ПРИЛОЖЕНИЕ № 30
к ООП ООО
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
В МИРЕ ХИМИИ
(ФГОС ООО, 8-9 классы)
Тавда, 2023
Пояснительная записка
Программа дополнительного образования «В мире химии»
естественнонаучной направленности рассчитана на 34 часа (1 час в неделю),
ориентирована на учащихся 8-9-х классов.
Человек использует тысячи возможных веществ, без которых
немыслима повседневная жизнь. Вместе с тем многие из этих веществ не
безопасны и при неумелом обращение с ними вместо пользы приносят вред,
как природе, так и человеку. В таких ситуациях только химические знания
могут обеспечить грамотное отношение к природе без нанесения ей ущерба.
Программа «В мире химии» представляет собой часть целостного процесса
естественнонаучного образования учащихся, реализует идею гуманизации
химического образования. Актуальность заключается в том, что программа
вырабатывает понимание общественной потребности в развитии химии, а
также формирует отношение к химии как к возможной области будущей
практической деятельности. Педагогическая целесообразность курса
заключается в том, что в процессе обучения создаются условия к
формированию у обучающихся целостной картины мира, воспитанию людей
творческих и конструктивно мыслящих, готовых к решению нестандартных
жизненных задач. На занятиях формируются умения безопасного обращения
с веществами, используемыми в повседневной жизни, закладываются нормы
здорового образа жизни. Программа направлена на дальнейшее развитие
принципа индивидуализации обучения.
Цель программы – формирование
познавательного
интереса,
экологического мышления учащихся через знакомство с научным методом
познания, организацию исследовательской деятельности в рамках
химического практикума, при решении практикоориентированных задач.
Задачи:
• формирование положительных мотивов творческой деятельности, а
также ознакомления учащихся с особенностями поиска решения
нестандартных задач;
• формирование практических навыков при проведении химического
эксперимента;
• развитие мышления, умения привлечь необходимые знания для
разрешения проблемной ситуации;
• развитие навыков коммуникативного общения при использовании
групповых форм работы,
• создание условий для социализации и профилизации учащихся,
формирования здорового образа жизни.
Содержание программы опирается на программу школьного курса
химии, но не дублирует его, а выводит за рамки учебной программы.
Сложность естественнонаучной картины мира требует использования
разнообразных методов ее изучения, выбора оптимального осознанного
способа решения химических, экологических, и технологических задач,
продолжительной и кропотливой работы, которую часто не удается
реализовать в рамках учебного плана даже профильного обучения.
Отличительная особенность программы – это возможность в расширенном
варианте изучать вопросы, решать задачи, связанные с практической
деятельностью человека. Приоритетная роль при изучении данного курса
отводится развитию следующих умений и навыков познавательной
деятельности:
-поиск и работа с разнообразными источниками информации;
-выделение фактов и доказательств;
-анализ необходимой информации с целью её достоверности;
-умение находить правильное решение.
Форма проведения занятий:
- вводные лекции по основам методологии решения задач;
- мозговой штурм;
- аукцион идей;
- семинары - практикумы: фронтальное решение задач, работа в группах;
- лабораторный практикум;
- химический эксперимент;
- деловые игры;
- рейтинговое тестирование;
- анкетирование учащихся.
Описание самостоятельной деятельности учащихся:
•
работа с литературой и другими источниками научной
информации;
•
наблюдение веществ и реакций;
•
решение типовых задач с трансформированным условием;
•
составление отчета по исследовательской работе;
•
подготовка
сообщения,
презентации,
выступлений
на
конференции;
•
лабораторный практикум.
Программа помогает учащимся осуществить осознанный выбор путей
продолжения образования, а также будущей профессиональной
деятельности. Межпредметные связи позволяют включать в процесс
обучения исторические факты, литературные образы и, что особенно важно,
обобщения, сформулированные при изучении тем различных учебных
дисциплин. В свою очередь, подготовка учащихся по данной программе
вносит свой вклад в формируемые у ребят при изучении учебных предметов
знания и представления о мире и человеке, о способах познания и изменения
действительности, а также в выработку универсальных учебных действий.
Требования к результатам обучения и освоения курса
Личностные результаты:
• сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и
творческих способностей учащихся;
•убежденность в возможности познания природы, в необходимости
разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего
развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники,
отношение к химии как элементу общечеловеческой культуры;
•формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам
открытий и изобретений, результатам обучения.
Метапредметные результаты:
•формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять
информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и
перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными
задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в
нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
•приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора
информации с использованием различных источников и новых
информационных технологий для решения познавательных задач;
•развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои
мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения,
признавать право другого человека на иное мнение.
Предметные результаты:
•умения применять теоретические знания по химии на практике, решать
химические, экологические, и технологические задачи на применение
полученных знаний;
•формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений
природы, в объективности научного знания, в высокой ценности науки в
развитии материальной и духовной культуры людей;
•коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования.
Ожидаемые результаты
Самостоятельно и под руководством учителя анализировать текст учебного
материала, решение экспериментальных, расчетных и качественных
практикориентированных задач.
Готовить сообщение, уметь публично представлять результат своего
исследования.
Оценивание сообщение учащихся.
Участвовать в обсуждении учебной проблемы.
Способы определения результативности
педагогические наблюдения за активностью учащихся в процессе
усвоения программы, их инициативностью и устойчивостью интереса к
различным видам деятельности;
отчетность выполнения практических заданий;
публичное
представление
результатов
исследовательской
деятельности;
фронтальное обсуждение с учащимися записи условия задач,
химических законов, при моделировании химических процессов,
установлении границ применимости законов и правил, выборе методов
описания процессов во время демонстрационного и коллективного решения
задач, проведения практикумов;
тестирование;
рейтинговое оценивание активности участия в семинарах и при
выполнении самостоятельных работ.
Формы
подведения
итогов
реализации
дополнительной
образовательной программы «С химией по жизни»: семинар, учебноисследовательская конференция, тестирование.
№
1
3
4
5
Учебно-тематический план
Всего
В том числе:
Название темы
часов теоретич. практич
Введение. Ода химии.
1
1
Химия в жизни
15
10
5
Химические вещества вокруг нас
15
3
12
Основные пути развития химии
3
3
Итого 34
14
20
Содержание курса
Введение (1 час).
Ода химии. Особенности курса химии. От алхимии к химии
(химические знания древности, алхимия).
Тема 1. Химия в жизни (15 часов).
Химия звезд и планет. Химические элементы в живых организмах.
Использование химических веществ в быту. Поваренная соль. Роль
поваренной соли в обмене веществ человека и животных. Солевой баланс в
организме человека. Получение поваренной соли и её очистка. Спички.
Пирофоры. История изобретения спичек. Красный и белый фосфор.
Окислительно-восстановительные процессы, протекающие при зажигании
спички. Стекло. Из истории стеклоделия. Получение оконного стекла. Виды
декоративной обработки изделий из стекла. Зеркала: замечательные истории
из жизни обычных вещей. В палитре художника: природные красители. Как
растут камни (выращивание кристаллов). Искусственные камни. Роль камня
в жизни человека (культ камня, камни-«талисманы»). Лабораторная
работа№1 «Изучение свойств природных красителей». Практическая работа
№1 «Использование химических веществ в быту», Практическая работа №2
« Удаление накипи и ржавчины, предотвращение их образования»,
Практическая работа №3 «Получение поваренной соли и её очистка»,
Практическая работа №4 «Выращивание кристаллов».
Тема 2. Химические вещества вокруг нас(15часа).
Кислород в природных процессах. Лабораторная работа№1
«Наблюдение за выделением кислорода при фотосинтезе». Расчетные задачи
на вычисление объема кислорода, выделившегося при фотосинтезе.
Углекислый газ в природных процессах. Лабораторная работа.№2
«Наблюдение за поглощением углекислого газа при фотосинтезе». Расчетные
задачи на вычисление объема углекислого газа, поглощенного при
фотосинтезе. Влияние тяжелых металлов на рост растений. Лабораторная
работа.№3 «Влияние кислотности раствора на поглощение растениями ионов
тяжелых металлов». Расчетные задачи на вычисление массы металла,
поглощенного растением. Вода – источник жизни на Земле. Лабораторная
работа№4 «Очистка морской воды от содержащихся в ней солей и
примесей». Расчетные задачи на вычисление массовой доли примесей в
морской воде. Содержание азота в продуктах питания. Лабораторная
работа№5 «Обнаружение нитратного азота в овощах и фруктах». Расчетные
задачи на вычисление массовой доли азота в овощах. Расчетные задачи на
вычисление массовой доли азота в различных фруктах. Охрана окружающей
среды. Лабораторная работа №6 «Исследование консервных банок на
примесь свинца». Расчетные задачи на вычисление массовой доли свинца в
консервных банках. Лабораторная работа №7 «Влияние продуктов коррозии
металлов на развитие растений». Адсорбирующие свойства углерода.
Лабораторная работа №8 «Адсорбция растворенных веществ углем»
Тема 3. Основные направления развития химии (3 часа).
Перспективы замены металлов. Пластики, полимеры. Оптические
волокна, оптические переключатели. Материалы для экстремальных условий.
Тематическое планирование
№п/п
Тема раздела
Колво
часов
1.
Введение.
1
Тема занятия
Ода химии.
2.
Химия в
жизни
15
Химия звезд и планет.
Химические элементы в
живых организмах.
Использование химических
веществ в быту.
Практическая работа №1
«Использование химических
веществ в быту»
Использование химических
веществ в быту.
Практическая работа №2
« Удаление накипи и
ржавчины, предотвращение
их образования»
Поваренная соль. Роль
поваренной соли в обмене
веществ человека и
животных. Солевой баланс в
организме человека.
Практическая работа №3
«Получение поваренной
соли и её очистка».
Спички. Пирофоры. История
изобретения спичек.
Красный и белый фосфор.
Окислительновосстановительные
процессы, протекающие при
зажигании спички.
Стекло. Из истории
стеклоделия. Получение
оконного стекла
Виды декоративной
обработки изделий из
стекла.
Характеристика
основных
видов
деятельности
Зеркала: замечательные
истории из жизни обычных
вещей
В палитре художника.
Лабораторная работа №1
«Изучение свойств
природных красителей»
Как растут камни.
Искусственные камни. Роль
камня в жизни человека
(культ камня, камни«талисманы»).
Кристаллы. Практическая
работа№4 «Выращивание
кристаллов»
3.
Химические
вещества
вокруг нас
15
Кислород в природных
процессах. Лабораторная
работа №1 «Наблюдение за
выделением кислорода при
фотосинтезе»
Расчетные задачи на
вычисление объема
кислорода, выделившегося
при фотосинтезе
Углекислый газ в природных
процессах. Лабораторная
работа.№2 «Наблюдение за
поглощением углекислого
газа при фотосинтезе»
Расчетные задачи на
вычисление объема
углекислого газа,
поглощенного при
фотосинтезе
Влияние тяжелых металлов
на рост растений.
Лабораторная работа.№3
«Влияние кислотности
раствора на поглощение
растениями ионов тяжелых
металлов»
Расчетные задачи на
вычисление массы металла,
поглощенного растением
Вода – источник жизни на
Земле. Лабораторная работа
№4 «Очистка морской воды
от содержащихся в ней
солей и примесей»
Расчетные задачи на
вычисление массовой доли
примесей в морской воде
Содержание азота в
продуктах питания.
Лабораторная работа №5
«Обнаружение
нитратного азота в овощах и
фруктах»
Расчетные задачи на
вычисление массовой доли
азота в овощах
Расчетные задачи на
вычисление массовой доли
азота в различных фруктах.
Охрана окружающей среды.
Лабораторная работа №6
«Исследование консервных
банок на примесь свинца»
Расчетные задачи на
вычисление массовой доли
свинца в консервных банках
Охрана окружающей среды.
Лабораторная работа №7
«Влияние продуктов
коррозии металлов на
развитие растений»
Адсорбирующие свойства
углерода. Лабораторная
работа №8 «Адсорбция
растворенных веществ
углем»
4.
Основные
направления
развития
химии
3
Перспективы замены
металлов. Пластики,
полимеры
Оптические волокна,
оптические переключатели
Материалы для
экстремальных условий
Календарно-тематическое планирование
№п/п
Тема разделов и занятий
Колво
часов
Тип
занятия
Вид
контроля
Планируемые результаты
Личностные
1.
1.1
2.
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
Введение.
Ода химии
Химия в жизни
Химия звезд и планет.
Химические элементы
в живых организмах.
Использование
химических веществ в
быту. Практическая
работа №1
«Использование
химических веществ в
быту»
Использование
химических веществ в
быту. Практическая
работа №2
«
Удаление накипи и
ржавчины,
предотвращение их
образования»
Поваренная соль. Роль
поваренной соли в
обмене веществ
человека и животных.
1
1
15
1
1
1
1
1
Метапредметные
Предметные
Дата
по
плану
Дата
по
факту
2.6
2.7
2.8
2.9
2.10
2.11
2.12
2.13
Солевой баланс в
организме человека.
Практическая работа
№3 «Получение
поваренной соли и её
очистка».
Спички. Пирофоры.
История изобретения
спичек.
Красный и белый
фосфор.
Окислительновосстановительные
процессы,
протекающие при
зажигании спички.
Стекло. Из истории
стеклоделия.
Получение оконного
стекла
Виды декоративной
обработки изделий из
стекла.
Зеркала:
замечательные
истории из жизни
обычных вещей
В палитре художника.
Лабораторная работа
№1 «Изучение свойств
природных
1
1
1
1
1
1
1
1
2.14
2.15
3.
3.1
3.2
3.3
красителей»
Как растут камни.
Искусственные камни.
Роль камня в жизни
человека (культ камня,
камни-«талисманы»).
Кристаллы.
Практическая
работа№4
«Выращивание
кристаллов»
Химические вещества
вокруг нас
Кислород в природных
процессах.
Лабораторная работа
№1 «Наблюдение за
выделением кислорода
при фотосинтезе»
Расчетные задачи на
вычисление объема
кислорода,
выделившегося при
фотосинтезе
Углекислый газ в
природных процессах.
Лабораторная
работа.№2
«Наблюдение за
поглощением
углекислого газа при
1
1
15
1
1
1
3.4
3.5
3.6
3.7
3.8
3.9
фотосинтезе»
Расчетные задачи на
вычисление объема
углекислого газа,
поглощенного при
фотосинтезе
Влияние тяжелых
металлов на рост
растений.
Лабораторная
работа.№3 «Влияние
кислотности раствора
на поглощение
растениями ионов
тяжелых металлов»
Расчетные задачи на
вычисление массы
металла, поглощенного
растением
Вода – источник жизни
на Земле.
Лабораторная работа
№4 «Очистка морской
воды от содержащихся
в ней солей и
примесей»
Расчетные задачи на
вычисление массовой
доли примесей в
морской воде
Содержание азота в
1
1
1
1
1
1
3.10
3.11
3.12
3.13
3.14
3.15
продуктах питания.
Лабораторная работа
№5 «Обнаружение
нитратного азота в
овощах и фруктах»
Расчетные задачи на
вычисление массовой
доли азота в овощах
Расчетные задачи на
вычисление массовой
доли азота в
различных фруктах.
Охрана окружающей
среды. Лабораторная
работа №6
«Исследование
консервных банок на
примесь свинца»
Расчетные задачи на
вычисление массовой
доли свинца в
консервных банках
Охрана окружающей
среды. Лабораторная
работа №7 «Влияние
продуктов коррозии
металлов на развитие
растений»
Адсорбирующие
свойства углерода.
Лабораторная работа
1
1
1
1
1
1
4.
4.1
4.2
4.3
№8 «Адсорбция
растворенных веществ
углем»
Основные направления
развития химии
Перспективы замены
металлов. Пластики,
полимеры
Оптические волокна,
оптические
переключатели
Материалы для
экстремальных
условий
3
1
1
1
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
образовательного процесса
Литература для учащихся
1. Балуева Г.А., Осокина Д.Н. Все мы дома химики. М: Химия, 2009.
2. Дидактические игры, карточки с задачам.
3. Книга для чтения по неорганической химии. Ч.II. Учебное пособие для 9
класса
/ Сост. В.А.Крицман. –4-ое изд. – М.: Просвещение, 2004.
4. Книга для чтения по химии. Часть 1 / Сост. К.Я. Парменов и Л.М.
Сморгонский, изд. 6. – М.: Просвещение, 2000.
5. Кременчугской М. С. Васильева. Химия. Справочник школьника. Филологическое общество «Слово», 2008
6. Кукушкин Ю.Н. Химия вокруг нас. – М.: Высшая школа, 2007.
7. Леенсон И.А. Занимательная химия (серия «Школьнику для развития
интеллекта»). – М.: Росмэн, 2010.
8. Малышкина В. Занимательная химия (серия «Нескучный учебник»). – СанктПетербург: Тригун, 1998.
9. Методические материалы по проведению
исследовательской
работы,
тематика опытнической или исследовательской работы.
10.Оржековский П.А., Толкачева Т.К. Химия. Карточки- задания по
неорганической химии 8 класса. Книга для учителя. М. Просвещение 1998
11.
Рекомендации по проведению лабораторных и практических работ,
по постановке экспериментов или опытов и т.д.
12.Советы молодым хозяйкам / Под ред. М.А. Гришина, - Одесса: Маяк, 2007.
13.Скурихин И.М., Нечаев А.П. Все о пище с точки зрения химика: справ.
Издание. – М.: Высшая школа, 1991.
14.Степин Б.Д., Аликберова Л.Ю., Рукк Н.С. Домашняя химия. - «Русское
энциклопедическое товарищество», 2001.
15.Хомченко Г.П. Практические работы по неорганической химии и
качественному анализу – М.: Высшая школа, 2007
16.Хомченко И.Г.. Сборник задач и упражнений по химии. М., Новая волна,2009
17.Штремплер Д.И. Химия на досуге. – М.: Просвещение, 2006.
18.Шульгин Г.Б. Эта увлекательная химия. – М.: Химия, 2004.
19.Энциклопедический словарь юного химика для среднего и старшего
школьного возраста / Сост. В.А.Крицман, В.В.Станцо. М.: Педагогика, 1982.
Литература для учителя
1. Краткая химическая энциклопедия. – М.: Советская энциклопедия, 1961 –
1967. Т. I—V.
2. Советский энциклопедический словарь. – М:: Сов. энциклопедия, 1983.
3. Августиник А.И. Керамика. – Л.: Стройиздат, 1999.
4. Андреев И.Н. Коррозия металлов и их защита. – Казань: Татарское
книжное изд-во, 2003.
5. Бетехтин А.Г. Минералогия. – М.: Гос. изд-во геологической
литературы, 2006.
6. Бутт Ю.М., Дудеров Г.Н., Матвеев М.А. Общая технология силикатов. –
М.: Госстройиздат, 2001
7. Быстрое Г.П. Технология спичечного производства. – М.–Л.:
Гослесбумиздат, 1998.
8. Витт Н. Руководство к свечному производству. – Санкт-Петербург:
Типография департамента внешней торговли, 2004.
9. Войтович В.А., Мокеева Л.Н. Биологическая коррозия. – М.: Знание,
1980. № 10.
10. Войцеховская А.Л., Вольфензон И. И. Косметика сегодня. – М.: Химия,
2007.
11. Дудеров И.Г., Матвеева Г.М.,. Суханова В.Б. Общая технология
силикатов. – М.: Стройиздат, 2005.
12. Козловский А.Л. Клеи и склеивание. – М.: Знание, 1998.
13. Козмал Ф. Производство бумаги в теории и на практике. – М.: Лесная
промышленность, 1998.
14. Кукушкин Ю.Н. Соединения высшего порядка. – Л.: Химия, 1991.
15. Кульский Л.А., Даль В.В. Проблема чистой воды. – Киев: Наукова думка,2006.
16. Лосев К.С. Вода, – Л.: Гидрометеоиздат, 1996.
17. Лялько В.И. Вечно живая вода. – Киев: Наукова дума, 2003.
18. Петербургский А.В. Агрохимия и система удобрений. – М.: Колос, 2003.
19. Теддер Дж., Нехватал А., Джубб А. Промышленная органическая химия. —
М.: Мир, 2006.
20. Улиг Г.Г., Реви Р.У. Коррозия и борьба с ней. – Л.: Химия, 2004.
21. Чалмерс Л. Химические средства в быту и промышленности – Л.: Химия,
2005.
22. Чащин А.М. Химия зеленого золота. — М.: Лесная промышленность, 1987.
23. Энгельгардт Г., Гранич К., Риттер К. Проклейка бумаги. – М.: Лесная
промышленность, 1975.
Дополнительная литература
1. Грусман О.М. Химические материалы, красители и моющие средства. – М.:
Просвещение, 2005.
2. Дмитриева А. И. , Ильина Л. В. «Наш дом – наш быт». – М.: «Знание», 1992.
3. Зайцев А.Н. О безопасных пищевых добавках и «зловещих» символах «Е»,
журнал «Экология и жизнь», № 4, 1999
4. Игнатьев С.Ю., Химия нетрадиционные уроки, Волгоград, изд. «Учитель», 2004.
5. Коновалов В.Н. Техника безопасности при работах по химии. Пособие для
учителя. –4-е изд. – М.: Просвещение, 2000.
6. Кукушкин Ю.Н. Рассказы о химии и веществах. СПб., Синтез,1995
7. Кукушкин Ю.Н. Химия вокруг нас. Справочное пособие. М. Высшая школа. 1992
8. Локерман А.А. Рассказы о самых стойких. М. Знание 1982
9. Макаров К.А. Химия и здоровье (серия «Мир знаний»). – М.: Просвещение, 1985.
10.Макаров К.А. Химия и медицина. – М.: Просвещение, 2010.
11.Милашев В.А. Алмаз. Легенды и действительность. Л. Недра 1981
12.Музыкина О. Путеводитель по косметике. М., 2001.
13.Несмеянов А. Н., Беликов В. М., Пища будущего, 2 изд., М., 2003
14.Опаловский А.Л.Планета Земля глазами химика. М. Наука 1990
15.Пичугина Г.В. Повторяем химию на примерах повседневной жизни (серия
«Методическая библиотека»). – М.: АРКТИ, 2009.
16. Пичугина Г.В. Химия и повседневная жизнь человека. М.: Дрофа, 2004. – 252с.
(Библиотека учителя).
17.Потемкин С.В. .Благородный 79-й. Очерк о золоте. М. Недра 1988
18.Рогожников С.И. Все о химических элементах. СПб. Химия 1996
19.Росивал Л. и др. Посторонние вещества и пищевые добавки в продуктах. — М.:
«Лег. и пищ. пром.», 1982 г
20.Рунов И.И., Щенев А.В. Кроссворды для школьников. Химия. Ярославль,
Академия развития 1998
21.Соболевский В.И. Замечательные минералы. Книга для учащихся. М.
Просвещение 1983
22.Титова И.М. Вещества и материалы в руках художника. Пособие для учителя. М.
Мирос 2004
23.Толстогузов В. Б., Искусственные продукты питания, М., 2000.
24.Трушкина Л. и др. Еда с аппетитом – М.: Центр здорового питания, 2002.
25.Тяглова Е.В. Исследовательская деятельность учащихся по химии. М.: Глобус,
2007.
26.Юдин А.М. Химия в нашем доме: Справ. изд.- 3 изд. – М.: Химия, 2010.
27.Федотов Г.Я. Звонкая песнь металла. Книга для учащихся. М. Просвещение 1990
28.Фримантл М. Химия в действии. – М.: Мир, 2001.
29.Харлампович Г.Д., Семенов А.С., Попов В.А. Многоликая химия. – М.:
Просвещение, 2002.
30.Эмуэлл Д. Искусственные драгоценные камни. М., Недра 1996 Войтович В.А.,
Афанасьев А.Х. Х
Адреса Интернет-сайтов с аннотациями
1.http://www.alhimik.ru
АЛХИМИК
Электронный журнал для преподавателей, школьников и студентов, изучающих
химию. Включает методические рекомендации для учителей химии, справочники,
биографии великих химиков, разделы "Веселая химия", "Химия на каждый день" и
много другой интересной и полезной информации.
2.http://www.chemistry.narod.ru
Мир химии
Содержит химические справочники, историю создания и развития периодической
системы элементов (ссылка "Музей"), описание химических опытов с различными
элементами, сведения из основных областей химии (ограническая, агрохимия,
геохимия, экохимия, аналитическая химия, фотохимия, термохимия, нефтехимия),
раздел химических новостей, ссылки на полезные ресурсы Интернета и т.д.
3.http://hemi.wallst.ru
Химия. Образовательный сайт для школьников
Электронный учебник по химии для средней школы, пригодный для использования
как в обычных, так и в специализированных классах, а также для повторения
материала в выпускном классе и для подготовки к экзаменам. На сайте опубликован
ряд приложений: таблица Менделеева, таблица электроотрицательностей элементов,
электронные конфигурации элементов и др., а также задачи для самостоятельного
решения.
4.http://www.college.ru/chemistry/
Открытый колледж: химия
Электронный учебник по химии (неорганическая, органическая, ядерная химия,
химия окружающей среды, биохимия); содержит большое количество
дополнительного материала. Учебник сопровождается справочными таблицами,
приводится подробный разбор типовых задач, представлен большой набор задач для
самостоятельного решения.
5.http://www.chemistry.ssu.samara.ru
Органическая химия
Электронный учебник по органической химии для средней школы. В учебнике
излагаются теоретические основы органической химии и сведения об основных
классах органических веществ. Приводятся рекомендации по решению задач.
Учебные тексты сопровождаются большим количеством графических иллюстраций
и анимаций, в том числе трехмерных.
6.http://chemistry.r2.ru
Уроки по химии для школьников
Сайт содержит теоретический материал по химии, структурированный по урокам. В
разделе "Упражнения" можно найти задания на закрепление теоретического
материала. В разделе "Задачи" разбирается решение основных типов задач. Разделы
"Контрольные работы" и "Олимпиады" содержат соответственно примерные
варианты контрольных работ (с решениями для самопроверки) и тексты олимпиад
для школьного тура. В разделе "Экзамены" опубликованы билеты для учеников 9 и
11 классов с примерным содержанием практической части билетов.
7.http://www.informika.ru/text/database/chemy/Rus/chemy.html
Электронные учебники по общей химии, неорганической химии, органической
химии
Предоставляются справочные материалы (словарь химических терминов,
справочные таблицы, биографии великих химиков, история химии), а также
тестовые вопросы.
8.http://www.edu.nsu.ru/noos/chemistry/
Химический раздел
Программы школьных курсов и спецкурсов по химии, электронные учебники,
олимпиады, справочники по органической химии, советы, правила техники
безопасности, интересные опыты, применение химии в повседневной жизни,
коллекции ссылок на химические ресурсы Интернета, юмор.
9.http://www.mari-el.ru/mmlab/home/organic/www/main.htm
Гипермедиа обучающий учебник "Общая и неорганическая химия для WWW"
Фрагменты гипермедийного учебника по органической химии, включает основные
положения органической химии. Содержит графические и анимационные
иллюстрации.
10.http://www.chem.isu.ru/leos/bases.html
Химический ускоритель – список документов
Базы данных электронной справочно-информационной системы "Химический
ускоритель".. Содержит ссылки на учебные пособия (глоссарий терминов,
используемых в органической и физической органической химии, толковый словарь
по стереохимии, классификатор классов органических соединений и др.);
справочники по методам органической химии (справочник по именным реакциям,
именные реакции в синтетических методах органической химии, классификатор
реагентов по типам реакций и др.); справочники по фосфорорганическим
соединениям.
11.http://lyceum1.ssu.runnet.ru/~vdovina/sod.html
Расчетные задачи по химии
Сборник расчетных задач по неорганической химии (разделы "Галогены", "Сера и ее
соединения", "Подгруппа азота", "Подгруппа углерода", "Химические свойства
металлов", "Электролиз", "Концентрация растворов", "Соли"), органической химии
(разделы "Углеводороды", "Кислородсодержащие соединения", "Азотсодержащие
соединения", "Углеводы"), а также список рекомендуемой литературы.
12.http://www.edu.yar.ru/russian/cources/chem/
Химическая страничка
Задачи для олимпиад по химии, описание интересных химических опытов, словарь
химических терминов, сведения из геохимии (происхождение и химический состав
некоторых минералов).
13.http://rostest.runnet.ru/cgi-bin/topic.cgi?topic=Chemistry
Образовательный сервер тестирования по химия
Бесплатное оn-line тестирование, требует регистрации в системе. Тестовые задания
включают в себя составление уравнений и выбор условий проведения химических
реакций, классификацию элементов и сложных веществ, вопросы по структуре
молекул, количественный расчет реагентов, способы идентификации веществ.
14.http://www.edu.yar.ru/russian/pedbank/sor_uch/chem/
Банк педагогического опыта
Банк передового педагогического опыта в преподавании химии. Опубликованы
следующие разработки: реферат по химии на тему "Вода", примерный план КВН по
химии, тестовые работы (9 класс) разного уровня сложности, методические указания
"Экологическое образование и воспитание учащихся при обучении химии в 8
классе", ролевая игра на уроке химии на тему "Производство серной кислоты",
"Получение ацетатного волокна путем применения газа озона", подробное описание
уроков на тему "Первоначальные химические понятия" и "Углеводы" и др
15.http://www.ipk.alien.ru/education/s-school/org-him.html
Аграрная школа
Методические рекомендации по проведению компенсаторного курса "Органические
вещества", который предполагается изучить в конце 9 класса на 10 уроках. На сайте
предложено подробное планирование каждого урока, включая цель урока, порядок
его проведения, контрольные вопросы и задачи, химические диктанты.
16.http://www.1september.ru/ru/him.htm
Еженедельное приложение "Химия" к газете "1 сентября"
Можно найти содержание всех номеров приложения, а также познакомиться с
отдельными статьями.
17.http://www.1september.ru/ru/him/2000/no38_1.htm
Именные реакции
История науки в школьном курсе органической химии. Данные об ученых-химиках
разных стран – первооткрывателях тех или иных химических превращений
(реакций, перегруппировок, идентификационных проб, правил и т. п.).
18.http://teacher.km.ru/chem.phtml
Учимся учиться: Химия
Обучающие и демонстрационные компьютерные программы по химии (программа с
информацией о каждом элементе, а также позволяющая проводить вычисление
массы и объема веществ; программа для расчета активности ионов; программа для
определения массы вещества для приготовления раствора с заданной концентрацией
и объемом и др.).
Материально – техническое обеспечение
Ноутбук
Видеопроектор
Интерактивная доска
Химическая посуда
Набор реактивов