В мире химии (ФГОС ООО, 8-9 класс)

ПРИЛОЖЕНИЕ № 30
к ООП ООО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
В МИРЕ ХИМИИ
(ФГОС ООО, 8-9 классы)

Тавда, 2023

Пояснительная записка
Программа дополнительного образования «В мире химии»
естественнонаучной направленности рассчитана на 34 часа (1 час в неделю),
ориентирована на учащихся 8-9-х классов.
Человек использует тысячи возможных веществ, без которых
немыслима повседневная жизнь. Вместе с тем многие из этих веществ не
безопасны и при неумелом обращение с ними вместо пользы приносят вред,
как природе, так и человеку. В таких ситуациях только химические знания
могут обеспечить грамотное отношение к природе без нанесения ей ущерба.
Программа «В мире химии» представляет собой часть целостного процесса
естественнонаучного образования учащихся, реализует идею гуманизации
химического образования. Актуальность заключается в том, что программа
вырабатывает понимание общественной потребности в развитии химии, а
также формирует отношение к химии как к возможной области будущей
практической деятельности. Педагогическая целесообразность курса
заключается в том, что в процессе обучения создаются условия к
формированию у обучающихся целостной картины мира, воспитанию людей
творческих и конструктивно мыслящих, готовых к решению нестандартных
жизненных задач. На занятиях формируются умения безопасного обращения
с веществами, используемыми в повседневной жизни, закладываются нормы
здорового образа жизни. Программа направлена на дальнейшее развитие
принципа индивидуализации обучения.
Цель программы – формирование
познавательного
интереса,
экологического мышления учащихся через знакомство с научным методом
познания, организацию исследовательской деятельности в рамках
химического практикума, при решении практикоориентированных задач.
Задачи:
• формирование положительных мотивов творческой деятельности, а
также ознакомления учащихся с особенностями поиска решения
нестандартных задач;
• формирование практических навыков при проведении химического
эксперимента;
• развитие мышления, умения привлечь необходимые знания для
разрешения проблемной ситуации;
• развитие навыков коммуникативного общения при использовании
групповых форм работы,
• создание условий для социализации и профилизации учащихся,
формирования здорового образа жизни.
Содержание программы опирается на программу школьного курса
химии, но не дублирует его, а выводит за рамки учебной программы.
Сложность естественнонаучной картины мира требует использования
разнообразных методов ее изучения, выбора оптимального осознанного
способа решения химических, экологических, и технологических задач,
продолжительной и кропотливой работы, которую часто не удается
реализовать в рамках учебного плана даже профильного обучения.
Отличительная особенность программы – это возможность в расширенном

варианте изучать вопросы, решать задачи, связанные с практической
деятельностью человека. Приоритетная роль при изучении данного курса
отводится развитию следующих умений и навыков познавательной
деятельности:
-поиск и работа с разнообразными источниками информации;
-выделение фактов и доказательств;
-анализ необходимой информации с целью её достоверности;
-умение находить правильное решение.
Форма проведения занятий:
- вводные лекции по основам методологии решения задач;
- мозговой штурм;
- аукцион идей;
- семинары - практикумы: фронтальное решение задач, работа в группах;
- лабораторный практикум;
- химический эксперимент;
- деловые игры;
- рейтинговое тестирование;
- анкетирование учащихся.
Описание самостоятельной деятельности учащихся:
•
работа с литературой и другими источниками научной
информации;
•
наблюдение веществ и реакций;
•
решение типовых задач с трансформированным условием;
•
составление отчета по исследовательской работе;
•
подготовка
сообщения,
презентации,
выступлений
на
конференции;
•
лабораторный практикум.
Программа помогает учащимся осуществить осознанный выбор путей
продолжения образования, а также будущей профессиональной
деятельности. Межпредметные связи позволяют включать в процесс
обучения исторические факты, литературные образы и, что особенно важно,
обобщения, сформулированные при изучении тем различных учебных
дисциплин. В свою очередь, подготовка учащихся по данной программе
вносит свой вклад в формируемые у ребят при изучении учебных предметов
знания и представления о мире и человеке, о способах познания и изменения
действительности, а также в выработку универсальных учебных действий.
Требования к результатам обучения и освоения курса
Личностные результаты:
• сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и
творческих способностей учащихся;
•убежденность в возможности познания природы, в необходимости
разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего
развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники,
отношение к химии как элементу общечеловеческой культуры;

•формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам
открытий и изобретений, результатам обучения.
Метапредметные результаты:
•формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять
информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и
перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными
задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в
нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
•приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора
информации с использованием различных источников и новых
информационных технологий для решения познавательных задач;
•развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои
мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения,
признавать право другого человека на иное мнение.
Предметные результаты:
•умения применять теоретические знания по химии на практике, решать
химические, экологические, и технологические задачи на применение
полученных знаний;
•формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений
природы, в объективности научного знания, в высокой ценности науки в
развитии материальной и духовной культуры людей;
•коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования.
Ожидаемые результаты
 Самостоятельно и под руководством учителя анализировать текст учебного
материала, решение экспериментальных, расчетных и качественных
практикориентированных задач.
 Готовить сообщение, уметь публично представлять результат своего
исследования.
 Оценивание сообщение учащихся.
 Участвовать в обсуждении учебной проблемы.
Способы определения результативности
 педагогические наблюдения за активностью учащихся в процессе
усвоения программы, их инициативностью и устойчивостью интереса к
различным видам деятельности;
 отчетность выполнения практических заданий;
 публичное
представление
результатов
исследовательской
деятельности;
 фронтальное обсуждение с учащимися записи условия задач,
химических законов, при моделировании химических процессов,
установлении границ применимости законов и правил, выборе методов
описания процессов во время демонстрационного и коллективного решения
задач, проведения практикумов;
 тестирование;

 рейтинговое оценивание активности участия в семинарах и при
выполнении самостоятельных работ.
Формы
подведения
итогов
реализации
дополнительной
образовательной программы «С химией по жизни»: семинар, учебноисследовательская конференция, тестирование.

№
1
3
4
5

Учебно-тематический план
Всего
В том числе:
Название темы
часов теоретич. практич
Введение. Ода химии.
1
1
Химия в жизни
15
10
5
Химические вещества вокруг нас
15
3
12
Основные пути развития химии
3
3
Итого 34
14
20

Содержание курса
Введение (1 час).
Ода химии. Особенности курса химии. От алхимии к химии
(химические знания древности, алхимия).
Тема 1. Химия в жизни (15 часов).
Химия звезд и планет. Химические элементы в живых организмах.
Использование химических веществ в быту. Поваренная соль. Роль
поваренной соли в обмене веществ человека и животных. Солевой баланс в
организме человека. Получение поваренной соли и её очистка. Спички.
Пирофоры. История изобретения спичек. Красный и белый фосфор.
Окислительно-восстановительные процессы, протекающие при зажигании
спички. Стекло. Из истории стеклоделия. Получение оконного стекла. Виды
декоративной обработки изделий из стекла. Зеркала: замечательные истории
из жизни обычных вещей. В палитре художника: природные красители. Как
растут камни (выращивание кристаллов). Искусственные камни. Роль камня
в жизни человека (культ камня, камни-«талисманы»). Лабораторная
работа№1 «Изучение свойств природных красителей». Практическая работа
№1 «Использование химических веществ в быту», Практическая работа №2
« Удаление накипи и ржавчины, предотвращение их образования»,
Практическая работа №3 «Получение поваренной соли и её очистка»,
Практическая работа №4 «Выращивание кристаллов».
Тема 2. Химические вещества вокруг нас(15часа).
Кислород в природных процессах. Лабораторная работа№1
«Наблюдение за выделением кислорода при фотосинтезе». Расчетные задачи
на вычисление объема кислорода, выделившегося при фотосинтезе.
Углекислый газ в природных процессах. Лабораторная работа.№2
«Наблюдение за поглощением углекислого газа при фотосинтезе». Расчетные
задачи на вычисление объема углекислого газа, поглощенного при
фотосинтезе. Влияние тяжелых металлов на рост растений. Лабораторная
работа.№3 «Влияние кислотности раствора на поглощение растениями ионов
тяжелых металлов». Расчетные задачи на вычисление массы металла,
поглощенного растением. Вода – источник жизни на Земле. Лабораторная
работа№4 «Очистка морской воды от содержащихся в ней солей и
примесей». Расчетные задачи на вычисление массовой доли примесей в
морской воде. Содержание азота в продуктах питания. Лабораторная
работа№5 «Обнаружение нитратного азота в овощах и фруктах». Расчетные
задачи на вычисление массовой доли азота в овощах. Расчетные задачи на
вычисление массовой доли азота в различных фруктах. Охрана окружающей
среды. Лабораторная работа №6 «Исследование консервных банок на
примесь свинца». Расчетные задачи на вычисление массовой доли свинца в
консервных банках. Лабораторная работа №7 «Влияние продуктов коррозии
металлов на развитие растений». Адсорбирующие свойства углерода.
Лабораторная работа №8 «Адсорбция растворенных веществ углем»
Тема 3. Основные направления развития химии (3 часа).
Перспективы замены металлов. Пластики, полимеры. Оптические
волокна, оптические переключатели. Материалы для экстремальных условий.

Тематическое планирование
№п/п

Тема раздела

Колво
часов

1.

Введение.

1

Тема занятия

Ода химии.
2.

Химия в
жизни

15
Химия звезд и планет.
Химические элементы в
живых организмах.
Использование химических
веществ в быту.
Практическая работа №1
«Использование химических
веществ в быту»
Использование химических
веществ в быту.
Практическая работа №2
« Удаление накипи и
ржавчины, предотвращение
их образования»
Поваренная соль. Роль
поваренной соли в обмене
веществ человека и
животных. Солевой баланс в
организме человека.
Практическая работа №3
«Получение поваренной
соли и её очистка».
Спички. Пирофоры. История
изобретения спичек.
Красный и белый фосфор.
Окислительновосстановительные
процессы, протекающие при
зажигании спички.
Стекло. Из истории
стеклоделия. Получение
оконного стекла
Виды декоративной
обработки изделий из
стекла.

Характеристика
основных
видов
деятельности

Зеркала: замечательные
истории из жизни обычных
вещей
В палитре художника.
Лабораторная работа №1
«Изучение свойств
природных красителей»
Как растут камни.
Искусственные камни. Роль
камня в жизни человека
(культ камня, камни«талисманы»).
Кристаллы. Практическая
работа№4 «Выращивание
кристаллов»
3.

Химические
вещества
вокруг нас

15
Кислород в природных
процессах. Лабораторная
работа №1 «Наблюдение за
выделением кислорода при
фотосинтезе»
Расчетные задачи на
вычисление объема
кислорода, выделившегося
при фотосинтезе
Углекислый газ в природных
процессах. Лабораторная
работа.№2 «Наблюдение за
поглощением углекислого
газа при фотосинтезе»
Расчетные задачи на
вычисление объема
углекислого газа,
поглощенного при
фотосинтезе
Влияние тяжелых металлов
на рост растений.
Лабораторная работа.№3
«Влияние кислотности
раствора на поглощение
растениями ионов тяжелых
металлов»
Расчетные задачи на

вычисление массы металла,
поглощенного растением
Вода – источник жизни на
Земле. Лабораторная работа
№4 «Очистка морской воды
от содержащихся в ней
солей и примесей»
Расчетные задачи на
вычисление массовой доли
примесей в морской воде
Содержание азота в
продуктах питания.
Лабораторная работа №5
«Обнаружение
нитратного азота в овощах и
фруктах»
Расчетные задачи на
вычисление массовой доли
азота в овощах
Расчетные задачи на
вычисление массовой доли
азота в различных фруктах.
Охрана окружающей среды.
Лабораторная работа №6
«Исследование консервных
банок на примесь свинца»
Расчетные задачи на
вычисление массовой доли
свинца в консервных банках
Охрана окружающей среды.
Лабораторная работа №7
«Влияние продуктов
коррозии металлов на
развитие растений»
Адсорбирующие свойства
углерода. Лабораторная
работа №8 «Адсорбция
растворенных веществ
углем»
4.

Основные
направления
развития
химии

3

Перспективы замены
металлов. Пластики,

полимеры
Оптические волокна,
оптические переключатели
Материалы для
экстремальных условий

Календарно-тематическое планирование
№п/п

Тема разделов и занятий

Колво
часов

Тип
занятия

Вид
контроля

Планируемые результаты
Личностные

1.
1.1
2.
2.1
2.2
2.3

2.4

2.5

Введение.
Ода химии
Химия в жизни
Химия звезд и планет.
Химические элементы
в живых организмах.
Использование
химических веществ в
быту. Практическая
работа №1
«Использование
химических веществ в
быту»
Использование
химических веществ в
быту. Практическая
работа №2
«
Удаление накипи и
ржавчины,
предотвращение их
образования»
Поваренная соль. Роль
поваренной соли в
обмене веществ
человека и животных.

1
1
15
1
1
1

1

1

Метапредметные

Предметные

Дата
по
плану

Дата
по
факту

2.6

2.7

2.8
2.9

2.10

2.11

2.12

2.13

Солевой баланс в
организме человека.
Практическая работа
№3 «Получение
поваренной соли и её
очистка».
Спички. Пирофоры.
История изобретения
спичек.
Красный и белый
фосфор.
Окислительновосстановительные
процессы,
протекающие при
зажигании спички.
Стекло. Из истории
стеклоделия.
Получение оконного
стекла
Виды декоративной
обработки изделий из
стекла.
Зеркала:
замечательные
истории из жизни
обычных вещей
В палитре художника.
Лабораторная работа
№1 «Изучение свойств
природных

1

1

1
1

1

1

1

1

2.14

2.15

3.
3.1

3.2

3.3

красителей»
Как растут камни.
Искусственные камни.
Роль камня в жизни
человека (культ камня,
камни-«талисманы»).
Кристаллы.
Практическая
работа№4
«Выращивание
кристаллов»
Химические вещества
вокруг нас
Кислород в природных
процессах.
Лабораторная работа
№1 «Наблюдение за
выделением кислорода
при фотосинтезе»
Расчетные задачи на
вычисление объема
кислорода,
выделившегося при
фотосинтезе
Углекислый газ в
природных процессах.
Лабораторная
работа.№2
«Наблюдение за
поглощением
углекислого газа при

1

1

15
1

1

1

3.4

3.5

3.6

3.7

3.8

3.9

фотосинтезе»
Расчетные задачи на
вычисление объема
углекислого газа,
поглощенного при
фотосинтезе
Влияние тяжелых
металлов на рост
растений.
Лабораторная
работа.№3 «Влияние
кислотности раствора
на поглощение
растениями ионов
тяжелых металлов»
Расчетные задачи на
вычисление массы
металла, поглощенного
растением
Вода – источник жизни
на Земле.
Лабораторная работа
№4 «Очистка морской
воды от содержащихся
в ней солей и
примесей»
Расчетные задачи на
вычисление массовой
доли примесей в
морской воде
Содержание азота в

1

1

1

1

1

1

3.10

3.11

3.12

3.13

3.14

3.15

продуктах питания.
Лабораторная работа
№5 «Обнаружение
нитратного азота в
овощах и фруктах»
Расчетные задачи на
вычисление массовой
доли азота в овощах
Расчетные задачи на
вычисление массовой
доли азота в
различных фруктах.
Охрана окружающей
среды. Лабораторная
работа №6
«Исследование
консервных банок на
примесь свинца»
Расчетные задачи на
вычисление массовой
доли свинца в
консервных банках
Охрана окружающей
среды. Лабораторная
работа №7 «Влияние
продуктов коррозии
металлов на развитие
растений»
Адсорбирующие
свойства углерода.
Лабораторная работа

1

1

1

1

1

1

4.
4.1

4.2

4.3

№8 «Адсорбция
растворенных веществ
углем»
Основные направления
развития химии
Перспективы замены
металлов. Пластики,
полимеры
Оптические волокна,
оптические
переключатели
Материалы для
экстремальных
условий

3
1

1

1

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
образовательного процесса
Литература для учащихся
1. Балуева Г.А., Осокина Д.Н. Все мы дома химики. М: Химия, 2009.
2. Дидактические игры, карточки с задачам.
3. Книга для чтения по неорганической химии. Ч.II. Учебное пособие для 9
класса
/ Сост. В.А.Крицман. –4-ое изд. – М.: Просвещение, 2004.
4. Книга для чтения по химии. Часть 1 / Сост. К.Я. Парменов и Л.М.
Сморгонский, изд. 6. – М.: Просвещение, 2000.
5. Кременчугской М. С. Васильева. Химия. Справочник школьника. Филологическое общество «Слово», 2008
6. Кукушкин Ю.Н. Химия вокруг нас. – М.: Высшая школа, 2007.
7. Леенсон И.А. Занимательная химия (серия «Школьнику для развития
интеллекта»). – М.: Росмэн, 2010.
8. Малышкина В. Занимательная химия (серия «Нескучный учебник»). – СанктПетербург: Тригун, 1998.
9. Методические материалы по проведению
исследовательской
работы,
тематика опытнической или исследовательской работы.
10.Оржековский П.А., Толкачева Т.К. Химия. Карточки- задания по
неорганической химии 8 класса. Книга для учителя. М. Просвещение 1998
11.
Рекомендации по проведению лабораторных и практических работ,
по постановке экспериментов или опытов и т.д.
12.Советы молодым хозяйкам / Под ред. М.А. Гришина, - Одесса: Маяк, 2007.
13.Скурихин И.М., Нечаев А.П. Все о пище с точки зрения химика: справ.
Издание. – М.: Высшая школа, 1991.
14.Степин Б.Д., Аликберова Л.Ю., Рукк Н.С. Домашняя химия. - «Русское
энциклопедическое товарищество», 2001.
15.Хомченко Г.П. Практические работы по неорганической химии и
качественному анализу – М.: Высшая школа, 2007
16.Хомченко И.Г.. Сборник задач и упражнений по химии. М., Новая волна,2009
17.Штремплер Д.И. Химия на досуге. – М.: Просвещение, 2006.
18.Шульгин Г.Б. Эта увлекательная химия. – М.: Химия, 2004.
19.Энциклопедический словарь юного химика для среднего и старшего
школьного возраста / Сост. В.А.Крицман, В.В.Станцо. М.: Педагогика, 1982.
Литература для учителя
1. Краткая химическая энциклопедия. – М.: Советская энциклопедия, 1961 –
1967. Т. I—V.
2. Советский энциклопедический словарь. – М:: Сов. энциклопедия, 1983.
3. Августиник А.И. Керамика. – Л.: Стройиздат, 1999.
4. Андреев И.Н. Коррозия металлов и их защита. – Казань: Татарское
книжное изд-во, 2003.
5. Бетехтин А.Г. Минералогия. – М.: Гос. изд-во геологической

литературы, 2006.
6. Бутт Ю.М., Дудеров Г.Н., Матвеев М.А. Общая технология силикатов. –
М.: Госстройиздат, 2001
7. Быстрое Г.П. Технология спичечного производства. – М.–Л.:
Гослесбумиздат, 1998.
8. Витт Н. Руководство к свечному производству. – Санкт-Петербург:
Типография департамента внешней торговли, 2004.
9. Войтович В.А., Мокеева Л.Н. Биологическая коррозия. – М.: Знание,
1980. № 10.
10. Войцеховская А.Л., Вольфензон И. И. Косметика сегодня. – М.: Химия,
2007.
11. Дудеров И.Г., Матвеева Г.М.,. Суханова В.Б. Общая технология
силикатов. – М.: Стройиздат, 2005.
12. Козловский А.Л. Клеи и склеивание. – М.: Знание, 1998.
13. Козмал Ф. Производство бумаги в теории и на практике. – М.: Лесная
промышленность, 1998.
14. Кукушкин Ю.Н. Соединения высшего порядка. – Л.: Химия, 1991.
15. Кульский Л.А., Даль В.В. Проблема чистой воды. – Киев: Наукова думка,2006.
16. Лосев К.С. Вода, – Л.: Гидрометеоиздат, 1996.
17. Лялько В.И. Вечно живая вода. – Киев: Наукова дума, 2003.
18. Петербургский А.В. Агрохимия и система удобрений. – М.: Колос, 2003.
19. Теддер Дж., Нехватал А., Джубб А. Промышленная органическая химия. —
М.: Мир, 2006.
20. Улиг Г.Г., Реви Р.У. Коррозия и борьба с ней. – Л.: Химия, 2004.
21. Чалмерс Л. Химические средства в быту и промышленности – Л.: Химия,
2005.
22. Чащин А.М. Химия зеленого золота. — М.: Лесная промышленность, 1987.
23. Энгельгардт Г., Гранич К., Риттер К. Проклейка бумаги. – М.: Лесная
промышленность, 1975.
Дополнительная литература
1. Грусман О.М. Химические материалы, красители и моющие средства. – М.:
Просвещение, 2005.
2. Дмитриева А. И. , Ильина Л. В. «Наш дом – наш быт». – М.: «Знание», 1992.
3. Зайцев А.Н. О безопасных пищевых добавках и «зловещих» символах «Е»,
журнал «Экология и жизнь», № 4, 1999
4. Игнатьев С.Ю., Химия нетрадиционные уроки, Волгоград, изд. «Учитель», 2004.
5. Коновалов В.Н. Техника безопасности при работах по химии. Пособие для
учителя. –4-е изд. – М.: Просвещение, 2000.
6. Кукушкин Ю.Н. Рассказы о химии и веществах. СПб., Синтез,1995
7. Кукушкин Ю.Н. Химия вокруг нас. Справочное пособие. М. Высшая школа. 1992
8. Локерман А.А. Рассказы о самых стойких. М. Знание 1982
9. Макаров К.А. Химия и здоровье (серия «Мир знаний»). – М.: Просвещение, 1985.
10.Макаров К.А. Химия и медицина. – М.: Просвещение, 2010.

11.Милашев В.А. Алмаз. Легенды и действительность. Л. Недра 1981
12.Музыкина О. Путеводитель по косметике. М., 2001.
13.Несмеянов А. Н., Беликов В. М., Пища будущего, 2 изд., М., 2003
14.Опаловский А.Л.Планета Земля глазами химика. М. Наука 1990
15.Пичугина Г.В. Повторяем химию на примерах повседневной жизни (серия
«Методическая библиотека»). – М.: АРКТИ, 2009.
16. Пичугина Г.В. Химия и повседневная жизнь человека. М.: Дрофа, 2004. – 252с.
(Библиотека учителя).
17.Потемкин С.В. .Благородный 79-й. Очерк о золоте. М. Недра 1988
18.Рогожников С.И. Все о химических элементах. СПб. Химия 1996
19.Росивал Л. и др. Посторонние вещества и пищевые добавки в продуктах. — М.:
«Лег. и пищ. пром.», 1982 г
20.Рунов И.И., Щенев А.В. Кроссворды для школьников. Химия. Ярославль,
Академия развития 1998
21.Соболевский В.И. Замечательные минералы. Книга для учащихся. М.
Просвещение 1983
22.Титова И.М. Вещества и материалы в руках художника. Пособие для учителя. М.
Мирос 2004
23.Толстогузов В. Б., Искусственные продукты питания, М., 2000.
24.Трушкина Л. и др. Еда с аппетитом – М.: Центр здорового питания, 2002.
25.Тяглова Е.В. Исследовательская деятельность учащихся по химии. М.: Глобус,
2007.
26.Юдин А.М. Химия в нашем доме: Справ. изд.- 3 изд. – М.: Химия, 2010.
27.Федотов Г.Я. Звонкая песнь металла. Книга для учащихся. М. Просвещение 1990
28.Фримантл М. Химия в действии. – М.: Мир, 2001.
29.Харлампович Г.Д., Семенов А.С., Попов В.А. Многоликая химия. – М.:
Просвещение, 2002.
30.Эмуэлл Д. Искусственные драгоценные камни. М., Недра 1996 Войтович В.А.,
Афанасьев А.Х. Х
Адреса Интернет-сайтов с аннотациями
1.http://www.alhimik.ru
АЛХИМИК
Электронный журнал для преподавателей, школьников и студентов, изучающих
химию. Включает методические рекомендации для учителей химии, справочники,
биографии великих химиков, разделы "Веселая химия", "Химия на каждый день" и
много другой интересной и полезной информации.
2.http://www.chemistry.narod.ru
Мир химии
Содержит химические справочники, историю создания и развития периодической
системы элементов (ссылка "Музей"), описание химических опытов с различными

элементами, сведения из основных областей химии (ограническая, агрохимия,
геохимия, экохимия, аналитическая химия, фотохимия, термохимия, нефтехимия),
раздел химических новостей, ссылки на полезные ресурсы Интернета и т.д.
3.http://hemi.wallst.ru
Химия. Образовательный сайт для школьников
Электронный учебник по химии для средней школы, пригодный для использования
как в обычных, так и в специализированных классах, а также для повторения
материала в выпускном классе и для подготовки к экзаменам. На сайте опубликован
ряд приложений: таблица Менделеева, таблица электроотрицательностей элементов,
электронные конфигурации элементов и др., а также задачи для самостоятельного
решения.
4.http://www.college.ru/chemistry/
Открытый колледж: химия
Электронный учебник по химии (неорганическая, органическая, ядерная химия,
химия окружающей среды, биохимия); содержит большое количество
дополнительного материала. Учебник сопровождается справочными таблицами,
приводится подробный разбор типовых задач, представлен большой набор задач для
самостоятельного решения.
5.http://www.chemistry.ssu.samara.ru
Органическая химия
Электронный учебник по органической химии для средней школы. В учебнике
излагаются теоретические основы органической химии и сведения об основных
классах органических веществ. Приводятся рекомендации по решению задач.
Учебные тексты сопровождаются большим количеством графических иллюстраций
и анимаций, в том числе трехмерных.
6.http://chemistry.r2.ru
Уроки по химии для школьников
Сайт содержит теоретический материал по химии, структурированный по урокам. В
разделе "Упражнения" можно найти задания на закрепление теоретического
материала. В разделе "Задачи" разбирается решение основных типов задач. Разделы
"Контрольные работы" и "Олимпиады" содержат соответственно примерные

варианты контрольных работ (с решениями для самопроверки) и тексты олимпиад
для школьного тура. В разделе "Экзамены" опубликованы билеты для учеников 9 и
11 классов с примерным содержанием практической части билетов.
7.http://www.informika.ru/text/database/chemy/Rus/chemy.html
Электронные учебники по общей химии, неорганической химии, органической
химии
Предоставляются справочные материалы (словарь химических терминов,
справочные таблицы, биографии великих химиков, история химии), а также
тестовые вопросы.
8.http://www.edu.nsu.ru/noos/chemistry/
Химический раздел
Программы школьных курсов и спецкурсов по химии, электронные учебники,
олимпиады, справочники по органической химии, советы, правила техники
безопасности, интересные опыты, применение химии в повседневной жизни,
коллекции ссылок на химические ресурсы Интернета, юмор.
9.http://www.mari-el.ru/mmlab/home/organic/www/main.htm
Гипермедиа обучающий учебник "Общая и неорганическая химия для WWW"
Фрагменты гипермедийного учебника по органической химии, включает основные
положения органической химии. Содержит графические и анимационные
иллюстрации.
10.http://www.chem.isu.ru/leos/bases.html
Химический ускоритель – список документов
Базы данных электронной справочно-информационной системы "Химический
ускоритель".. Содержит ссылки на учебные пособия (глоссарий терминов,
используемых в органической и физической органической химии, толковый словарь
по стереохимии, классификатор классов органических соединений и др.);
справочники по методам органической химии (справочник по именным реакциям,
именные реакции в синтетических методах органической химии, классификатор
реагентов по типам реакций и др.); справочники по фосфорорганическим
соединениям.
11.http://lyceum1.ssu.runnet.ru/~vdovina/sod.html

Расчетные задачи по химии
Сборник расчетных задач по неорганической химии (разделы "Галогены", "Сера и ее
соединения", "Подгруппа азота", "Подгруппа углерода", "Химические свойства
металлов", "Электролиз", "Концентрация растворов", "Соли"), органической химии
(разделы "Углеводороды", "Кислородсодержащие соединения", "Азотсодержащие
соединения", "Углеводы"), а также список рекомендуемой литературы.
12.http://www.edu.yar.ru/russian/cources/chem/
Химическая страничка
Задачи для олимпиад по химии, описание интересных химических опытов, словарь
химических терминов, сведения из геохимии (происхождение и химический состав
некоторых минералов).
13.http://rostest.runnet.ru/cgi-bin/topic.cgi?topic=Chemistry
Образовательный сервер тестирования по химия
Бесплатное оn-line тестирование, требует регистрации в системе. Тестовые задания
включают в себя составление уравнений и выбор условий проведения химических
реакций, классификацию элементов и сложных веществ, вопросы по структуре
молекул, количественный расчет реагентов, способы идентификации веществ.
14.http://www.edu.yar.ru/russian/pedbank/sor_uch/chem/
Банк педагогического опыта
Банк передового педагогического опыта в преподавании химии. Опубликованы
следующие разработки: реферат по химии на тему "Вода", примерный план КВН по
химии, тестовые работы (9 класс) разного уровня сложности, методические указания
"Экологическое образование и воспитание учащихся при обучении химии в 8
классе", ролевая игра на уроке химии на тему "Производство серной кислоты",
"Получение ацетатного волокна путем применения газа озона", подробное описание
уроков на тему "Первоначальные химические понятия" и "Углеводы" и др
15.http://www.ipk.alien.ru/education/s-school/org-him.html
Аграрная школа
Методические рекомендации по проведению компенсаторного курса "Органические
вещества", который предполагается изучить в конце 9 класса на 10 уроках. На сайте

предложено подробное планирование каждого урока, включая цель урока, порядок
его проведения, контрольные вопросы и задачи, химические диктанты.
16.http://www.1september.ru/ru/him.htm
Еженедельное приложение "Химия" к газете "1 сентября"
Можно найти содержание всех номеров приложения, а также познакомиться с
отдельными статьями.
17.http://www.1september.ru/ru/him/2000/no38_1.htm
Именные реакции
История науки в школьном курсе органической химии. Данные об ученых-химиках
разных стран – первооткрывателях тех или иных химических превращений
(реакций, перегруппировок, идентификационных проб, правил и т. п.).
18.http://teacher.km.ru/chem.phtml
Учимся учиться: Химия
Обучающие и демонстрационные компьютерные программы по химии (программа с
информацией о каждом элементе, а также позволяющая проводить вычисление
массы и объема веществ; программа для расчета активности ионов; программа для
определения массы вещества для приготовления раствора с заданной концентрацией
и объемом и др.).
Материально – техническое обеспечение
Ноутбук
Видеопроектор
Интерактивная доска
Химическая посуда
Набор реактивов


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».