. Субъекты и объекты гражданско-правовых отношений. Физические
лица. Признаки и виды юридических лиц. Гражданская право- и дееспособность. Сделки и
представительство. Виды и формы сделок. Условия недействительности сделок. Реституция.
Обязательственное право. Понятие и сущность гражданско-правового договора. Порядок заключения
договора: оферта и акцепт. Виды договоров. Право собственности. Виды правомочий собственника.
Формы собственности. Право на результаты интеллектуальной деятельности: авторские и смежные
права, патентное право, ноу-хау. Общая собственность и порядок защиты права собственности. Защита
неимущественных прав. Гражданско-правовая ответственность и формы защиты гражданских прав.
Непреодолимая сила. Предпринимательство и предпринимательское право. Государство как субъект
экономических отношений. Правовые средства государственного регулирования экономики.
Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности. Правовое регулирование защиты
предпринимательской деятельности и прав предпринимателей. Права потребителей и их защита.
Наследование. Завещание. Страхование и его виды.
ТЕМА 2. СЕМЕЙНОЕ ПРАВО (5 Ч)
Семейные правоотношения. Предмет, метод, источники и принципы семейного права. Семья и брак.
Правовое регулирование отношений супругов. Условия вступления в брак. Порядок регистрации и
расторжения брака. Брачный договор. Права и обязанности членов семьи. Лишение родительских прав.
Ответственность родителей по воспитанию детей. Формы воспитания детей, оставшихся без попечения
родителей. Усыновление. Опека и попечительство. Приемная семья.
ТЕМА 3. ЖИЛИЩНОЕ ПРАВО (2 Ч)
Жилищные правоотношения. Реализация гражданами права на жильё.
ТЕМА 4. ТРУДОВОЕ ПРАВО (7 Ч)
Источники трудового права. Участники трудовых правоотношений: работник и работодатель. Порядок
приема на работу. Трудовой договор: признаки, виды, порядок заключения и прекращения. Порядок
взаимоотношений работников и работодателей. Права и обязанности работника. Заработная плата.
Рабочее время и время отдыха. Сверхурочная работа. Виды времени отдыха. Особенности правового
регулирования труда несовершеннолетних. Трудовые споры, порядок их рассмотрения и дисциплинарная
ответственность. Защита трудовых прав. Льготы, гарантии и компенсации, предусмотренные трудовым
законодательством. Правовые основы социальной защиты и обеспечения.
ТЕМА 5. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО И АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПРОЦЕСС. (5 Ч)
Источники и субъекты административного права. Метод административного регулирования.
Административные правоотношения. Признаки и виды административного правонарушения.
Административная ответственность, ее основания. Административные наказания. Производство по
делам об административных правонарушениях. Органы и способы рассмотрения административных
споров. Особенности судебного производства по делам об административных правонарушениях.
ТЕМА 6. УГОЛОВНОЕ ПРАВО И УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС (8 Ч)
Понятие и сущность уголовного права. Принципы и источники уголовного права. Понятие
преступления. Признаки и состав преступления. Основные виды преступлений. Уголовная
ответственность. Виды наказаний в уголовном праве. Действие уголовного закона. Уголовная
ответственность несовершеннолетних. Принципы и субъекты уголовного судопроизводства.
Особенности процессуальных действий с участием несовершеннолетних. Стадии уголовного процесса.
Меры процессуального принуждения. Суд присяжных заседателей.
ТЕМА 7. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В РАЗЛИЧНЫХ СФЕРАХ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ
(10 Ч)
Пенсионная система и страхование. Финансовое право. Правовое регулирование банковской
деятельности. Структура банковской системы РФ. Права и обязанности вкладчиков. Источники
налогового права. Субъекты и объекты налоговых правоотношений. Права и обязанности
налогоплательщика. Финансовый аудит. Виды налогов. Налоговые правонарушения. Ответственность за
уклонение от уплаты налогов. Экологическое право. Право на благоприятную окружающую среду и
способы его защиты. Экологические правонарушения и ответственность за причинение вреда
окружающей среде. Образовательное право. Права и обязанности участников образовательного процесса.
Основные юридические профессии: судьи, прокуроры, следователи, адвокаты, нотариусы. Особенности
профессиональной деятельности юриста.
ТЕМА 8. МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО (6 Ч)
Международное право как основа взаимоотношений государств, его основные принципы и источники.
Субъекты международного права. Международно-правовое признание. Права человека: сущность,
структура, история. Классификация прав человека. Право на благоприятную окружающую среду.
Нарушения прав человека. Международные договоры о защите прав человека. Международная система
защиты прав человека в рамках Организации Объединенных Наций. Региональная система защиты прав
человека. Рассмотрение жалоб в Европейском суде по правам человека. Права ребенка. Мирное
разрешение международных споров. Международный договор. Источники и основания международно-
правовой ответственности. Международная защита прав человека в условиях военного времени.
Источники и принципы международного гуманитарного права. Международный Комитет Красного
Креста. Участники вооруженных конфликтов: комбатанты и некомбатанты. Защита жертв войны. Защита
гражданских объектов и культурных ценностей. Запрещенные средства и методы ведения военных
действий.
ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ (1 Ч)
ИТОГОВЫЙ УРОК (1Ч)
РЕЗЕРВ (2Ч)
2. Планируемые результаты изучения учебного предмета
«Право»
Личностные результаты
воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства
ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее
многонационального народа России, уважения к государственным символам (герб, флаг,гимн);
формирование гражданской позиции как активного и ответственного члена российского общества,
осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок,
обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные
национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
готовность к служению Отечеству, его защите;
сформированность мировоззрения, соответствующего сов- ременному уровню развития правовой
науки и практики, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в
поликультурном мире;
сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими
ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной,
творческой и ответственной деятельности;
толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести
диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать
для их достижения;
навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной,
общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
нравственное сознание и поведение на основе усвоения об-щечеловеческих ценностей;
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей
жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной
профессиональной и общественной деятельности;
осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов;
отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных,
общественных, государственных, общенациональных проблем;
сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических
процессов на состояние природной и социальной среды;
ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной
жизни.
Метапредметные результаты
Умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности;
самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все
возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности;
выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать
позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности,
навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов
решения практических задач,применению различных методов познания;
готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности,
включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и
интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении
когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики,
техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения с
учётом гражданских и нравственных ценностей;
владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения,
использовать адекватные языковые средства;
владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и
мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых
познавательных задач и средств их достижения.
Предметные результаты
На базовом уровне
Сформированность представлений о понятии государства,его функциях, механизме и формах;
владение знаниями о понятии права, источниках и нормах права, законности, правоотношениях;
владение знаниями о правонарушениях и юридическойответственности;
сформированность представлений о Конституции РФ как основном законе государства, владение
знаниями об основах правового статуса личности в Российской Федерации;
сформированность общих представлений о разных видах судопроизводства, правилах применения
права, разрешения конфликтов правовыми способами;
сформированность основ правового мышления;
сформированность знаний об основах административного,гражданского, трудового, уголовного права;
понимание юридической деятельности; ознакомление со спецификой основных юридических
профессий;
сформированность умений применять правовые знаниядля оценивания конкретных правовых норм с
точки зрения их соответствия законодательству Российской Федерации;
сформированность навыков самостоятельного поискаправовой информации, умений использовать
результатыв конкретных жизненных ситуациях.
На углублённом уровне
Требования к предметным результатам освоения углублён ного курса права включают требования к
результатам освоения базового курса, а также дополнительно отражают:
сформированность представлений о роли и значении права как важнейшего социального регулятора
и элемента культуры общества;
владение знаниями об основных правовых принципах, действующих в демократическом обществе;
сформированность представлений о системе и структуре права, правоотношениях, правонарушениях
и юридической ответственности;
владение знаниями о российской правовой системе, особенностях её развития;
сформированность представлений о конституционном, гражданском, арбитражном, уголовном видах
судопроизводства, правилах применения права, разрешения конфликтов правовыми способами;
правового мышления и способности различать соответствующие виды
сформированность
правоотношений, правонарушений, юридической ответственности, применяемых санкций, способов
восстановления нарушенных прав;
сформированность знаний об общих принципах и нормах, регулирующих государственное
устройство Российской Федерации, конституционный статус государственной власти и систему
конституционных прав и свобод в Российской Федерации, механизмы реализации и защиты прав
граждан и юридических лиц;
понимание юридической деятельности как формы реализации права; ознакомление со спецификой
основных юридических профессий;
сформированность умений применять правовые знаниядля оценивания конкретных правовых норм с
точки зрения их соответствия законодательству Российской Федерации, выработки и
доказательной аргументации собственной позиции в конкретных правовых ситуациях с
использованием нормативных актов.
В результате изучения права на углубленном уровне выпускник научится:
– выделять содержание различных теорий происхождения государства;
– сравнивать различные формы государства;
– приводить примеры различных элементов государственного механизма и их место в общей
структуре;
– соотносить основные черты гражданского общества и правового государства;
– применять знания о принципах, источниках, нормах, институтах и отраслях права, необходимых
для ориентации в российском нормативно-правовом материале, для эффективной реализации своих
прав и законных интересов;
– оценивать роль и значение права как важного социального регулятора и элемента культуры
общества;
– сравнивать и выделять особенности и достоинства различных правовых систем (семей);
– проводить сравнительный анализ правовых норм с другими социальными нормами, выявлять их
соотношение, взаимосвязь и взаимовлияние;
– характеризовать особенности системы российского права;
– различать формы реализации права;
– выявлять зависимость уровня правосознания от уровня правовой культуры;
– оценивать собственный возможный вклад в становление и развитие правопорядка и законности в
Российской Федерации;
– различать соответствующие виды правоотношений, правонарушений, юридической
ответственности, применяемых санкций, способов восстановления нарушенных прав;
– выявлять общественную опасность коррупции для гражданина, общества и государства;
– целостно анализировать принципы и нормы, регулирующие государственное устройство
Российской Федерации, конституционный статус государственной власти и систему конституционных
прав и свобод в Российской Федерации, механизмы реализации и защиты прав граждан и юридических
лиц в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации;
– сравнивать воинскую обязанность и альтернативную гражданскую службу;
– оценивать роль Уполномоченного по правам человека Российской Федерации в механизме
защиты прав человека и гражданина в Российской Федерации;
– характеризовать систему органов государственной власти Российской Федерации в их единстве и
системном взаимодействии;
– характеризовать правовой статус Президента Российской Федерации, выделять его основные
функции и объяснять их внутри- и внешнеполитическое значение;
– дифференцировать функции Совета Федерации и Государственной Думы Российской
Федерации;
– характеризовать Правительство Российской Федерации как главный орган исполнительной
власти в государстве; раскрывать порядок формирования и структуру Правительства Российской
Федерации;
– характеризовать судебную систему и систему правоохранительных органов Российской
Федерации;
– характеризовать этапы законодательного процесса и субъектов законодательной инициативы;
– выделять особенности избирательного процесса в Российской Федерации;
– характеризовать систему органов местного самоуправления как одну из основ конституционного
строя Российской Федерации;
– определять место международного права в отраслевой системе права; характеризовать субъектов
международного права;
– различать способы мирного разрешения споров;
– оценивать социальную значимость соблюдения прав человека;
– сравнивать механизмы универсального и регионального сотрудничества и контроля в области
международной защиты прав человека;
– дифференцировать участников вооруженных конфликтов;
– различать защиту жертв войны и защиту гражданских объектов и культурных ценностей;
называть виды запрещенных средств и методов ведения военных действий;
– выделять структурные элементы системы российского законодательства;
– анализировать различные гражданско-правовые явления, юридические факты и правоотношения
в сфере гражданского права;
– проводить сравнительный анализ организационно-правовых форм предпринимательской
деятельности, выявлять их преимущества и недостатки;
– целостно описывать порядок заключения гражданско-правового договора;
– различать формы наследования;
– различать виды и формы сделок в Российской Федерации;
– выявлять способы защиты гражданских прав; характеризовать особенности защиты прав на
результаты интеллектуальной деятельности;
– анализировать условия вступления в брак, характеризовать порядок и условия регистрации и
расторжения брака;
– различать формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей;
– выделять права и обязанности членов семьи;
– характеризовать трудовое право как одну из ведущих отраслей российского права, определять
правовой статус участников трудовых правоотношений;
– проводить сравнительный анализ гражданско-правового и трудового договоров;
– различать рабочее время и время отдыха, разрешать трудовые споры правовыми способами;
– дифференцировать уголовные и административные правонарушения и наказание за них;
– проводить сравнительный анализ уголовного и административного видов ответственности;
иллюстрировать примерами порядок и условия привлечения к уголовной и административной
ответственности несовершеннолетних;
– целостно описывать структуру банковской системы Российской Федерации;
– в практических ситуациях определять применимость налогового права Российской Федерации;
выделять объекты и субъекты налоговых правоотношений;
– соотносить виды налоговых правонарушений с ответственностью за их совершение;
– применять нормы жилищного законодательства в процессе осуществления своего права на
жилище;
– дифференцировать права и обязанности участников образовательного процесса;
– проводить сравнительный анализ конституционного, гражданского, арбитражного, уголовного и
административного видов судопроизводства, грамотно применять правовые нормы для разрешения
конфликтов правовыми способами;
– давать на примерах квалификацию возникающих в сфере процессуального права
правоотношений;
– применять правовые знания для аргументации собственной позиции в конкретных правовых
ситуациях с использованием нормативных актов;
– выявлять особенности и специфику различных юридических профессий.
Выпускник на углубленном уровне получит возможность научиться:
– проводить сравнительный анализ различных теорий государства и права;
– дифференцировать теории сущности государства по источнику государственной власти;
– сравнивать достоинства и недостатки различных видов и способов толкования права;
– оценивать тенденции развития государства и права на современном этапе;
– понимать необходимость правового воспитания и противодействия правовому нигилизму;
– классифицировать виды конституций по форме выражения, по субъектам принятия, по порядку
принятия и изменения;
– толковать государственно-правовые явления и процессы;
– проводить сравнительный анализ особенностей российской правовой системы и правовых
систем других государств;
– различать принципы и виды правотворчества;
– описывать этапы становления парламентаризма в России;
– сравнивать различные виды избирательных систем;
– анализировать с точки зрения международного права проблемы, возникающие в современных
международных отношениях;
– анализировать институт международно-правового признания;
– выявлять особенности международно-правовой ответственности;
– выделять основные международно-правовые акты, регулирующие отношения государств в
рамках международного гуманитарного права;
– оценивать роль неправительственных организаций в деятельности по защите прав человека в
условиях военного времени;
– формулировать особенности страхования в Российской Федерации, различать виды страхования;
– различать опеку и попечительство;
– находить наиболее оптимальные варианты разрешения правовых споров, возникающих в
процессе трудовой деятельности;
– определять применимость норм финансового права в конкретной правовой ситуации;
– характеризовать аудит как деятельность по проведению проверки финансовой отчетности;
– определять судебную компетенцию, стратегию и тактику ведения процесса.
Тематическое планирование, в том числе с учётом рабочей программы воспитания с
указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
УМК учащихся: Певцова Е.А. Право. Основы правовой культуры. Учебник для 10класса
общеобразовательных организаций. Базовый и углубленный уровни. В 2 ч.Ч.1. М.: Русское слово, 2019.
УМК учителя: Певцова Е.А. Право. Основы правовой культуры. Учебник для 10 класса
общеобразовательных организаций. Базовый и углубленный уровни. В 2 ч. Ч.2. М.: Русское слово, 2019.
10 класс (68ч.)
Тема урока
Тема 1. Роль права в жизни человека и общества.
Воспитательный потенциал уроков: установление доверительных отношений
между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию
учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к
обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;
Кол-во
часов
6
побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения,
правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (обучающимися),
принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках
явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой
информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего
мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Система юридических наук. Юридические профессии: адвокат, нотариус, судья.
Значение изучения права.
Теории происхождения права. Закономерности возникновения права. Право в
объективном и субъективном смысле.
Основные принципы права. Право и основные теории его понимания. Нормы
права. Функции права
Система регулирования общественных отношений. Социальные нормы. Место
права в системе социального регулирования общества.
Механизм правового регулирования. Презумпции и аксиомы права. Законные
интересы. Эффективность права.
Повторительно-обобщающий урок по теме «Роль права в жизни человека и
общества».
Тема 2. Теоретические основы права как системы.
Воспитательный потенциал уроков: установление доверительных отношений
между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию
учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к
обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;
побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения,
1
1
1
1
1
1
12
правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (обучающимися),
принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках
явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой
информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего
мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения
7.
8
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
Понятие права и его признаки. Система права. Система российского права.
Предмет и метод правового регулирования.
Понятие, структура и виды правовых норм.
Классификация норм права. Способы изложения норм права в нормативных
правовых актах.
Правотворчество. Принципы и виды правотворчества.
Законодательный процесс: субъекты законодательной инициативы, стадии
законодательного процесса в Российской Федерации. Юридическая техника.
Формы (источники) права.
Нормативный правовой акт. Виды нормативно правовых актов.
Действие нормативно-правовых актов по времени, в пространстве и по кругу лиц.
Систематизация нормативных правовых актов.
Понятие реализации права и ее формы. Общие правила применения права.
Толкование права. Способы и виды толкования права. Правоприменительная
практика.
Пробелы в праве. Аналогия права и аналогия закона.
Тестирование по теме «Теоретические основы права как системы»
Тема 3. Правоотношения и правовая культура.
Воспитательный
потенциал
уроков:
использование
воспитательных
возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям
примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и
добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для
решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных,
деловых, ситуационных игр, стимулирующих познавательную мотивацию
школьников; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт
ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые
учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми
Правоотношения. Юридические факты как основание правоотношений. Субъекты
и объекты правоотношений.
Виды и структура правоотношений. Правоспособность, дееспособность,
деликтоспособность.
Правоотношения. Поведение людей в мире права. Правомерное поведение.
Правонарушение, его состав, признаки. Виды правонарушений. Юридический
конфликт. Гарантии законности и правопорядка.
Юридическая ответственность. Функции юридической ответственности. Принципы
юридической ответственности.
Виды юридической ответственности. Основания освобождения от юридической
ответственности. Презумпция невиновности.
Обстоятельства, исключающие преступность деяния. Разбор и решение
практических задач.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
13
1
1
1
1
1
1
1
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42
43
44.
45.
46.
47.
48.
Право и личность. Понятие правосознания. Правовая психология. Правовая
идеология.
Виды правосознания. Правовая культура. Правовой нигилизм. Правовое
воспитание.
Понятие правовой системы общества. Правовые системы (семьи) современности.
Особенности правовой системы в России
Понятие коррупции и коррупционных правонарушений. Опасность коррупции для
гражданина, общества и государства. Антикоррупционные меры, принимаемые на
государственном уровне.
Урок повторения темы «Правоотношения и правовая культура». Работа с
документами по теме.
Контрольная работа по теме «Правоотношения и правовая культура»
Тема 4. Государство и право
Воспитательный
потенциал
уроков:
использование
воспитательных
возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям
примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и
добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для
решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных,
деловых, ситуационных игр, стимулирующих познавательную мотивацию
школьников; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт
ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые
учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми
Право и государство. Понятие государства и его признаки. Подходы к пониманию
государства.
Теории происхождения государства.
Признаки государства.
Теории сущности государства. Внутренние и внешние функции государства.
Формы государства: формы правления, формы государственного устройства,
политический режим
Монархия и республика как формы правления.
Формы государственного устройства: унитарные и федеративные государства.
Конфедерация.
Политический режим: демократический, антидемократический.
Государственный механизм, его структура и принципы. Государственный орган и
его признаки.
Система органов государственной власти РФ. Президент Российской Федерации:
правовой статус, функции и полномочия
Виды парламентов. Федеральное Собрание Российской Федерации: структура,
полномочия и функции.
Правительство
Российской Федерации: порядок формирования, области
деятельности, структура
Система органов местного самоуправления. Принципы местного самоуправления.
Сферы деятельности органов местного самоуправления.
Правовое государство и его сущность. Эволюция представлений о правовом
государстве. Гражданское общество.
Признаки правового государства. Основы правового государства.
Основы конституционного права. Виды конституций. Конституция Российской
Федерации – основной закон государства. Источники конституционного права РФ.
Основы конституционного строя России. Форма государственного устройства РФ.
1
1
1
1
1
1
25
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
Гражданство Российской Федерации. Основания приобретения, принципы и
основания прекращения российского гражданства.
Права и свободы гражданина РФ. Уполномоченный по правам человека.
Конституционные обязанности гражданина РФ. Воинская обязанность и право на
альтернативную гражданскую службу.
Права и обязанности налогоплательщиков.
Избирательная право и избирательный процесс в РФ. Виды и особенности
избирательных систем .
Избирательный процесс, его стадии. Референдум. Выборы
Урок повторения темы «Государство и право». Разбор и решение практических
задач.
Зачет по теме «Государство и право»
Тема 5. Правосудие и правоохранительные органы
Воспитательный потенциал уроков: привлечение внимания школьников к
ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с
получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее
обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки
своего к ней отношения;
1
1
1
1
1
1
1
1
10
использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета
через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения,
проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих
текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в
классе;
57.
58.
59.
60.
61
62.
63.
64.
65.
66.
67.
68
применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных,
деловых, ситуационных игр, стимулирующих познавательную мотивацию
школьников; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт
ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые
учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;
Защита прав человека в государстве. Правоохранительные органы, их виды и
полномочия.
Структура судебной системы РФ. Демократические принципы судопроизводства.
Конституционное, гражданское, арбитражное, уголовное судопроизводство.
Конституционный
суд
Российской
Федерации.
Конституционное
судопроизводство.
Суды общей юрисдикции. Верховный Суд РФ. Мировые суды. Порядок
осуществления правосудия в судах общей юрисдикции.
Предмет, источники и принципы гражданского процессуального права. Стадии
гражданского процесса.
Арбитражные суды. Арбитражное процессуальное право
Система и функции правоохранительных органов РФ. Система органов внутренних
дел.
Прокуратура и ее деятельность.
Органы Федеральной службы безопасности Российской Федерации.
Урок повторения темы « Правосудие и правоохранительные органы».
Решение практических задач по курсу права 10 класса.
Итоговое повторение по курсу права 10 класса.
11 класс (68 часов)
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
УМК учащихся: Певцова Е.А. Право. Основы правовой культуры. Учебник для 11класса
общеобразовательных организаций. Базовый и углубленный уровни. В 2 ч. Ч.1.М.: Русское слово, 2019.
УМК учителя: Певцова Е.А. Право. Основы правовой культуры. Учебник для 11класса
общеобразовательных организаций. Базовый и углубленный уровни. В 2 ч.Ч.2. М.: Русское слово, 2019.
№ п/п
Тема урока
Кол-во
часов
Гражданское право
Воспитательный потенциал уроков: привлечение внимания школьников к
ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с
получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее
обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к
ней отношения;
21
использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через
демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления
человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения,
задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных,
деловых, ситуационных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников;
дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения
конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат
школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;
инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках
реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст
школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической
проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного
отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык
публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей
точки зрения.
1
4
Гражданское право как отрасль российского права: предмет, метод, источники,
принципы. Виды гражданско-правовых отношений
Субъекты и объекты гражданско-правовых отношений. Физические лица. Признаки и
виды юридических лиц. Гражданская право- и дееспособность.
Сделки и представительство. Виды и формы сделок. Условия недействительности
сделок. Реституция
Обязательственное право
5
Практикум по теме «Обязательственное право»
1
6
Понятие и сущность гражданско-правового договора. Порядок заключения договора:
оферта и акцепт.
Виды договоров
Право собственности. Виды правомочий собственника. Формы собственности
1
1
2
3
7
8
1
1
1
1
1
Право на результаты интеллектуальной деятельности: авторские и смежные права,
патентное право, ноу-хау.
Общая собственность и порядок защиты права собственности. Защита
неимущественных прав
Практикум по теме «Общая собственность и порядок защиты права собственности.
Защита неимущественных прав»
Гражданско-правовая ответственность и формы защиты гражданских прав.
Непреодолимая сила.
Практикум по теме «Гражданско-правовая ответственность и способы защиты
гражданских прав»
1
14
15
16
Предпринимательство и предпринимательское право
Государство как субъект экономических отношений.
Правовые средства государственного регулирования экономики
1
1
1
17
Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности
1
18
Правовое регулирование защиты
предпринимателей
Права потребителей и их защита
9
10
11
12
13
19
20
21
предпринимательской
деятельности
и
прав
Наследование. Завещание. Страхование и его виды.
Контрольная работа по теме «Гражданское право»
Семейное право
Воспитательный потенциал уроков: привлечение внимания школьников к
ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с
получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее
обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к
ней отношения;
1
1
1
1
1
1
1
1
5ч
использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через
демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления
человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения,
задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных,
деловых, ситуационных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников;
дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения
конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат
школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;
инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках
реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст
школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической
проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного
отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык
публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей
точки зрения.
22
Семейные правоотношения. Предмет, метод, источники и принципы семейного права.
1
Семья и брак.
23
24
25
26
Правовое регулирование отношений супругов. Условия вступления в брак. Порядок
регистрации и расторжения брака. Брачный договор
Права и обязанности членов семьи. Лишение родительских прав. Ответственность
родителей по воспитанию детей.
Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей. Усыновление. Опека и
попечительство. Приемная семья.
Практикум по теме «Семейное право».
1
Жилищное право
2ч
1
1
1
Воспитательный потенциал уроков: привлечение внимания школьников к
ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с
получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее
обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к
ней отношения;
использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через
демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления
человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения,
задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных,
деловых, ситуационных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников;
дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения
конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат
школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;
инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках
реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст
школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической
проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного
отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык
публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей
точки зрения.
27
28
Жилищные правоотношения. Реализация гражданами прав на жилье
Практикум по теме «Жилищные правоотношения»
1
1
Трудовое право
Воспитательный потенциал уроков: привлечение внимания школьников к
ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с
получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее
обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к
ней отношения;
7ч
использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через
демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления
человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения,
задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных,
деловых, ситуационных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников;
дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения
конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат
школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;
инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках
реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст
школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической
проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного
отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык
публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей
точки зрения.
29
30
31
32
33
34
35
Источники трудового права. Участники трудовых правоотношений: работник и
работодатель. Порядок приема на работу. Трудовой договор: признаки, виды, порядок
заключения и прекращения.
Порядок взаимоотношений работников и работодателей. Права и обязанности
работника. Заработная плата.
Рабочее время и время отдыха. Сверхурочная работа. Виды времени отдыха.
Особенности правового регулирования труда несовершеннолетних.
Трудовые споры, порядок их рассмотрения и дисциплинарная ответственность. Защита
трудовых прав
Льготы, гарантии и компенсации, предусмотренные трудовым законодательством.
Правовые основы социальной защиты и обеспечения
Тестирование по теме «Трудовое право»
1
Административное право и административный процесс
Воспитательный потенциал уроков: привлечение внимания школьников к
ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с
получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее
обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к
ней отношения;
5ч
использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через
демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления
человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения,
1
1
1
1
1
1
задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных,
деловых, ситуационных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников;
дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения
конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат
школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;
инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках
реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст
школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической
проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного
отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык
публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей
точки зрения.
36
37
38
39
40
Источники и субъекты административного права. Метод административного
регулирования
Административные правоотношения. Признаки и виды административного
правонарушения
Административная ответственность, ее основания. Административные наказания
Производство по делам об административных правонарушениях. Органы и способы
рассмотрения административных споров. Особенности судебного производства по делам
об административных правонарушениях.
Практикум по теме «Административное право и административный процесс»
Уголовное право и уголовный процесс
Воспитательный потенциал уроков: привлечение внимания школьников к
ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с
получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее
обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к
ней отношения;
использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через
демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления
человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения,
задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных,
деловых, ситуационных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников;
дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения
конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат
школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;
инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках
реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст
школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической
проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного
отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык
публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей
1
1
1
1
1
8ч
точки зрения.
41
42
43
44
Понятие и сущность уголовного права. Принципы и источники уголовного права.
Понятие преступления. Признаки и состав преступления.
Основные виды преступлений
Уголовная ответственность. Виды наказаний в уголовном праве.
1
1
1
1
45
Действие уголовного закона. Уголовная ответственность несовершеннолетних
1
46
Принципы и субъекты уголовного судопроизводства. Особенности процессуальных
действий с участием несовершеннолетних.
1
47
Стадии уголовного процесса. Меры процессуального принуждения. Суд присяжных
заседателей.
Практикум «Решение задач по уголовному праву»
1
Правовое регулирование в различных сферах
общественной жизни
Воспитательный потенциал уроков: привлечение внимания школьников к
ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с
получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее
обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к
ней отношения;
10ч
48
1
использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через
демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления
человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения,
задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных,
деловых, ситуационных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников;
дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения
конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат
школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;
инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках
реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст
школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической
проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного
отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык
публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей
точки зрения.
49
Пенсионная система и страхование.
1
50
Финансовое право. Правовое регулирование банковской деятельности. Структура
банковской системы РФ. Права и обязанности вкладчиков.
Источники налогового права. Субъекты и объекты налоговых правоотношений. Права и
обязанности налогоплательщика.
Финансовый аудит. Виды налогов. Налоговые правонарушения. Ответственность за
1
51
52
1
1
54
уклонение от уплаты налогов
Экологическое право. Право на благоприятную окружающую среду и способы его
защиты. Экологические правонарушения и ответственность за причинение вреда
окружающей среде.
Образовательное право. Права и обязанности участников образовательного процесса.
55
Практикум по теме «Правовое регулирование отношений в области образования »
1
56
Основные юридические профессии: судьи, прокуроры, следователи, адвокаты,
нотариусы. Особенности профессиональной деятельности юриста.
Практикум по теме «Профессиональное юридическое образование. Юридические
профессии».
1
Урок обобщения «Правовое регулирование в различных сферах общественной
жизни»
Международное право
Воспитательный потенциал уроков: привлечение внимания школьников к
ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с
получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее
обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к
ней отношения;
1
53
57
58
1
1
1
6ч
использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через
демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления
человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения,
задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных,
деловых, ситуационных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников;
дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения
конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат
школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;
инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках
реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст
школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической
проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного
отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык
публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей
точки зрения.
59
60
61
Международное право как основа взаимоотношений государств, его основные
принципы и источники. Субъекты международного права. Международно-правовое
признание.
Права человека: сущность, структура, история. Классификация прав человека. Право на
благоприятную окружающую среду. Нарушения прав человека. Международные
договоры о защите прав человека.
Международная система защиты прав человека в рамках Организации Объединенных
Наций. Региональная система защиты прав человека. Рассмотрение жалоб в
Европейском суде по правам человека.
1
1
1
62
63
Права ребенка. Мирное разрешение международных споров. Международный договор.
Источники и основания международно-правовой ответственности
Международная защита прав человека в условиях военного времени. Источники и
принципы международного гуманитарного права. Международный Комитет
Красного Креста. Участники вооруженных конфликтов: комбатанты и некомбатанты.
1
1
1
65
Защита жертв войны. Защита гражданских объектов и культурных ценностей.
Запрещенные средства и методы ведения военных действий.
Практикум по теме «Международное право»
66
Итоговый урок по курсу права 11 класса
1
64
67-68 Резервное время (1 урок – решение практических задач по теме «Гражданское право», 2
урок – практикум по теме «Создание локальных актов образовательного учреждения»)
1
2