Моя малая Родина (ФГОС НОО, 1 класс)

ПРИЛОЖЕНИЕ № 14
к ООП НОО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
МОЯ МАЛАЯ РОДИНА
(ФГОС НОО, 1 класс)

Тавда, 2023

Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена:
 в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ (ред.
От 23.07.2013) «Об образовании в Российской Федерации»,
 в соответствии с Федеральным государственным образовательным
стандартом начального общего образования,
 на основе учебного плана МАОУ СОШ № 9 г. Тавда на 2023-2024
учебный год.
Современное начальное образование ставит своей главной целью
развитие личности ребёнка. В концепции федеральных государственных
стандартов второго поколения в качестве конечного результата
образовательной деятельности российской школы фиксируется портрет
выпускника начальной школы, в котором важнейшее место отводится
нравственным качествам ребёнка: «любящим свой народ, свой край и свою
Родину; уважающим и принимающим ценности семьи и общества»
Цель данной программы: Создание условий для расширения знаний
школьника о самом себе, об истории и культуре родного края, о природе,
пробуждении у детей интереса и уважения к родному краю.
Задачи программы:
-формировать уважительное отношение к семье, к родному городу, к
России, ее природе и культуре, истории и современной жизни.
- расширять общий кругозор учащихся; знакомить учащихся с историей
родного края, с его достопримечательностями, с людьми, прославивших
родной край;
-развивать познавательную самостоятельность; развивать речь,
внимание; развивать пространственное воображение.
.
- совершенствовать нравственные качества, ориентируясь на
общечеловеческие ценности
- развивать способности к поисково-исследовательской, творческой
деятельности.
Курс рассчитан на 33 занятия в год, по 1часу в неделю по 40 минут.
Содержание программы
Программа «Мой край родной», направление – духовно-нравственное.
Программа предполагает формирование понятия о малой родине, воспитание
любви к самому дорогому месту человека – родному дому, ознакомление на
основе народных традиций с историей и культурой быта,
взаимоотношениями взрослых и детей в семье, представление
первоначальных сведений об истории города Тавды и людях, его
прославивших. Воспитать настоящих граждан – патриотов своей Родины
невозможно без знаний о своей малой родины. Именно поэтому в настоящее
время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края, к его
истории, культуре, традициям.
Требования к уровню освоения программы внеурочной
деятельности

Оценка планируемых результатов
Основанием для выделения требований к уровню подготовки
обучающихся выступает основная образовательная программа начального
общего образования МАОУ «СОШ № 9», на базе которой разрабатывается
рабочая программа внеурочной деятельности.
В основу изучения курса положены ценностные ориентиры, которые
оцениваются по трём уровням:
 Первый
уровень результатов — приобретение школьником
социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о
социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.
п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет
взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него
носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
 Второй уровень результатов — получение школьником опыта
переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества
(человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура),
ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения
данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие
школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной,
дружественной про-социальной среде. Именно в такой близкой социальной
среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое
подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или
отвергает).
 Третий уровень результатов — получение школьником опыта
самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном
общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами
дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей,
которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный
человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать)
социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте
самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та
готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и
гражданского общества.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной
деятельности
Рабочая программа внеурочной деятельности ориентирована на
достижение планируемых результатов освоения основной образовательной
программы начального общего образования МАОУ «СОШ №9»:
1.
личностные результаты — готовность и способность
обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и
познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы,
отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные

компетентности, личностные качества; сформированность основ российской,
гражданской идентичности;
2. метапредметные результаты — освоенные обучающимися
универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и
коммуникативные);
3. предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения
учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области
деятельности по получению нового знания, его преобразованию и
применению, а также система основополагающих элементов научного
знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
Сформированность уважительного отношения к родному краю, к своей
стране, своей семье, культуре, природе.
Универсальные учебные действия
Коммуникативные УУД:
 Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в
устной и письменной речи (на уровне одного предложения или
небольшого текста)
 умение слышать и слушать партнёра, уважать своё и чужое мнение,
учитывать позиции всех участников общения и сотрудничества;
 умение планировать и реализовывать совместную деятельность как в
позиции лидера, так и в позиции рядового участника умение разрешать
конфликты на основе договорённости.
Регулятивные УУД:
 высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрацией,
работать по предложенному учителем плану. Средством формирования
этих действий служит технология проблемного диалога на этапе
изучения нового материала.
 развитие любознательности, инициативы в учении и познавательной
активности, умения ставить вопросы и находить ответы;
 планирование своих действий под руководством учителя;
Личностные УУД:
 доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к
сотрудничеству и дружбе;
 способность к эмпатии и сопереживанию, эмоционально-нравственной
отзывчивости на основе развития стремления к восприятию чувств других
людей и экспрессии эмоций.

Календарно – тематическое планирование
№ Название
уро раздела,
УУД
ка
тема
Деятельность обучающихся
1 Моя семья. Составляют устный рассказ о своей семье, используя
семейные фотографии. Изображают на рисунке членов
семьи.
К: умение слышать и слушать товарища, уважать своё и
чужое мнение; планировать и реализовывать совместную
деятельность.
Р: умение классифицировать ситуации по различным
основаниям под руководством учителя.
П: развитие любознательности, инициативы в учении и
познавательной активности, умения ставить вопросы и
находить ответы, делать выводы и обобщения.
Л: доброжелательность, доверие и внимание к людям,
готовность к сотрудничеству и дружбе.
2 Мой дом
Уточняют
представление
о
российской
семье;
воспитывают чувство близости с членами семьи.
Составляют устный рассказ о своем доме. Рисуют свой
дом.
К: умение уважать своё и чужое мнение; планировать и
реализовывать совместную деятельность.
Р: умение классифицировать ситуации по различным
основаниям под руководством учителя.
П: умения ставить вопросы и находить ответы, делать
выводы и обобщения; планирование своих действий.
Л: доброжелательность, доверие и внимание к людям,
готовность к сотрудничеству и дружбе.
3 Мир дома Узнают об обрядах и обычаях, связанных со
твоего
строительством дома и новосельем (из истории), об
обрядах с домашними животными.
К: умение слышать и слушать партнёра; планировать и
реализовывать совместную деятельность.
Р: умение классифицировать ситуации по различным
основаниям под руководством учителя.
П: развитие любознательности и познавательной
активности, умения делать выводы и обобщения;
планирование своих действий.
Л: готовность к сотрудничеству и дружбе.
4 Моя улица Узнают и называют улицы по месту жительства. Узнают
об истории названий улиц, их роли в жизни современного
человека. Пешая экскурсия по главной улице Тавды.
К: умение слышать и слушать партнёра; планировать и
реализовывать совместную деятельность.
Р: умение оценивать правильность выполнения заданий и
вносить необходимые коррективы.

Кол-во
часов
1

1

1

1

5

6

7

8

П: развитие любознательности и познавательной
активности, умения ставить вопросы и находить ответы;
планирование своих действий.
Л: готовность к сотрудничеству и дружбе.
Моя
Получают информацию о понятиях «поколение»,
родословн «потомки», «предки». Составляют родословное древо.
ая
К: умение уважать своё и чужое мнение; планировать и
реализовывать совместную деятельность.
Р: выполнять учебные действия в речевой и умственной
форме
П: развитие любознательности, инициативы в учении и
познавательной активности, делать выводы и обобщения;
планирование
своих
действий;
приобщение
к
исследовательской и проектной работе.
Л: доброжелательность, доверие и внимание к людям,
готовность к сотрудничеству и дружбе.
Я–
Получают информацию о значении соблюдения режима
ученик, я – дня для здоровья, целесообразной организации жизни.
школьник. К: умение слышать и слушать партнёра; планировать и
реализовывать совместную деятельность.
Р: умение классифицировать ситуации по различным
основаниям под руководством учителя.
П: развитие любознательности, инициативы в учении и
познавательной активности, умения ставить вопросы и
находить ответы, делать выводы и обобщения;
планирование своих действий.
Л: готовность к сотрудничеству и дружбе.
Родная
Узнают историю школы из рассказа учителя. Экскурсия по
школа.
школе. Конкурс рисунков «Моя школа»
К: умение уважать своё и чужое мнение; планировать и
реализовывать совместную деятельность.
Р: умение классифицировать ситуации по различным
основаниям под руководством учителя.
П: развитие любознательности и познавательной
активности, умения ставить вопросы и находить ответы,
делать выводы и обобщения; планирование своих
действий;
приобщение к исследовательской и проектной работе.
Л: готовность к сотрудничеству и дружбе.
Моя малая Получают информацию об обычаях и традициях русского
родина на народа. Читают стихи о Родине, дружбе, школе. Земляки
карте
герои.
России.
К: умение слышать и слушать партнёра; планировать и
реализовывать совместную деятельность.
Р: умение классифицировать ситуации по различным
основаниям под руководством учителя.

1

1

1

1

9

Моя малая
родина на
карте
России.

10

О гербе,
флаге и
гимне.

11

Символы
России.

12

Наш край
богат
талантами.

13

Достоприм
ечательнос

П: умение осуществлять поиск необходимой информации
для выполнения задания.
Л: готовность к сотрудничеству и дружбе.
Игра-путешествие «Знаешь ли ты свой город»
К: умение слышать и слушать партнёра.
Р: умение классифицировать ситуации по различным
основаниям под руководством учителя.
П: развитие познавательной активности, умения ставить
вопросы и находить ответы, делать выводы и обобщения.
Л: доброжелательность, доверие и внимание к людям,
готовность к сотрудничеству и дружбе.
Узнают символику нашего государства. Рисуют флаг
России. Учат гимн России.
К: умение уважать своё и чужое мнение; планировать и
реализовывать совместную деятельность.
Р: умение классифицировать ситуации по различным
основаниям под руководством учителя.
П: развитие познавательной активности, умения ставить
вопросы, делать выводы и обобщения; планирование своих
действий.
Л: доброжелательность, доверие и внимание к людям,
готовность к сотрудничеству и дружбе.
Посещение детской библиотеки. Участвуют в конкурсе
рисунков .
К: умение слышать и слушать партнёра; планировать и
реализовывать совместную деятельность.
Р: умение классифицировать ситуации по различным
основаниям под руководством учителя.
П: развитие любознательности, инициативы в учении,
умения ставить вопросы и находить ответы; планирование
своих действий; приобщение к исследовательской и
проектной работе.
Л: готовность к сотрудничеству.
Беседа по содержанию. Практическая работа: собрать и
оформить информацию (текст, набор фотографий) о
заслуженных и известных людях города Тавды.
К: умение уважать своё и чужое мнение; планировать и
реализовывать совместную деятельность.
Р: умение классифицировать ситуации по различным
основаниям под руководством учителя.
П: развитие любознательности; умения ставить вопросы и
находить ответы; планирование своих действий;
приобщение к исследовательской и проектной работе.
Л: готовность к сотрудничеству и дружбе.
Познакомить с памятниками города.
К: умение уважать своё и чужое мнение; планировать и

1

1

1

1

1

ти города.

14

15

16

17

реализовывать совместную деятельность.
Р: умение классифицировать ситуации по различным
основаниям под руководством учителя.
П: развитие познавательной активности, умения ставить
вопросы и находить ответы, делать выводы и обобщения;
планирование своих действий.
Л: доброжелательность, доверие и внимание, готовность к
сотрудничеству и дружбе.
Встреча с Встреча с ветеранами.
интересны К: умение уважать своё и чужое мнение; планировать
ми людьми совместную деятельность.
города.
Р: умение классифицировать ситуации по различным
основаниям под руководством учителя.
П: познавательной активности, умения ставить вопросы,
делать выводы и обобщения; планирование своих
действий.
Л: доброжелательность, доверие и внимание к людям,
готовность к сотрудничеству и дружбе.
Наш
Учатся узнавать здания по вывеске. Составлять рассказ о
современн своем городе.Конкурс фотографий «Знаешь ли ты свой
ый город. город?»
К: умение уважать своё и чужое мнение; планировать
совместную деятельность.
Р: умение классифицировать ситуации по различным
основаниям под руководством учителя.
П: развитие познавательной активности, планирование
своих действий; приобщение к исследовательской и
проектной работе.
Л: доброжелательность, доверие и внимание к людям,
готовность к сотрудничеству и дружбе.
Экскурсия Учатся вести наблюдения под руководством экскурсовода.
в
Знакомятся с экспонатами краеведческого музея, с
краеведчес историей нашего города.
кий музей. К: умение уважать своё и чужое мнение; планировать и
реализовывать совместную деятельность.
Р: умение классифицировать ситуации по различным
основаниям под руководством учителя.
П: развитие любознательности, инициативы в учении;
планирование своих действий.
Л: доброжелательность, доверие и внимание к людям,
готовность к сотрудничеству и дружбе.
Имя
Библиотечный урок.
города.
К: умение уважать своё и чужое мнение; планировать и
реализовывать совместную деятельность.
Р: умение классифицировать ситуации по различным
основаниям.

1

1

1

1

18

19

20

21

22

П: развитие инициативы в учении и познавательной
активности, умения ставить вопросы и находить ответы,
делать выводы и обобщения; планирование своих
действий.
Л: готовность к сотрудничеству и дружбе.
Я–
Узнают о предназначении человека. Учатся ценить в 1
надежда
других людях положительные качества и поступки.
Отечества. К: умение уважать своё и чужое мнение.
Р: умение классифицировать ситуации по различным
основаниям.
П: развитие познавательной активности; планирование
своих действий.
Л: готовность к сотрудничеству и дружбе.
Я–
Составляют памятку «Законы дружбы».
1
надежда
К: умение планировать и реализовывать совместную
Отечества. деятельность.
Р: умение классифицировать ситуации по различным
основаниям.
П: развитие познавательной активности, ставить вопросы,
делать выводы; планирование своих действий;
приобщение к исследовательской и проектной работе.
Л: готовность к сотрудничеству и дружбе.
Народные Узнают о праздниках народов Тавды.
1
праздники. К: умение уважать чужое мнение; планировать и
реализовывать совместную деятельность.
Р: умение классифицировать ситуации по различным
основаниям.
П: развитие любознательности и познавательной
активности, приобщение к исследовательской и проектной
работе.
Л: доброжелательность, доверие и внимание к людям,
готовность к сотрудничеству и дружбе.
Красота
Занятие проводится в форме виртуального путешествия в
природы
растительный и животный мир Тавдинского района.
родного
К: умение уважать своё и чужое мнение.
края
Р: умение классифицировать ситуации по различным
основаниям.
П: развитие познавательной активности; планирование
своих действий.
Л: готовность к сотрудничеству и дружбе.
Береза
Квест –игра по станциям «Русская березка символ Родины
символ
моей»
России.
К: умение планировать и реализовывать совместную
деятельность.
Р: умение классифицировать ситуации по различным
основаниям.

23

24

25

26

П: развитие познавательной активности, ставить вопросы,
делать выводы; планирование своих действий;
приобщение к исследовательской и проектной работе.
Л: готовность к сотрудничеству и дружбе.
Растения и Знакомятся с краткими сведениями из истории
животные возникновения Международного дня птиц, расширяют
вокруг нас представления о пернатых. Принимают участие в
экологических акциях.
К: умение уважать чужое мнение; планировать и
реализовывать совместную деятельность.
Р: умение классифицировать ситуации по различным
основаниям.
П: развитие любознательности и познавательной
активности, приобщение к исследовательской и проектной
работе.
Л: доброжелательность, доверие и внимание к людям,
готовность к сотрудничеству и дружбе.
Люблю
Знакомятся с традициями народов Тавды.
тебя мой
К: умение уважать своё и чужое мнение.
край
Р: умение классифицировать ситуации по различным
родной
основаниям.
П: развитие познавательной активности; планирование
своих действий.
Л: готовность к сотрудничеству и дружбе.
ЗемлякиУзнают информацию о земляках-героях на библиотечном
герои.
уроке и в городском музее.
К: умение планировать и реализовывать совместную
деятельность.
Р: умение классифицировать ситуации по различным
основаниям.
П: развитие познавательной активности, ставить вопросы,
делать выводы; планирование своих действий;
приобщение к исследовательской и проектной работе.
Л: готовность к сотрудничеству и дружбе.
Экскурсия Ведут наблюдения под руководством экскурсовода.
в
Перерабатывают полученную информацию, делают
краеведчес выводы
кий музей. К: умение уважать чужое мнение; планировать и
реализовывать совместную деятельность.
Р: умение классифицировать ситуации по различным
основаниям.
П: развитие любознательности и познавательной
активности, приобщение к исследовательской и проектной
работе.
Л: доброжелательность, доверие и внимание к людям,
готовность к сотрудничеству и дружбе.

27

28

Организац
ионное
занятие.
Предъявле
ние
заданий
группам
Представл
ение
проектов.

29

Представл
ение
проектов.

30

Представл
ение
проектов.

31

Представл
ение
проектов.

Учатся оформлять и представлять проект.
К: умение уважать своё и чужое мнение.
Р: умение классифицировать ситуации по различным
основаниям.
П: развитие познавательной активности; планирование
своих действий.
Л: готовность к сотрудничеству и дружбе.
Учатся оформлять и представлять проект.
К: умение планировать и реализовывать совместную
деятельность.
Р:
постановка
учебной
задачи,
планирование
самостоятельной работы
П: развитие любознательности и познавательной
активности, приобщение к исследовательской и проектной
работе.
приобщение к исследовательской и проектной работе.
Л: осознавать ценность взаимопомощи для успешного
выполнения работы.
Учатся оформлять и представлять проект
К: умение планировать и реализовывать совместную
деятельность
Р:
постановка
учебной
задачи,
планирование
самостоятельной работы
П:развитие
любознательности
и
познавательной
активности, приобщение к исследовательской и проектной
работе.
Л: осознавать ценность взаимопомощи для успешного
выполнения работы
. Учатся оформлять и представлять проект
К: умение планировать и реализовывать совместную
деятельность
Р:
постановка учебной задачи, планирование
самостоятельной работы
П:развитие
любознательности
и
познавательной
активности, приобщение к исследовательской и проектной
работе.
Л: готовность к сотрудничеству и дружбе.
Учатся оформлять и представлять проект.
К: умение планировать и реализовывать совместную
деятельность.
Р:
постановка учебной задачи, планирование
самостоятельной работы
П: развитие познавательной активности, планирование
своих действий; приобщение к исследовательской и
проектной работе.
Л: готовность к сотрудничеству и дружбе.

32

33

Представл
ение
проектов.

Учатся оформлять и представлять проект.
К: умение уважать чужое мнение; планировать и
реализовывать совместную деятельность.
Р:
постановка учебной задачи, планирование
самостоятельной работы
П: развитие познавательной активности, планирование
своих действий; приобщение к исследовательской и
проектной работе.
Л: доброжелательность, доверие и внимание к людям,
готовность к сотрудничеству и дружбе.
Викторина Закрепляем знания детей о родном городе.
«Мой край К: умение уважать чужое мнение; планировать и
родной»
реализовывать совместную деятельность.
Р: умение классифицировать ситуации по различным
основаниям.
П: развитие любознательности и познавательной
активности.
Л: доброжелательность, доверие и внимание к людям,
готовность к сотрудничеству и дружбе.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».