ПРИЛОЖЕНИЕ № 35
к ООП ООО
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«ЯЗЫКОЗНАНИЕ ДЛЯ ВСЕХ»
(ФГОС ООО, 8 класс)
Тавда, 2023
1. Планируемые результаты
Предметом речевого общения может стать содержание любой учебной дисциплины,
поэтому знания и умения, полученные при изучении данного курса, должны
использоваться на всех предметах без исключения, а также в дальнейшем
профессиональном и личностном общении.
Знания, которыми должны овладеть учащиеся:
— ситуация общения, этико-психологические проблемы общения (говорящий и
слушающий, их взаимопонимание, цели в общении и т. д.); — особенности
монологического и диалогического общения;
— основные речеведческие понятия: речь, речевое произведение, речевая деятельность;
тема и предмет речи, основная мысль и основной тезис, основной тезис и
вспомогательные тезисы; «старое» и «новое» в речи;
— основы тезисно-аргументативной структуры речевого произведения, приемы
аргументации;
— зависимость выбора вида, типа и жанра речи от ситуации общения и авторского
замысла;
— композиционные особенности монологической и диалогической речи;
— языковые особенности оформления монологической и диалогической речи;
— основные технические приемы риторически грамотного исполнения речи;
— приемы эффективного слушания;
— основы риторического анализа различных видов и жанров речи;
— ориентирование в различных ситуациях общения;
— создание структурно-логической схемы речи;
— удержание основного тезиса на протяжении речи;
— композиционное выстраивание и языковое оформление речи в зависимости от
ситуации авторского замысла;
— создание монологических и диалогических речевых произведений в разных жанрах;
сообщение, устный доклад, реферат, деловая беседа, этикетная беседа на общие темы и
т. д.;
— практическое овладение приемами эффективного слушания;
— понимание и постановка ситуативно и содержательно необходимых вопросов;
— использование невербальных
средств общения для решения
коммуникативных
задач;
—
корректировка речи и поведения в
соответствии
с
ситуацией
общения,
— сопоставление цели и результатов работы.
В результате изучения предмета «Речь и культура общения» обучающийся должен
знать/понимать:
-компоненты ситуации речевого общения
-вербальные, невербальные средства общения
-сферы и виды общения
-виды речи (устная, письменная) и текста (монолог, диалог)
-типы речи (повествование, описание, рассуждение)
-виды речевой деятельности (говорение, слушание, письмо, чтение)
-виды слушания (рефлексивное, нерефлексивное) и чтение (ознакомительное,
подробное, аналитическое)
-текст как источник информации и как средство общения
-логические структуры текста, композиция текста
(тема, основная мысль, тезисы, аргументы, примеры,
вывод) -авторская позиция -культурно-речевые нормы
-речевой этикет.
2. Содержание учебного предмета
Общение и речь
Основные понятия риторики. Ситуация общения: Цели общения.
Коммуникативная (речевая) задача. Виды общения. Общение вербальное и
невербальное. Практическое использование жестов, мимики, поз, свойств голоса:
устойчивости, полетности. Общение официальное и неофициальное. Общение
контактное и дистантное. Коммуникативная помеха. Коммуникативный успех.
Коммуникативные неудачи. Причины коммуникативных ошибок. Речевая ситуация.
Текст. Этапы работы по созданию основного содержания текста в единстве его
риторических параметров. Типы текстов, смысловые модели. Особенности
описательных текстов. Смысловые модели, используемые в текстах-описаниях.
Особенности повествовательных текстов, смысловые модели, используемые в текстахповествованиях. Особенности повествовательных текстов, смысловые модели,
используемые в текстах-повествованиях. Особенности текстов-рассуждений.
Смысловые модели, используемые в текстах-рассуждениях.
Виды речевой деятельности.
Речь устная и письменная. Использование устной и письменной речи в
соответствии с ситуацией общения. Диалог и монолог. Речь внутренняя и внешняя.
Участие в диалоге. Выступление с монологической речью.
Виды речевой деятельности при работе с информацией. Говорение, слушание,
письмо, чтение. Овладение способами предъявления, восприятия и понимания
информации в устном диалоге. Практическое владение способами предъявления,
восприятия и понимания информации при работе с устным и письменным монологом.
Чтение как вид речевой деятельности. Виды чтения. Владение приёмами чтения
ознакомительного, медленного, чтения с пометками. Освоение приёмов осмысления
учебного текста.
Слушание как вид речевой деятельности. Установка на восприятие. Владение
способами и приёмами слушания (нерефлексивного, рефлексивного).
Вопросы и ответы на вопросы. Развёрнутый ответ.
Говорение и письмо как виды речевой деятельности.
Основы работы с текстом.
Текст и ситуация общения. Тема текста. Тематическое единство текста.
Основная мысль текста. Сохранение основной мысли. Микротема. Нахождение
микротем в тексте. Анализ средств связи: лексических, морфологических. Приёмы
строения текста и развития основной мысли. Предъявление авторской позиции в тексте.
Достижение адресности текста. Заголовок. План текста. Этапы создания текста:
изобретение, расположение, выражение.
Текст как источник и средство передачи информации. Информационные
структуры текста. Владение приёмами восприятия, понимания и интерпретации текста
в целях извлечения информации из текста. Способы подачи информации в зависимости
от предлагаемой ситуации и сферы общения. Модели разворачивания информации в
тексте. Понятие о коммуникативной успешности воздействующего текста. Творческое
конструирование, создание монологического текста. Выстраивание логических,
композиционных и выразительных структур текста. Анализ текста в информационносмысловом аспекте. Работа с текстом на основе его интерпретации.
Понятие первичного и вторичного текста. Основные виды переработки
текстовой информации. Сокращение текста. План. Виды анализа. Интерпретация
авторского текста на основе его анализа и создание собственных аналитических
(вторичных) текстов. Восприятие и понимание текста. Логические основы восприятия и
понимания текста.
Способы отбора информации на основе знания специфики её источников,
оснований доверия и возможностей практического использования. Основные навыки
пользования Интернетом как источником информации.
Основные источники информации о регионе, способы работы с ними. Основания
отбора информации, необходимой для решения практических задач. Поиск
информации, обеспечивающей успешную адаптацию к условиям проживания в
регионе.
Коммуникативные цели и типы речи
Общая характеристика описательного текста. Смысловые модели описательного
текста (топы «определение», «целое – части», «свойства», «сопоставление»»).
Особенности использования смысловых моделей в тексте. расположение материала в
описании. Оформление описательного текста. Способы выражения авторской позиции.
Общая характеристика
повествовательного текста (топы «место», «время»,
«обстоятельства»). Особенности использования смысловых моделей в тексте.
Расположение материала в повествовании. Оформление повествовательного текста.
Роль риторических фигур, способы выражения авторской позиции. Общая
характеристика текста-рассуждения. Основная мысль (тезис) в рассуждении.
Рассуждения-объяснения и рассуждения-доказательства. Смысловые модели текстарассуждения (топы «причина – следствие», «пример – свидетельства»). Структура
аргументации.
Особенности
текстов-рассуждений.
Изобретение
содержания
рассуждения. Основная коммуникативная цель текста-рассуждения. Основная мысль
(тезис) в рассуждении. Особенности формулировки ОМ, предъявления и удержания её.
Доводы в рассуждении. Понятие «довод»; различия между «тезисом» и «доводом».
Виды доводов. Использование доводов в текстах различных стилей. Смысловые модели
(топы) в рассуждении. Смысловые модели «причина», «следствие», «пример»,
«свидетельство». Использование топов «причина» и «следствие» для четкой и точной
аргументации и обоснованных выводов и оценок. Взаимодействие топов «причина» и
«следствие», веерный и цепной виды смысловой модели «причина – следствие».
Необходимость использования топов «пример», «свидетельства» в связи с
общериторическими принципами конкретности и близости. Примеры реальные и
выдуманные. Сочетание рациональности и эмоциональности при подборе топов
«пример» и «свидетельство». Особенности сохранения темы и «нового» в тексте при
использовании топов «пример», «свидетельство». Использование различных
смысловых моделей на уровне аргументации в качестве доводов. Система смысловых
моделей (логограф) как основа для создания убедительной речи.
Расположение материала в убеждающем тексте. Вступление в тексте рассуждении.
Приемы композиционной организации рассуждения:
дедуктивный и индуктивный способы расположения материала, восьмичастная и
трехчастная структура текста, основные способы аргументации. Основная часть
рассуждения. Классическая (восьмичастная) структура рассуждения (строгой хрией):
приступ, парафразис, причина, противное, подобие, пример, свидетельство,
заключение. Способы сохранения основной мысли. Оформление текста-рассуждения.
Речевые средства выражения авторского эмоционального отношения к содержанию
текста и авторской нравственной позиции (средства эмоциональной и рациональной
оценки).Способы выражения авторской позиции. Способы диалогизации речи.
Заключение в рассуждении. Изменение последовательности частей рассуждения в
зависимости от ситуации общения.
Исполнение убеждающей речи. Личность говорящего и эффективность речи.
Владение ресурсами голоса, жестами. Логические ударения, паузы, эмоциональная
окраска голоса, темп речи. Правильное выстраивание отношений между участниками в
процессе общения.
Общение как взаимодействие говорящего и слушающего.
Стили речи.
Функциональные разновидности языка: разговорная речь, функциональные
стили литературного языка (научный, публицистический, официально-деловой), язык
художественной литературы. Основные сферы общения. Функциональные задачи речи:
передача информации, общение, воздействие на читателя (слушателя). Освоение
основных способов воздействия на читателя (слушателя): с помощью логических
аргументов, ярких фактов, с помощью художественных образов.
Интонационные, лексические и синтаксические особенности текстов разных
стилей.
Взаимосвязи таких характеристик текста как функциональный стиль (определяет
соотношение эмоционального и рационального в тексте) и тип речи (определяет этапы
и способы развития авторской мысли): описание, повествование, рассуждение в разных
стилях (сферах общения). Различия в процессе создания. Различная степень
воздействия описаний, повествований и рассуждений, предназначенных для разных
сфер общения и имеющих различные стилистические характеристики. Средства
выразительности в тексте.
Выбор средств выразительности в зависимости от ситуации общения, авторских
целей, принадлежности текста к типу речи, функциональному стилю и требований
сферы общения.
Выразительные средства устной речи, их использование в собственной устной
речи. Обоснование своего отношения к сленгу, просторечиям как стилистически
сниженным средствам выразительности.
Фактологическая полнота и точность информации, наличие терминов, низкая
степень эмоциональности как специфические черты научных и деловых текстов.
Научно-популярный текст и средства его выразительности. Средства выразительности
публицистических текстов: образная и экспрессивная лексика, стилистический
контраст, использование риторических фигур и тропов. Тропы и риторические фигуры
в описаниях, повествованиях и рассуждениях, принадлежащих к различным
функциональным стилям языка. Осознанный выбор средств выразительности на этапе
оформления текста. Речевые жанры.
Понятие речевого жанра. Учёт взаимосвязей жанра, авторской цели, способов
речевого воздействия, типа речи, логических структур текста, функционального стиля,
сферы и ситуации общения. Общее представление об основных жанрах разных стилей.
Жанры представления, комплимента, письма, дневниковых записей. Устный рассказ на
заданную тему. Непринуждённая беседа. Спор, дискуссия, полемика (особенности
жанра).
Информационные газетные жанры: хроника, заметка, репортаж, портретный
очерк, проблемная статья.
Деловые жанры. Заявление, протокол, отчёт о работе.
Научные жанры: устный ответ, создание сообщения/доклада, конспекта,
рецензии, реферат, научно-исследовательский проект. Языковые нормы в речи.
Нормы,
обеспечивающие
правильность
в
речи
(орфоэпические,
акцентологические, словообразовательные, лексические, грамматические). Их
использование в собственной речи и этически корректная оценка в речи собеседника.
Нормы, обеспечивающие коммуникативную целесообразность речи (точность
словоупотребления, богатство и выразительность, ясность, стилистическая
корректность). Их использование и самооценка в собственной речи (устной,
письменной) и оценка в речи (устной, письменной) партнёра по общению. Осознанный
выбор нормы. Приёмы выбора коммуникативно-целесообразных языковых/речевых
средств, обеспечивающих выразительность текста и соблюдение культурно-речевых
норм в тексте: ясность, точность, выразительность, богатство речи. Речевой этикет.
Нормативно ориентированный характер этикетных ситуаций общения:
этикетная ситуация общения, этикетный жанр и этапы его развёртывания, этикетная
формула, этикетная ошибка, этикетная роль, этикетный сигнал, правила речевого и
неречевого этикета, выбор этикетной темы беседы.
Исторические и национальные особенности этикета.
Анализ этикетной ситуации как речевого события: учёт психологического
состояния партнёра, места и времени общения, искренности намерений и целей
собеседника и своих собственных, соотносимости речевых и этикетно-речевых средств
реализации этих намерений и целей, возможности соблюдения собственно этикетных
характеристик ситуации. Этикетные правила, причины возможного нарушения
этикетных правил.
3.Тематическое планирование
8 класс (34 часа)
№
тема
содержание
Повторение изученного в V-VII классах (6 час.)
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Основные понятия риторики
Основные понятия риторики. Речевая
ситуация. Текст.
Основы создания ситуативно уместного текста Этапы работы по созданию основного
содержания текста в единстве его
риторических параметров. Типы текстов,
смысловые модели.
Особенности текстов-описаний
Типы текстов. Особенности описательных
текстов. Смысловые модели, используемые
в текстах-описаниях.
Особенности повествовательных текстов
Типы
текстов.
Особенности
повествовательных текстов, смысловые
модели,
используемые
в
текстахповествованиях.
Самостоятельная работа (анализ текстов)
Этапы работы по созданию основного
содержания текста в единстве его
риторических параметров. Типы текстов,
смысловые модели.
Самостоятельная работа (анализ текстов)
Этапы работы по созданию основного
содержания текста в единстве его
риторических параметров. Типы текстов,
смысловые модели.
Изобретение содержания рассуждения. (13 час.)
7.
Общая характеристика текста-рассуждения
8.
Основная мысль (тезис) в рассуждении
9.
Основная мысль (тезис) в рассуждении
10.
Доводы в рассуждении
11.
Доводы в рассуждении
Типы текстов. Рассуждения-объяснения и
рассуждения-доказательства. Особенности
текстов-рассуждений.
Изобретение содержания рассуждения.
Основная коммуникативная цель
текста-рассуждения. Тезис. Особенности
формулировки
ОМ,
предъявления
и
удержания её.
Основная коммуникативная цель текстарассуждения. Рассужденияобъяснения и
рассуждения-доказательства. Особенности
формулировки ОМ, предъявления и
удержания её.
Понятие
«довод»;
различия
между
«тезисом» и «доводом». Виды доводов;
использование доводов в текстах различных
стилей.
Понятие
«довод»;
различия
между
«тезисом» и «доводом». Виды доводов;
использование доводов в текстах различных
стилей.
12.
Доводы в рассуждении
13.
Смысловые модели (топы) в рассуждении
14.
Смысловые модели «пример», «свидетельство»
15.
Сочетание рациональности и эмоциональности
при подборе примеров и свидетельств
16.
Использование различных смысловых моделей
в рассуждении
17.
Использование различных смысловых моделей
в рассуждении
18.
Система смысловых моделей (логограф) как
основа для создания текста рассуждения
Понятие
«довод»;
различия
между
«тезисом» и «доводом». Виды доводов;
использование доводов в текстах различных
стилей.
Смысловые
модели
«причина»,
«следствие», «пример», «свидетельства»,
помогающие
развить
ОМ
текстарассуждения,
обозначить
авторскую
позицию в соотнесении с предполагаемой
сферой общения, в которой текст уместен.
Использование
топов
«причина»
и
«следствие» в сфере общения, требующей
четкой
и точной аргументации
и
обоснованных
выводов
и
оценок.
Взаимодействие топов «причина» и
«следствие», веерный и цепной виды
смысловой модели «причина – следствие».
Необходимость
использования
топов
«пример», «свидетельства» в связи с
общериторическими
принципами
конкретности и близости. Примеры
реальные и выдуманные.
Особенности сохранения темы и «нового» в
тексте при использовании топа «примерсвидетельства».
Использование
различных
смысловых
моделей на уровне аргументации в качестве
доводов.
Использование
различных
смысловых
моделей на уровне аргументации в качестве
доводов.
Система смысловых моделей (логограф) как
основа для создания убедительной речи.
19.
Система смысловых моделей (логограф) как
основа для создания текста рассуждения
Система смысловых моделей (логограф) как
основа для создания убедительной речи.
Расположение материала в убеждающем тексте (6 час.)
20.
Вступление в тексте рассуждении
21.
Вступление в тексте рассуждении
Приемы композиционной организации
рассуждения: дедуктивный и индуктивный
способы
расположения
материала,
восьмичастная и трехчастная структура
текста, основные способы аргументации.
Приемы
композиционной организации
рассуждения: дедуктивный
и
индуктивный
способы
расположения
материала, восьмичастная и трехчастная
структура текста, основные способы
аргументации.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
Основная часть рассуждения
Классическая (восьмичастная) структура
рассуждения (строгой хрией): приступ,
парафразис, причина, противное, подобие,
пример, свидетельство, заключение.
Основная часть рассуждения
Классическая (восьмичастная) структура
рассуждения (строгой хрией): приступ,
парафразис, причина, противное, подобие,
пример, свидетельство, заключение.
Основная часть рассуждения
Классическая (восьмичастная) структура
рассуждения (строгой хрией): приступ,
парафразис, причина, противное, подобие,
пример, свидетельство, заключение.
Заключение в рассуждении
Изменение последовательности частей
рассуждения в зависимости от ситуации
общения.
Оформление текста рассуждения (5 час.)
Риторические средства выразительности в
убеждающем тексте
Стилистические средства
оформления
рассуждения. Грамматические средства
оформления рассуждения; частотность
употребления различных частей речи в
рассуждении.
Риторические средства выразительности в
Стилистические средства
оформления
убеждающем тексте
рассуждения. Грамматические средства
оформления рассуждения; частотность
употребления различных частей речи в
рассуждении.
Риторические фигуры
Риторические
средства
оформления
рассуждения как способ придания речи
достоверности, убедительности.
Эмоциональность и выразительность
Лексические и синтаксические особенности
рассуждения в различных сферах общения
научного,
делового,
бытового,
публицистического и художественного
объяснения и доказательства.
Эмоциональность и выразительность
Лексические и синтаксические особенности
рассуждения в различных сферах общения
научного,
делового,
бытового,
публицистического и художественного
объяснения и доказательства.
Исполнение убеждающей речи (3 час.)
Личность говорящего и эффективность речи
Владение ресурсами голоса, жестами.
Логические
ударения,
паузы,
эмоциональная окраска голоса, темп речи.
Правильное
выстраивание
отношений
между участниками в процессе общения.
Личность говорящего и эффективность речи
Владение ресурсами голоса, жестами.
Логические
ударения,
паузы,
эмоциональная окраска голоса, темп речи.
Правильное выстраивание отношений
между участниками в процессе общения.
Взаимодействие говорящего и слушающего
Общение как взаимодействие говорящего и
слушающего.
Речевой этикет (1час.)
34.
Речевой этикет
Риторический анализ этикетной ситуации
общения: этикетная ситуация, этикетные
роли собеседников, этикетность темы
беседы. Этикетные правила, причины
возможного нарушения этикетных правил.