ПРИЛОЖЕНИЕ № 20
к ООП СОО
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТНОГО РОСТА
(базовый уровень)
(в соответствии с ФГОС СОО-2012 (в редакции приказа
Минпросвещения России от 11 декабря 2020 г. N 712)
и ФОП СОО)
Тавда, 2023
1. Планируемые результаты изучения курса «Психология личностного роста»
Благодаря стройной системе психологических уроков в сознании учащихся
закладывается жизненно важная установка: «Сила человека находится в нем самом: в его
разуме, воле, решимости, творческом системном мышлении, способном к организации
себя и окружающих». Немаловажную роль играют уроки психологии в укреплении
общего психологического здоровья детей, снятии стрессов, формировании нравственной
культуры, цивилизованных норм и правил поведения.
Учебно-познавательные умения:
Умение составить план ответа;
Участвовать в дискуссии, вести полемику;
Высказывать свое мнение, задавать уточняющие вопросы;
Умение доказывать;
Пользоваться научным языком;
Моделировать.
Логические общеучебные умения и навыки
Определение причинно-следственной зависимости;
Установление существенных и несущественных свойств объектов (понятий);
Приведение контраргументов для неверных утверждений;
Формулирование выводов по результатам анализа.
Умения и навыки организации учебного процесса
Умения планировать, контролировать и оценивать учебную работу;
Самооценка уровня овладения учебным материалом;
Формулирование главной мысли, содержащейся в тексте;
Умение пользоваться предметным и именным указателями, оглавлениями.
Культура устной и письменной речи
Выступление с докладом на заданную тему;
Рецензирование текста или выступления;
Составление конспекта прочитанного текста или прослушанного выступления, лекции, доклада;
Составление реферата на определенную тему по нескольким литературным
источникам;
Умение общаться и находить общий язык с окружающими;
Формировать собственную оценку.
Специальные умения и навыки
Распознавания эмоционального состояния людей;
Использование в общении различных речевых средств;
Анализ проявления психологических защит в поведении человека;
Преодоления барьеров в общении;
Конструктивно реагировать на негативные эмоции партнеров;
Умение строить отношения с окружающими;
Умение быть толерантным;
Способность к рефлексии и самосовершенствованию;
Выработка собственной личностной позиции;
Способность конструктивно строить взаимоотношения с окружающими;
Осознание возможности и необходимости быть субъектом общественной жизни.
2.СОДЕРЖАНИЕ КУРСА « Психология личностного роста»
Раздел 1. Введение. (1 ч.)
1. Предмет психологии. История развития и отрасли психологии.
Основные цели и задачи курса. Понятие «психология». Методы психологии: основные и
вспомогательные. Отрасли психологии
Раздел 2. Познавательные процессы, способности (7ч)
2. Внимание. Виды познавательных процессов. Определение внимания. Виды внимания.
Структура и характеристики внимания. Факторы, влияющие на произвольное внимание.
Нарушения внимания. Развитие внимания.
3. Воображение. Виды и функции воображения.
4. Память. Определение памяти, основные процессы и продуктивность памяти. Виды
памяти. Законы и механизмы запоминания, сохранения и забывания информации.
Условия, влияющие на запоминание. Мнемотехника.
5.Мышление. Что такое мышление. Виды мышления. Мыслительные операции. Пути
развития и активизации мышления
6-7 Способности. Интеллект. Понятие «способности». Виды способностей. Уровни
способностей. Измерение способностей. Понятие «Интеллект». Стороны интеллекта.
Коэффициент интеллекта. Развитие интеллектуальных способностей
8.Творческие способности. Креативность. Понятие «креативность». Параметры
креативности. Взаимосвязь между креативностью и интеллектом. Развитие креативности.
9. Мозг и психика. Межполушарная асимметрия мозга. Функции правого и левого
полушария. Влияние МПАМ на эмоциональную жизнь человека. Доминирование
полушарий.
Раздел 3. Личность (17 ч)
10.Индивид. Личность. Индивидуальность. Структура личности.
11.Психоаналитическая теория личности. З. Фрейд
12.Индивидуальная теория личности. А. Адлер
13.Бихевиоризм
14.Гуманистическая теория личности. А. Маслоу
15-16.Темперамент. Понятие «темперамент». Теории о темпераменте. Темперамент и
свойства нервной системы. Типы темперамента. Интроверсия и экстраверсия.
17-18. Характер. Понятие «характер». Условия формирования характера. Акцентуации
характера. Типы акцентуаций характера.
19.Самосознание. "Я -концепция".Структура и функции самосознания. Понятие «Яконцепции»
20.Самоотношение. Значение самоуважения, чувства собственного достоинства для
жизнедеятельности человека.
21.Эмоции и чувства. Определения «эмоция» и «чувство». Формы переживания чувств.
Виды эмоций
22.Любовь. Экология любви. Любовь в жизни человека.
23.Разные стороны чувства любви.Модели любви. Характер отношений.
24.Дружба.Феномен дружбы.
Раздел 4. Саморегуляция (4 ч).
25.Стресс. Определение «стресса» и «дистресса». Фазы развития стресса. Влияние стресса
на организм человека.
26.Саморегуляция. Как справиться со стрессом. Виды методов саморегуляции.
27.Профилактика аддиктивного поведения. Понятие «аддиктивное поведение». Стадии
формирования аддиктивного поведения. Возникновение и развитие зависимостей. Умение
сказать «нет».
28.Позитивное мышление. Определение «позитивное мышление». Приемы развития
навыков позитивного мышления.
Раздел 5. Возрастная психология (5 ч.)
29-31.Психологические особенности развития ребенка. Ранний и младший школьный
возраст. Общие вопросы возрастной психологии.
32.Подростковый возраст. Психологические и физиологические особенности
подросткового возраста.
33-34.Юность. Психологические и физиологические особенности юношеского возраста.
3.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УЧЁТОМ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
ВОСПИТАНИЯ
№
Тема
Количеств
о часов
Воспитательный потенциал урока
Раздел 1 Введение
1
Предмет
психологии,
история развития,
отрасли
психологии.
1
Умение высказывать свое мнение, задавать
уточняющие вопросы
Раздел 2 Познавательные процессы, способности.
2
Внимание
(лекция)
3
1
1
Внимание
(практикум)
4
Память (лекция)
5
Память
(практикум)
6
Мышление
(лекция)
Самооценка уровня овладения учебным
материалом;
1
Высказывать свое мнение, задавать
уточняющие вопросы
1
Самооценка уровня овладения учебным
материалом;
Интеллект.
Творческие
способности.
Креативность.
Применение дискуссий, которые дают
учащимся возможность приобрести опыт
ведения конструктивного диалога; групповой
работы, работы в парах, которые учат
школьников
командной
работе
и
взаимодействию с другими детьми;
1
Мышление
(практикум).
7
Самооценка уровня овладения учебным
материалом;
1
Применение дискуссий, которые дают
учащимся возможность приобрести опыт
ведения конструктивного диалога; групповой
работы, работы в парах, которые учат
школьников
командной
работе
и
взаимодействию с другими детьми;
Умение участвовать в дискуссии, вести
полемику;
8
Мозг и психика.
Межполушарная
асимметрия
Определение причинно-следственной
зависимости;
1
Установление существенных и
несущественных свойств объектов (понятий)
Раздел 3 Личность.
9
Личность.
1
Определение причинно-следственной
зависимости;
Побуждение школьников соблюдать на уроке
общепринятые нормы поведения, правила
общения со старшими (учителями) и
сверстниками (обучающимися), принципы
учебной дисциплины и самоорганизации.
10
Психоаналитическа
я теория личности
1
Формулирование выводов по результатам
анализа.
(З. Фрейд).
11
Индивидуальная
теория личности (А.
Адлер).
1
Формулирование выводов по результатам
анализа.
12
Бихевиоризм.
1
Формулирование выводов по результатам
анализа.
13
Гуманистическая
теория личности (А.
Маслоу).
1
Формулирование выводов по результатам
анализа.
14
Темперамент
(лекция)
1
Самооценка уровня овладения учебным
материалом;
Темперамент
(практикум).
1
16
Характер
1
17
Самопознание «Я концепция».
1
Формулирование выводов по результатам
анализа
18
Самоотношение.
1
Приведение контраргументов для неверных
утверждений
19
Эмоции и чувства
1
Распознавания эмоционального состояния
15
Применение дискуссий, которые дают
учащимся возможность приобрести опыт
ведения конструктивного диалога; групповой
работы, работы в парах, которые учат
школьников
командной
работе
и
взаимодействию с другими детьми;
Установление существенных и
несущественных свойств объектов (понятий)
20
(лекция)
людей;
Эмоции и чувства
(практикум).
1
Установление доверительных отношений
между
учителем
и
его
учениками,
способствующих привлечению их внимания
к обсуждаемой на уроке информации,
активизации
их
познавательной
деятельности;»
21
Любовь.
1
Умение строить отношения с окружающими
22
Экология любви.
1
Умение строить отношения с окружающими
23
Дружба.
1
Умение строить отношения с окружающими
Раздел 4 Саморегуляция
Стресс.
24
1
Высказывать свое мнение, задавать
уточняющие вопросы
25
Саморегуляция.
1
Умение владеть собой.
26
Обобщающий
урок
1
Установление доверительных отношений
между учителем и его учениками,
способствующих привлечению их внимания
к обсуждаемой на уроке информации,
активизации их познавательной деятельности
27
Профилактика
аддиктивного
поведения.
1
Приведение контраргументов для неверных
утверждений;
28
Позитивное
мышление.
1
Формирование собственной оценки;
Привлечение внимания школьников к
ценностному аспекту изучаемых на уроках
явлений,
организация
их
работы
с
получаемой на уроке социально значимой
информацией
–
инициирование
ее
обсуждения,
высказывания
учащимися
своего мнения по ее поводу, выработки
своего к ней отношения;
Раздел 5 Возрастная психология
29
.Психологические
особенности
развития ребенка.
1
Умение высказывать свое мнение, задавать
уточняющие вопросы
30
От рождения до
школы
1
Умение высказывать свое мнение, задавать
уточняющие вопросы
31
Подростковый
возраст.
1
Умение высказывать свое мнение, задавать
уточняющие вопросы
32
Юность
1
Умение высказывать свое мнение, задавать
уточняющие вопросы
33
Зачетный урок
1
Умение высказывать свое мнение, задавать
уточняющие вопросы
34
Закрепление.
Обобщение.
1
Умение высказывать свое мнение, задавать
уточняющие вопросы;
Привлечение внимания школьников к
ценностному аспекту изучаемых на уроках
явлений,
организация
их
работы
с
получаемой на уроке социально значимой
информацией
–
инициирование
ее
обсуждения,
высказывания
учащимися
своего мнения по ее поводу, выработки
своего к ней отношения;
Всего
34