Виртуальный школьный музей (ФГОС ООО, 7-9 классы)

ПРИЛОЖЕНИЕ № 28
к ООП ООО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
ВИРТУАЛЬНЫЙ ШКОЛЬНЫЙ МУЗЕЙ
(ФГОС ООО, 7-9 классы)

Тавда,2023

Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования
(далее — ФГОС ООО), ориентирована на обеспечение индивидуальных
потребностей обучающихся и направлена на достижение планируемых
результатов освоения Федеральной основной образовательной программы
основного общего образования с учётом выбора участниками
образовательных отношений курсов внеурочной деятельности. Это позволяет
обеспечить единство обязательных требований ФГОС ООО во всём
пространстве школьного образования: не только на уроке, но и за его
пределами. Актуальность реализации данной программы обусловлена
потребностью подростков в приобретении духовных и социальных качеств,
которые характеризуют школьника как личность, осознающую себя
человеком XXI века, путём приобретения ими важных навыков в области
обществознания и информатики. А это влечёт за собой необходимость в
педагогическом сопровождении школьников, в развитии мотивации
школьника к изучению теоретических и практических основ создания
виртуальных экспозиций, позволит педагогу реализовать эти актуальные для
личностного развития обучающегося задачи.
Сегодня каждому гражданину Российской Федерации необходимо владеть
набором универсальных навыков поэтому программа ориентирована на всех
школьников вне зависимости от профиля (направленности) предполагаемой
будущей профессии.

■
■
■
■
■
■
■

■
■

■

■

■
■

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Виртуальный школьный музей»
Целью курса является получение обучающимися знаний и навыков сбору
информации ,созданию экспозиции, ориентирование школьников в вопросах
истории свой школы, малой Родины и в нюансах профессии экскурсовод,
архивовед.
Задачи курса
формирование навыков проведения теоретических и практических занятий
по оформлению музейных экспозиций;
знакомство с некоторыми практическими навыками, необходимыми
каждомучеловеку;
изучение основ работы архивоведа, музейного работника;
воспитание высокой ответственности, чувства долга, морали, гуманизма,
чуткого и внимательного отношения к людям;
помощь в профессиональном самоопределении в области музейного дела,
поддержание интереса к профессии.
МЕСТО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Виртуальный
школьный музей» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Программа курса рассчитана на 34 часов на уровне основного общего
образования, в рамках которых предусмотрены такие формы работы, как
лекции, беседы, мастер-классы, практические занятия, решения
ситуационных задач, консультации педагога и психолога
ВЗАИМОСВЯЗЬ С ПРОГРАММОЙ ВОСПИТАНИЯ
Программа курса внеурочной деятельности разработана с учётом
рекомендаций Федеральной программы воспитания. Это позволяет на
практике соединить обучающую и воспитательную деятельность педагога,
ориентировать её не только на интеллектуальное, но и на нравственное,
социальное развитие обучающегося Это проявляется:
в приоритете личностных результатов реализации программы внеурочной
деятельности, нашедших своё отражение и конкретизацию в Федеральной
программе воспитания;
высокой
степени
самостоятельности
школьников
в
проектноисследовательской деятельности, что является важным компонентом
воспитания ответственного гражданина;
ориентации школьников на подчёркиваемую Федеральной программой
воспитания социальную значимость реализуемой ими деятельности;
в возможности комплектования разновозрастных групп для организации

деятельности обучающихся, воспитательное значение которых отмечается в
Федеральной программе воспитания;в интерактивных формах занятий для
обучающихся, обеспечивающих большую их вовлечённость в совместную с
педагогом и другими подростками деятельность и возможность образования
на её основе детско-взрослых общностей, ключевое значение которых для
воспитания подчёркивается Примерной программой воспитания .

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Виртуальный школьный
музей»
Данный курс характеризуется широким спектром воздействия на
целостное развитие личности. В число общечеловеческих ценностей,
определяющих содержательное наполнение, входят:
■ воспитание высоконравственных, ответственных, неравнодушных граждан,
мотивированных на сохранение исторических моментов в жизни школы,
малой Родины.
■ воспитание активной, мыслящей личности, способной бережно относиться
к истории своего народа,
■ развитие целеустремлённости и уверенности в себе, терпимого и
уважительного отношения к окружающим, готовности продуктивно
взаимодействовать в процессе коллективной деятельности, нести
ответственность за порученное дело и взятые обязательства
Индивидуально значимые ценностные ориентации учебного содержания
примерной рабочей программы связаны с направленностью на:
■ формирование знаний и навыков по основам документоведения;
■ профессиональное самоопределение
Личностные, метапредметные и предметные результаты
Настоящая Программа чётко ориентирована на выполнение требований,
устанавливаемых ФГОС к результатам освоения основной образовательной
программы (личностным, метапредметным и предметным), которые должны
демонстрировать выпускники по завершении обучения в основной школе
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты достигаются в единстве учебной и воспитательной
деятельности
в
соответствии
с
традиционными
российскими
социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в
российском обществе правилами и нормами поведения
Гражданское воспитание:
■ сформированность активной гражданской позиции обучающегося, готового
и способного применять принципы и правила безопасного поведения в
течение всей жизни;
■ воспитание гражданской идентичности: уважения к многонациональному

народу России, чувства ответственности перед другими людьми, гордости
за свой край;
■ формирование гражданской позиции активного и ответственного члена
российского общества, осознающего свои конституционные права и
обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством
собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные
национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические
ценности.
Патриотическое воспитание:
■ сформированность российской гражданской идентичности, уважения к
своему народу, памяти защитников Родины и боевым подвигам Героев
Отечества, гордости за свою Родину и Вооружённые силы Российской
Федерации, прошлое и настоящее многонационального народа России,
российской армии и флота;
■ готовность к служению Отечеству, его защите
Духовно-нравственное воспитание:
■ сформированность ценности безопасного поведения, осознанного и
ответственного отношения к личной безопасности, безопасности других
людей, общества и государства;
■ способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения,
готовность реализовать риск-ориентированное поведение, самостоятельно
и ответственно действовать в различных условиях жизнедеятельности по
снижению риска возникновения опасных ситуаций, перерастания их в
чрезвычайные ситуации, смягчению их последствий;
■ ответственное отношение к своим родителям, старшему поколению, семье,
культуре и традициям народов России, принятие идей волонтёрства и
добровольчества
Эстетическое воспитание:
■ эстетическое отношение к миру в сочетании с культурой безопасности
жизнедеятельности; понимание взаимозависимости успешности и
полноценного развития и безопасного поведения в повседневной жизни
Трудовое воспитание:
■ готовность к труду, осознание значимости трудовой деятельности для
развития личности, общества и государства, обеспечения национальной
безопасности;
■ готовность к осознанному и ответственному соблюдению требований
безопасности в процессе трудовой деятельности;
■ интерес к различным сферам профессиональной деятельности, включая
военно-профессиональную деятельность;
■ готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении
всей жизни
Экологическое воспитание:
■ сформированность экологической культуры, понимание влияния социальноэкономических процессов на состояние природной среды, осознание
глобального характера экологических проблем, их роли в обеспечении

безопасности личности, общества и государства
Ценности научного познания:
■ сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а
также различных форм общественного сознания, осознание своего места в
поликультурном мире;
■ понимание научно-практических основ курса внеурочной деятельности,
осознание его значения для безопасной и продуктивной жизнедеятельности
человека, общества и государства;
■
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты, формируемые в ходе изучения учебного
предмета история обществознание, должны отражать овладение
универсальными учебными действиями
Овладение универсальными познавательными действиями
Базовые логические действия:
■ устанавливать существенный признак или основания для обобщения,
сравнения и классификации событий и явлений определять цели действий
применительно к заданной (смоделированной) ситуации, моделировать
объекты (события, явления), анализировать их различные состояния для
решения познавательных задач, переносить приобретённые знания в
повседневную жизнь;
■ планировать и осуществлять учебные действия в условиях дефицита
информации, необходимой для решения стоящей задачи;
■ развивать творческое мышление при решении ситуационных задач
Базовые исследовательские действия:
■ владеть научной терминологией, ключевыми понятиями и методами в
области музейного дела;
■ владеть видами деятельности по приобретению нового знания, его
преобразованию и применению для решения различных учебных задач, в
том числе при разработке и защите проектных работ;
■ анализировать содержание учебных вопросов и заданий и выдвигать новые
идеи, самостоятельно выбирать оптимальный способ решения задач с
учётом установленных (обоснованных) критериев;
■ раскрывать проблемные вопросы, отражающие несоответствие между
реальным (заданным) и наиболее благоприятным состоянием объекта
(явления) в повседневной жизни;
■ критически оценивать полученные в ходе решения учебных задач
результаты, обосновывать предложения по их корректировке в новых
условиях;
■ характеризовать приобретённые знания и навыки, оценивать возможность
их реализации в реальных ситуациях;
■
использовать знания других предметных областей для решения
учебных задач; переносить приобретённые знания и навыки в повседневную
жизнь.

Работа с информацией:
■
владеть навыками самостоятельного поиска, сбора, обобщения и
анализа различных видов информации из источников разных типов при
обеспечении условий информационной безопасности личности;
■
создавать информационные блоки в различных форматах с учётом
характера решаемой учебной задачи; самостоятельно выбирать оптимальную
форму их представления;
■
оценивать достоверность, легитимность информации, её соответствие
правовым и морально-этическим нормам;
■
использовать средства информационных и коммуникационных
технологий в учебном процессе с соблюдением требований эргономики,
техники безопасности и гигиены
Овладение универсальными коммуникативными действиями
Общение:
■
осуществлять в ходе образовательной деятельности безопасную
коммуникацию, переносить принципы её организации в повседневную
жизнь;
■
распознавать вербальные и невербальные средства общения; понимать
значение социальных знаков; определять признаки деструктивного общения;
■
владеть приёмами безопасного межличностного и группового общения;
безопасно действовать по избеганию конфликтных ситуаций;
■
аргументированно, логично и ясно излагать свою точку зрения с
использованием языковых средств Совместная деятельность:
■
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной
работы в конкретной учебной ситуации;
■
ставить цели и организовывать совместную деятельность с учётом
общих интересов, мнений и возможностей каждого участника команды
(составлять план, распределять роли, принимать правила учебного
взаимодействия, обсуждать процесс и результат совместной работы,
договариваться о результатах);
■
оценивать свой вклад и вклад каждого участника команды в общий
результат по совместно разработанным критериям;
■ осуществлять
позитивное стратегическое поведение в различных
ситуациях; предлагать новые идеи, оценивать их с позиции новизны и
практической значимости; проявлять творчество и разумную инициативу.
Овладение универсальными регулятивными действиями
Самоорганизация:
■ ставить и формулировать собственные задачи в образовательной
деятельности и жизненных ситуациях;
■ самостоятельно выявлять проблемные вопросы, выбирать оптимальный
способ и составлять план их решения в конкретных условиях;
■ делать осознанный выбор в новой ситуации, аргументировать его; брать
ответственность за своё решение;
■ оценивать приобретённый опыт;
■ ; повышать образовательный и культурный уровень

Самоконтроль:
■ оценивать образовательные ситуации; предвидеть трудности, которые
могут возникнуть при их разрешении; вносить коррективы в свою
деятельность; контролировать соответствие результатов целям;
■ использовать приёмы рефлексии для анализа и оценки образовательной
ситуации, выбора оптимального решения
Принятие себя и других:
■ принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства, невозможность
контроля всего вокруг;
■ принимать мотивы и аргументы других при анализе и оценке
образовательной ситуации; признавать право на ошибку свою и чужую
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты характеризуют сформированность у обучающихся
активной жизненной позиции, осознанное понимание значимости личного и
группового безопасного поведения в интересах благополучия и устойчивого
развития личности, общества и государства. Приобретаемый опыт проявляется в понимании существующих проблем безопасности и способности
построения модели индивидуального и группового безопасного поведения в
повседневной жизни.
Обучающиеся должны знать: учащиеся получают первичные знания в
области музееведения, о роли музея в жизни человека, о музейной
экспозиции и фондовой работе в музее, знакомятся с основными
понятиями и музейными терминами, с музейными профессиями –
экскурсовод, научный сотрудник, хранитель. Происходит знакомство с
экспонатами школьного музея и экспозициями музея города
Знакомство с ведением краеведческой научно-исследовательской работой.
Вводятся новые музейные термины и понятия: «этикетаж», «реставрационная
работа» и др.
Продолжается знакомство с экспонатами школьного музея и экспозициями
других музеев области. Формируются УУД в работе с архивными
документами. Предлагается работа над творческими исследовательскими
проектами по темам:
1) «Моя семья – моя родословная». Эта работа имеет очень глубокий смысл.
Законы природы неотвратимы – старшие поколения уходят, но они не
исчезают совсем, если о них помнят потомки. Изучая историю своего рода,
ребята изучают и то время, в котором жили их предки и знакомятся со своей
малой Родиной.
2) «Наша школа». Эта тема способствует сохранению и укреплению
школьных традиций, формирует общественную активность гимназистов,
помогает им личностно раскрыться.
3) «Моя малая Родина». Исследовательская работа связана с изучением и
подбором материалов по прошлому родного города, местных
достопримечательностей, роли и участия жителей в литературе, истории,
культуре.

- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией,
использовать современные источники информации, в том числе материалы
на электронных носителях;
- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей
деятельности в различных формах (сообщение, презентация, реферат и др.);
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.Вводное занятие. Основные понятия и термины музееведения. (1 ч)
1) Рассказ о целях и задачах занятий по программе «Музейное дело»;
знакомство с основными понятиями и терминами в музейном деле (музей,
экспонат, выставка, экскурсия, экскурсовод), с правилами поведения в музее,
формирование представления о музейной профессии «экскурсовод».
2) Практическое задание: подготовка рассказа «Мой первый музей».
2.Что такое музей? Роль музея в жизни человека. (1 ч)
Раскрытие понятия «музей»; экскурсия в школьном музее, формирование
представления о
музейной профессии «научный сотрудник». История возникновения и
становление
музеев, их роль в жизни человека. Школьный музей: его структура и
направление.
2) Практическое задание: составление ассоциативного ряда к слову «музей»,
подготовка
рассказ: «Каким я вижу школьный музей».
3. Знакомство со школьным музеем (3 ч)
1) Школьный музей на современном этапе развития. Экспозиция музея, его
экспонаты.
2) Практическое задание: выполнение творческой работы «О чем могут
рассказать вещи в школьном музее»
4. Музеи Щелковского муниципального района (Тавдинский
краеведческий музей). (1 ч)
Музеи нашего города. Экспозиции музеев, их экспонаты.
Практическое задание: описание по схеме музейного экспоната, составление
таблицы.
5. Музеи страны (2 ч)
Государственный Дарвиновский музей, Оружейная палата, Государственный
музей «Эрмитаж».
1) Реальные и виртуальные экскурсии по крупнейшим музеям страны.
2) Практическое задание: описание по схеме музейного экспоната,
составление таблицы.
6. Фонды музея. (4 ч)
Раскрытие понятий «фонды музея», «изучение музейных фондов»,
«музейный предмет».
Формирование представления о музейной профессии «хранитель». Рассказ о
важности хранительской работы в музее.
Практическое задание: подготовка рассказа «Как живут экспонаты в музее»

7. Музейная экспозиция. (2 ч)
1) Обсуждение понятий «выставка», «музейная экспозиция»,
«экспозиционный материал», «подлинник», «копия», «коллекция».
2) Проведение познавательной игры «Волшебные вещи» в школьном музее.
8. Культурно-образовательная деятельность музея. (1 ч)
1) Культурно-образовательная деятельность музея и её основные формы.
9. Духовно-нравственное воспитание музеев. (2 ч)
Виртуальные экскурсии по основным религиозным центрам мира.
10. Виртуальная экскурсия по основным святым местам православной
религии. (1 ч)
монастыри и святыни России.
11. Виртуальная экскурсии по основным святым местам мусульманской
религии. (1 ч)Мекка, мечеть Аль-Хараам, Медина, Иерусалим,
мусульманские святыни на территории России.
12. Виртуальная экскурсии по основным святым местам буддизма. (2 ч)
Дерево Бодхи в Бихаре, город Капилаваст, Королевский дворец (Шанти
Ступа Раджхир), Сарнатх, святыебуддийские места в Бурятии.
13. Организация краеведческой работы. (5 ч)
1) Обсуждение понятий «краеведение», «краевед». Сформировать начальные
навыки в работе по индивидуальным краеведческим заданиям.
2) Практическое задание: выполнение самостоятельной творческой работы
по индивидуальным краеведческим заданиям «Родословное древо»,
«Семейные предания и реликвии», «Судьбы семьи в судьбе страны»,
«Семейный архив» и т.п.
14. Основы научно-исследовательской и поисковой деятельности
музея.(5 ч)
Работа над проектами:
1) Знакомство с основами научно-исследовательской и поисковой
деятельности в музее.
Ввести понятия «этнограф», «поисковая работа», «исследовательская
работа», «экспедиция». Формирование начальных навыков поисковой,
научно-исследовательской деятельности при выполнении индивидуальных
творческих заданий (совместно с
родителями) по проекту «Моя семья». Основная задача совместной работы с
родителями внедрить в жизнь семьи элементы музейной культуры, оказать
помощь в формировании семейных коллекций, домашних архивов, благодаря
чему могла бы воспитываться любовь к родному дому.
2) Практическое задание: выполнение творческих индивидуальных заданий
по темам: «Старая фотография», «Фотоальбом моей бабушки», «Старинный
предмет», «История моего рода», «Мой домашний музей», «Наши семейные
реликвии» и т.п.
15. Защита проектов (3 ч)
Подведение итогов обучения. Совместный анализ деятельности каждого
ученика.

Проверка знаний, умений и навыков. Организация выставки творческих
работ учащихся и защита проектов (показ презентаций, выступление с
докладом, проведение миниэкскурсии).

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Номер
пункта

Содержание материала

Кол-во
часов

Тема 1. Вводное занятие. Основные
понятия и термины музееведения

1

Тема 2. Что такое музей? Роль музея в
жизни человека

1

Тема 3. Знакомство со школьным
музеем
Тема 4. Музеи Тавдинского
городского округа

3

Тема 5. Музеи страны

2

Тема 6. Фонды музея

4

Тема 7. Музейная экспозиция
Тема 8. Культурно-образовательная
деятельность музея

2
1

Тема 9. Духовно-нравственное
воспитание музеев

2

1

Характеристика основных
видов деятельности ученика
(на уровне учебных действий)
Формирование представления о
музейной профессии
«экскурсовод».
Раскрытие понятия «музей»;
экскурсия в школьном музее,
формирование представления о
музейной профессии «научный
сотрудник».
Выставка.
Практическое задание: описание
по схеме музейного экспоната,
составление таблицы.
Практическое задание: описание
по схеме музейного экспоната,
составление таблицы.
Практическое задание:
подготовка рассказа «Как живут
экспонаты в музее».
Викторина «Волшебные вещи».
Формирование представления о
музейной профессии «научный
сотрудник».
Виртуальные экскурсии.

Тема 10. Виртуальная экскурсия по
основным святым местам
православной религии
Тема 11. Виртуальная экскурсии по
основным святым местам
мусульманской религии
Тема 12. Виртуальная экскурсии по
основным святым местам буддизма
Тема 13. Организация краеведческой
работы
Тема 14. Основы научноисследовательской и поисковой
деятельности музея
Тема 15. Защита проектов

1

Презентации, виртуальные
экскурсии.

1

Презентации, виртуальные
экскурсии.

2

Презентации, виртуальные
экскурсии.
Коллективные и индивидуальные
проекты.
Исследование и поиск.

5
5

3

Проектная деятельность.
Выставка.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».